В статье указывается на отсутствие в настоящее время в России системы всеобщего и комплексного экологического воспитания и образования, которое необходимо человеку для его гармоничного развития и формирования экологически ответственного мировоззрении. Экологическое образование и воспитание позволяет сформировать правильное экологическое мышление, создать условия для воспитания экологической культуры в обществе, развить у человека бережное и гуманное отношение к природным богатствам и сохранить национальные ценности. Таким образом, одним из необходимых условий духовно-нравственного становления личности и защиты национальной безопасности является система всеобщего, комплексного экологического образования и воспитания экологической культуры, подкрепленная соответствующим нормативно-правовым обеспечением, определяющим систему управления и финансирования, порядок осуществления деятельности на всех ступенях образовательного процесса и ответственность всех ее участников на основе единой государственной политики.
При рассмотрении судебных дел о защите имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы следует учитывать ряд особенностей. В статье проанализированы судебные дела (на примере Нижегородской области), в которых чаще всего принимают участие уполномоченные государственные органы по искам о защите имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы. Такие дела рассматриваются как в арбитражных судах (например, между органами государственной власти и предпринимателями), так и в судах общей юрисдикции (например, дела о привлечении к ответственности за незаконную вырубку леса). Выявлено, что стандартная процедура судебного разбирательства в таких делах предполагает исковые заявления, собирание доказательств, экспертизы состояния лесных ресурсов и оценку причиненного ущерба. Судебная защита имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы представляет собой сложный и многоуровневый процесс, важнейшими элементами которого являются правоприменительная практика, участие специализированных государственных органов в разрешении дел и оценка экологических последствий нарушений. Проведенный анализ материалов практики подчеркивает несколько важных особенностей и проблем, свидетельствующих о недостаточной эффективности деятельности органов выборочного контроля и надзора за использованием лесных ресурсов.
В статье проанализированы универсальные и специальные способы защиты имущественных прав. Отмечено, что основными правовыми способами защиты имущественных прав Российской Федерации на леса являются государственная регистрация лесных участков в Едином государственном реестре недвижимости, государственный контроль и надзор за использованием лесов, договорные механизмы, контроль лесовосстановительных мероприятий.
Защита имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы сочетает юрисдикционные и неюрисдикционные формы, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, а также устойчивое и рациональное использование лесных богатств страны. Специальные способы защиты имущественных прав уточняют и дополняют общие способы, учитывая характер конкретного нарушения.
В свете современных технологий также используется внедрение систем географической информационной системы и спутникового мониторинга для отслеживания состояния лесных ресурсов и оперативного реагирования на инциденты.
Таким образом, правовая защита имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы осуществляется с привлечением различных правовых механизмов и инструментов: от регистрации и контроля до договорного регулирования и судебного преследования нарушителей.