И всё же, что такое философия образования? (Некоторые соображения, касающиеся определений) (2024)

Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.

Постановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования.

Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе.

Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них – это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия – это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу.

Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 4 (2024)
Автор(ы): Минеев Валерий Валерьевич, Штумпф Светлана Петровна, Яценко Михаил Петрович, РАВОЧКИН НИКИТА НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
Осмысление целей образования в социально-экологической перспективе (2024)

Введение. В статье рассматриваются особенности подходов к осмыслению вопросов философии образования, основанные на принципах и данных социальной экологии. Подобные энвайронменталистские подходы, предвосхищенные еще в работах Э. Геккеля, активно развиваются на сегодняшний день, что находит свое выражение, в частности, в существовании специализированных периодических изданий и формировании особых тематических пространств обсуждения.

Постановка задачи. Авторами предпринимается попытка выявления социально-философских оснований энвайронменталистских подходов к образованию. В центре представленного в статье рассмотрения находятся энвайронменталистские суждения, касающиеся вопроса о целях образования.

Методика и методология исследования. Для решения поставленной задачи авторами осуществляется содержательно-критический и компаративный анализ энвайронменталистских решений, представленных в отечественной и зарубежной литературе.

Результаты. Показано, что с социально-философской точки зрения небезынтересным представляется энвайронменталистское понимание соотношения сфер общественной жизни. Многими из сторонников этого направления высказываются критические суждения относительно влияния экономических социальных институтов на функционирование общества и его развитие. Экологические проблемы, на поиск решения которых направлены и предлагаемые энвайронменталистами трансформации образования, детерминируются, с их точки зрения, социальными факторами. Фактически экологическая тематика используется энвайронменталистами для аргументации различных взглядов на образование, основанных на отличающихся установках не только теоретического, но и политического характера.

Выводы. Осуществленное рассмотрение показывает, что энвайронментализм и социально-экологическую философию образования целесообразно рассматривать как тематически однородный комплекс содержательно различающихся решений. Подобные подходы представляют собой результат рефлексии классической проблематики философии образования с помощью «экологических» ценностных и когнитивных установок.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 3 (2024)
Автор(ы): Рахинский Дмитрий Владимирович, Панасенко Галина Васильевна, Мельникова Татьяна Витальевна, Минеев Валерий Валерьевич, Штумпф Светлана Петровна
Сохранить в закладках
Цель образования как объект социально-философского изучения (2024)

Введение. Представленное в статье исследование ориентировано на выявление наиболее значимых аспектов проблематики целей образования. Рассматриваются существующие способы понимания целей образования, делаются выводы относительно их отличительных особенностей. Показана связь проблематики цели образования с другими аспектами философской рефлексии образования: вопросами об определении образования и критериях оценки образовательных результатов.

Постановка задачи. В работе ставится задача обобщения современных социально-философских представлений о целях образования. Авторы придерживаются позиции, согласно которой возникновение, изменение, функционирование целей образования преимущественно детерминируются социальными факторами.

Методика и методология исследования. В ходе осуществления исследования использовались методы содержательного и сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблематике целей образования.

Результаты исследования. Освещаются значимые вехи развития осмысления проблематики целей образования в социально-философском ключе. Рассматривается содержание нормативного подхода к пониманию целей образования, развитого Р. С. Питерсом, а также связи его концепции цели образования с пониманием образования как инициации. Анализируются новшества функционалистского подхода к пониманию целей образования. Показана значимость разграничения типов целей, фигурирующих в образовательном контексте. Воспроизводятся некоторые из позиций, касающихся обусловливания целей образования влиянием иных социальных институтов: политических, экономических.

Выводы. Авторы склоняются к представлению о многомерности цели образования, ее комплексности. Ими подчеркивается ограниченность бинарных классификаций образовательных целей. Рассмотрение с таких позиций позволяет заключить, что вопрос о целях образования является одним из приоритетных для социально-философской рефлексии образовательной реальности.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Автор(ы): Рахинский Дмитрий Владимирович, Панасенко Галина Васильевна, Минеев Валерий Валерьевич, Штумпф Светлана Петровна, Михайличенко Александр Геннадьевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2024)

Проблема и цель. В статье предпринимается анализ процесса формирования представлений о науке у учащихся общеобразовательной школы. Внимание фокусируется на субъективно-личностном восприятии различных аспектов научной деятельности, на его связи с характеристиками активности учащихся, взаимодействующих с учителем-предметником.

Цель статьи. Выявить основные проблемы и трудности, возникающие при формировании представлений о науке и в процессе приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды как классических авторов, так и современных: Вл. С. Соловьёва, В. И. Вернадского, А. П. Огурцова, В. М. Розина, Ю. Н. Солонина и других. Используются, главным образом, философско-теоретические методы, диалектический подход, анализ вторичной информации, контент-анализ, но также и авторский опыт наблюдений за обучающимися.

Научная новизна заключается в систематизации данных о формировании образа науки у учащихся в общеобразовательной школе и, соответственно, о путях преодоления возникающих трудностей. Показано, что сегодня в образовательно-воспитательном процессе формированию образа науки в целом уделяется недостаточно внимания. Между тем, интегральный образ науки оказывает большое влияние на восприятие учебного материала. Вызывает озабоченность обращение к ненаучным источникам, обусловленное предпочтением интернет-ресурсов, а также трансформацией образа науки под влиянием иных форм общественного сознания от политики до морали.

Результаты. Выявлена проблема формирования адекватного образа науки у обучающихся. Решение проблемы позволит преодолеть негативное отношение к науке со стороны части общества.

Заключение. Рефлексия как над феноменом образа науки в целом, так и над особенностями этого образа в современном образовательном дискурсе позволяет вывить факторы, детерминирующие воспроизводство новых поколений научного сообщества.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 1 (№74) (2024)
Автор(ы): Сасин М. В., Минеев Валерий Валерьевич
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРИКЛАДНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ (2024)

В статье подчеркивается недостаточная изученность потенциала практико-прикладного инструментария социологии в решении проблемы повышения эффективности образования, чем и обусловлена актуальность исследования. Отмечается, что методы прикладной социологии (в первую очередь: анкетирование, опрос, экспертное интервью, метод фокус-групп), применяемые в образовании, позволяют не только установить уровень сформированности компетенций, но и непосредственно способствуют формированию последних. Возможности методологии прикладной социологии исследуются на материале, полученном в ходе работы лаборатории прикладной и практической этики. Показано, что методы прикладной социологии способны интегрировать инновации (компетентностный подход, экологизация образования, инклюзивное образование и др.), внедряемые в сферу образования. На основе анализа работы с аспирантами красноярских вузов в ходе преподавания дисциплины «История и философия науки» появилась возможность установить, что социологический прикладной инструментарий эффективен в образовании, т. к. не только является средством обратной связи, но и стимулирует рефлексию о степени сформированности навыков и приобретении компетенций. Отмечается, что в ситуации работы со взрослыми людьми, каковыми являются аспиранты, обладающие профессиональными знаниями, это особенно важно. В статье представлен опыт применения методов прикладной социологии для анализа качества образовательного процесса. Акцентируется важность прикладных социологических методов для мониторинга освоения, формирования компетенций и в качестве обратной связи с обучающимися. Обосновывается мысль о том, что проектная мастерская как технология опережающего обучения, наиболее соответствующая требованиям стремительно меняющегося мира, невозможна без качественного мониторинга, социологического опроса.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: Т. 20 № 4 (2024)
Автор(ы): Викторук Е. Н., Минеев Валерий Валерьевич, Черняева А. С.
Сохранить в закладках