Рассматривается разработка социоэколого-экономических показателей (индикаторов) как целостного подхода для анализа эффективности и принятия управленческих решений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В основе классификации устойчивости управления отходами лежат экономические, экологические, технологические показатели. В существующих исследованиях прослеживается влияние концепции устойчивого развития, а также целей устойчивого развития (ЦУР) на систематизацию и классификацию инструментария оценки устойчивости системы обращения с отходами. Анализ существующих международных и российских исследований позволил выявить недостаточный уровень интеграции предлагаемых авторами показателей для оценки систем управления отходами, что предопределяет необходимость использования наилучшего инструмента оценивания для избежания неопределенностей при сравнении практик управления ТКО между городами. При разработке интегральных показателей устойчивости городской системы управления отходами надо учитывать, что эффективность интегрированной системы обращения с ТКО в значительной степени зависит от различных экономических, экологических и социальных аспектов. Наилучшим, по мнению авторов, является обновленный и пересмотренный набор контрольных показателей ISWM «Wasteaware». Данные показатели изначально были сформулированы на основе научных работ ООН-Хабитат и значительно дополнены с позиции концепции «Z-waste». Показатели ISWM «Wasteaware» можно применять к широкому списку городов с разными климатическими, финансовыми и технологическими условиями. Данные индикаторы затрагивают все связанные с управлением ТКО критерии на макро-, мезо- и микроуровнях. Контрольные показатели ISWM «Wasteaware» являются матрицей для принятия эффективных природоохранных решений в управлении отходами и выступают инструментарием для оценки эффективности проводимой экологической и социально-экономической политики.
Известно, что болезни, развитие которых связано с нарушениями питания, составляют значительную долю в структуре причин общей смертности. Накопленный объем исследований в настоящее время позволяет утверждать, что потребление определенных продуктов питания или связанных с ними физиологически активных компонентов способствует поддержанию оптимального состояния здоровья и помогает снизить риск развития некоторых заболеваний.
Все продукты в некоторой степени функциональны, потому что все они имеют определенную питательную ценность. Подавляющее большинство функционально значимых компонентов содержится в растительных продуктах питания, однако существует несколько классов физиологически активных функциональных пищевых ингредиентов животного и микробиологического происхождения.
Функциональные пищевые продукты, ориентированные на пользу для здоровья, будут востребованы в течение следующих нескольких десятилетий, учитывая заинтересованность потребителей в сохранении здоровья как можно более долгое время, демографическое старение населения планеты и растущие расходы на здравоохранение.
Функциональные продукты питания представляют собой одну из наиболее интенсивно исследуемых и широко пропагандируемых областей в науке о питании, однако они не являются панацеей – для сохранения и поддержания здоровья требуется комплексный подход, учитывающий соблюдение всех принципов здорового образа жизни.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.