Статья посвящена рассмотрению судеб японских семинаристов, обучавшихся в Казанской духовной академии в период второй половины XIX - начала ХХ в. Обращено внимание на открытие в 1858 г. в Японии русской консульской службы, что способствовало становлению и последующей успешной деятельности русской православной миссии в Японии. Одним из направлений ее работы стало приобщение к православию местного населения, часть которого в дальнейшем смогла получить церковное образование, в том числе и в Казанской духовной академии. В числе ее студентов оказались Пантелеймон Сато, Михей Накамура и Петр Уцияма. На основе воспоминаний равноапостольного Николая Японского (Касаткина), материалов протоколов заседаний Совета Казанской духовной академии, памятных книжек Казанской духовной академии и других документов рассмотрены некоторые особенности обучения и последующей службы японских семинаристов. Сделан вывод, что несмотря на различные характеры и судьбы, японских студентов Казанской академии объединяли высокий интерес к русской культуре и православию, а для Казанской духовной семинарии этот опыт оказался бесценным в процессе укрепления ее влияния на международной арене.
Статья затрагивает проблему ликвидации еще сохранившихся к началу 1960-х гг. церквей в рамках проводимого в стране антирелигиозного курса. Обращено внимание на общие статистические данные, свидетельствующие о сокращении численности православных храмов в Татарской республике к моменту осуществления «хрущевской» антирелигиозной кампании. Приводится комментарий к документальным материалам, относящимся к факту сноса деревянной Михайло-Архангельской церкви, построенной в 1897 г. в селе Старая Тумба Алькеевского района ТАССР. На конкретном примере показана роль Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР - специально созданного органа, проводящего в жизнь антирелигиозный курс правительства. На основе приведенных документов раскрывается юридический механизм ликвидации недействующих церквей. Сделан вывод, что подобные действия, проводимые в период «хрущевской» борьбы с религией, приводили к уничтожению архитектурного наследия и способствовали духовному кризису общества.