УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

Многочисленные исследования современного рынка труда констатируют стабильный рост текучести кадров, обусловленный совокупностью экономических, организационных, социальных и личностных причин. Кроме этого выявлена новая тенденция выраженная в готовности к смене трудовой деятельности, места работы, снижение страха потерять работу, что особенно характерно для сотрудников начального звена. Современные работы, выполненные в области социального управления среди причин этого явления, наряду с традиционными экономическими причинами, выделяют такие как необходимость формирования организационной культуры компаний, создание системы мотивации труда для сотрудников и реализацию программ адаптации. Несмотря на то, что компании активно реализуют такие программы, разрабатывая их самостоятельно или с приглашением специалистов, текучесть кадров не снижается. На основе анализа программ адаптации, предлагаемых компаниями для специалистов начального звена, обоснована необходимость построения этих программ с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам цифрового общества, развивающего явления транспрофессионализма, а также с учетом затруднений, возникающих в процессе адаптации сотрудников на новом рабочем месте. Раскрыта логика построения программ адаптации, ориентированных не только ознакомление сотрудника с базовыми рабочими процессами, рабочим местом и его профессиональными задачами, но на развитие универсальных компетенций (когнитивных, социально-поведенческих и коммуникативных). Определены условия реализации программ адаптации, способствующие развитию мотивации и осознанию специалистами возможностей для самосовершенствования и развития компетенций, актуальных для специалистов информационного общества. Первое - привлечение к реализации программы адаптации опытных коллег, использование технологии «Job shadowing». Второе - реализация адаптации в естественной среде внутрифирменного взаимодействия. Третье - использование современных инструментов поддержания коммуникации сотрудников в реальном и виртуальном пространстве. Отмечено, что программа адаптации реализуется последовательно с соблюдением этапов адаптации, на каждом из которых формируются необходимые компетенции и достигается решение задач адаптации.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (245) (2025)
Автор(ы): Писарев Валентин Александрович
Сохранить в закладках