В статье эксплицируется социально-философский аспект в изучении семейной медиации. Для этого используется концепт «автономность семейного микросоциума». Тем самым изучение микросоциума в эпистемологическом поле смещается из области социологии в сторону социальной философии. Проводится мысль о том, что благодаря своей автономности семья остается традиционным устойчивым социокультурным институтом, который имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Семейная автономия имеет ценностный характер, в основе ее лежит ценностно-смысловая нравственная реальность брака, предполагающая конфликтные ситуации в основном на почве так называемого «несходства характеров». К различным признакам семейной автономии предлагается добавить признак необходимости специфической медиации, которая сохраняет целостность семейного микросоциума, его автономность. В то же время подчеркивается важность формы медиации, направленной на регулирования баланса личностных автономий в семье. Подчеркивается значимость диалога личностей в процессе семейной медиации, поскольку диалог формирует автономию семейного микросоциума.
Рассматриваются проблемы привлечения к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 20.3.3 КоАП РФ, ст. 280.3 УК РФ. Указывается, что соответствующие нормы уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях являются новеллами, а правоприменительная практика по таким делам в настоящее время находится в стадии формирования. Выявляются признаки дискредитирующих действий, формы их проявления, раскрываются особенности их квалификации.