Статья посвящена определению критериев отграничения законов риторики от прочих постулатов, правильно отражающих особенности создания риторического произведения, а также анализу имеющихся в литературе перечней законов риторики и оценке их соответствия статусу «закона». Необходимость в таком списке обусловлена требованием формирования коммуникативной компетенции специалистов многих профессий, зафиксированным в ФГОС в различных позициях. Это предполагает наличие кратких и четкое сформулированных основных риторических процедур, с помощью которых указанная компетенция может быть успешно сформирована.
В статье представлен анализ более 40 научных работ, содержащих перечни законов риторики и объяснения к ним. Далее с помощью системного и сопоставительного анализа был произведен отбор предлагаемых законов, их анализ и оценка на соответствие требованиям, предъявляемым к понятию «закон». Статус закона получают только те формулировки, которые соответствуют главным ключевым требованиям, без выполнения которых создание публичной речи невозможно.
Далее утверждается, что законы риторики должны обсуждать именно специалисты в этой области. Имеющиеся же в нашей научной практике образцы законов риторики, предложенные специалистами смежных дисциплин (философии, психологии), не соответствуют основной процедуре создания речи. Принципы других наук могут использоваться только на метапредметном уровне и указывать направление, в котором следует двигаться риторике.
В результате применения перечисленных автором требований к законам риторики составлен список из восьми законов, представляющий последовательность тех действий, которые следует совершить оратору, чтобы создать эффективную воздействующую речь. В него включены как известные ранее законы, так и формулировки, предложенные автором.
Статья посвящена описанию состава тропов и фигур, используемых в современной социальной рекламе о пользе чтения и принимающих участие в формировании аргументации посланий. Материалом для исследования послужили 800 плакатов соответствующей тематики, собранные методом сплошной выборки из различных интернет-банков. Полученные данные сопоставлялись с проведённым ранее анализом средств выразительности в других тематических кластерах социальной рекламы. В результате установлено, что в рассматриваемом тематическом кластере визуальный компонент, как правило, не имеет самостоятельного значения, не вносит никаких дополнительных смыслов в тезис послания, а лишь иллюстрирует и детализирует текст. В связи с этим отсутствуют весьма популярные в других тематических кластерах выразительные визуальные формы тропов, не нуждающиеся в пояснении текстом. Однако и среди вербальных видов тропов и фигур отмечается высокая частотность только самых простых моделей и отсутствие оригинальных форм. Выявлена специфика в использовании антитезы - самой частотной фигуры в социальной рекламе. Если в других кластерах чаще всего акцентируется отрицательный член альтернативы, с помощью которого осуждается модель поведения, нарушающая моральные нормы, принятые в обществе, то в социальной рекламе о пользе чтения чаще всего акцентируется модель поведения, одобряемая обществом и рекомендуемая для внедрения в практику.