В ситуации постоянно меняющейся макросреды, а также в связи с усложняющимися жизненными задачами встраивания личности в социум, изучение свойств и особенностей поведения личности, например, виктимности, которые негативно влияют на адаптацию личности в социуме, особенно актуально.
В статье выдвигается предположение, что виктимное поведение личности возможно в различные периоды жизни; виктимность в одном возрастном периоде проявляется ярче, а в другом - в меньшей степени; для каждого возрастного периода характерны определенные модели виктимного поведения; наиболее сензитивным для проявления виктимного поведения является старший школьный (подростковый) возраст. Представлены эмпирические результаты и интерпретация моделей виктимного поведения подростков, юношей и взрослых.
В статье представлены и проанализированы результаты исследования виктимного поведения, характерного на каждом представленном возрастном этапе. Рассмотрены модели виктимного поведения учащихся 4-х, 6-х, 8-х классов, молодежи и взрослых.
Доказано, что виктимное поведение присуще личности независимо от возраста, наиболее подвержены негативному влиянию среды и имеют высокий уровень предрасположенности и проявление виктимности школьники старших классов. Сделаны акценты на некоторых причинах проявления виктимности, предложены пути девиктимизации.