В современном мире одной из ключевых целей развитых стран является достижение технологического суверенитета, которое возможно при эффективном государственном финансовом стимулировании проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР). Целью настоящего исследования является оценка инструментов государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в контексте достижения технологического суверенитета страны, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию. Выполнена оценка общемировых тенденций финансового обеспечения проведения НИОКР, проанализирована динамика общемировых расходов на их проведение, представлен рейтинг стран по объемам финансирования НИОКР, рассмотрены основные зарубежные и отечественные финансовые инструменты государственного стимулирования (гранты, субсидии, венчурное финансирование, государственные гарантии, льготное кредитование, налоговые льготы, государственные закупки НИОКР). Предложены рекомендации (в том числе на основе имплементации лучших зарубежных практик) по проведению дополнительных мероприятий, способных обеспечить достижение технологического суверенитета через финансовое обеспечение проведения НИОКР. Подчеркнута значимость государственного финансового стимулирования проведения НИОКР в целях обеспечения технологического суверенитета.
Введение: в условиях возрастания роли государства в экономике расширяются фискальные инструменты, в набор которых все больше стран включают управление налоговыми расходами. В отличие от прямых расходов налоговые расходы не потребляют ресурсы, однако делают налоговую систему более сложной. Сравнение межстрановых данных о налоговых расходах затруднено вследствие ограниченной сопоставимости налоговых систем. Цель: проверка гипотезы об активизирующем воздействии налоговых стимулов, относящихся к группе налоговых расходов. Объектом эмпирического исследования выбраны страны, выделенные по критерию глубины налоговых расходов в объеме ВВП и налоговых доходов; временной период для анализа обусловлен доступностью данных. Внешним шоком в настоящем исследовании определен кризис, вызванный ограничениями в период пандемии COVID-19. Методы: метод многомерной средней. Результаты: методологический подход показал взаимосвязь политики управления налоговыми расходами с фискальной политикой, структурными особенностями экономики, стратегическими правительственными приоритетами. Авторами проанализированы страновые подходы к использованию механизма налоговых расходов, выделена группа стран для анализа, проведена оценка масштабности и эффективности управления налоговыми расходами на поддержку инвестиций и приоритетных отраслей экономики в странах G20 в период внешних шоков. Изучены налоговые расходы в привязке к тематике экологической устойчивости. Выводы: методом многомерной средней определена масштабность применения налоговых расходов, страны отрейтингованы по значению интегрального показателя. Позиция в рейтинге обусловлена широтой и глубиной налоговых послаблений. Эффективность использования налоговых послаблений оценена через коэффициент увеличения инвестиций и коэффициент увеличения промышленного производства. Результаты оценки показывают, опережают ли экономические показатели темпы роста налоговых расходов.
Анализируется реализация государственной финансовой политики в сопряжении с денежнокредитной политикой. Первая половина 2023 г. стала завершением глобального распространения COVID-19. Многие страны стали наращивать обороты экономической деятельности. Однако, ввиду и политической ситуации в мире в целом сохраняется вероятность появления новых волн заболеваний, в связи с чем следует выделить опыт зарубежных стран, успешно реализовавших меры денежно-кредитной экономики в постковидной экономике. В статье представлены примеры лучших зарубежных практик реализации государственной денежно-кредитной политики, выделены ключевые особенности ряда стран, характерные для развития экономик в постковидный период.