Статья посвящена вопросу проведения оперативных проверок пожарно-спасательных подразделений должностными лицами пожарно-спасательных гарнизонов. Описана существующая и предложена новая модель организации оперативной проверки пожарно-спасательных подразделений, входящих в состав Рязанского пожарно-спасательного гарнизона. Для обеспечения возможности автоматизации обработки информации проведена формализация и обобщение результатов проверок подразделений Рязанского пожарно-спасательного гарнизона в 2022–2023 гг. Приведено описание полей и примеры использования созданной базы данных результатов проверок. Предложена новая градация оценки боевой готовности пожарно-спасательных подразделений по результатам оперативных проверок. Определены показатели, влияющие на боевую готовность пожарно-спасательных подразделений, произведена их весовая оценка по степени влияния. Сформулировано условие готовности пожарно-спасательного подразделения. Представлено описание разработанной в ходе исследования базы данных результатов проверок пожарно-спасательных подразделений.
Методы. В рамках исследования для построения моделей использовался метод моделирования бизнес-процессов с помощью нотации BPMN. Для обработки данных ис- пользовались методы формализации и анализа данных.
Результаты. Предложена новая модель организации оперативной проверки пожарно-спасательных подразделений, основанная на применении информационных технологий. Разработана база данных результатов оперативных проверок пожарно-спасательных подразделений.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности органов управления пожарно-спасательных гарнизонов при подготовке управленческих решений по обеспечению боевой готовности пожарно-спасательных подразделений, а также могут выступать основой для построения различных моделей прогнозирования эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений.
Выводы. Применение информационных технологий при управлении деятельностью пожарно-спасательных гарнизонов позволяет повысить оперативность и качество решения задач по обеспечению боевой готовности пожарно-спасательных подразделений, а также сократить нагрузку на должностных лиц при подготовке соответствующих управленческих решений.