ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (2024)

В статье обсуждается барьерный эффект, возникающий при идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Темпы и масштабы разработки и реализации образовательных проектов в РФ увеличиваются. Реализация образовательных проектов на национальном уровне является важнейшим инструментом государственной политики в сфере образования. Учитывая состоявшийся переход с концепции «нулевого риска» на концепцию «допустимого риска» и в системе образования, проблематика управления рисками образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка описания и объяснения барьерного эффекта, возникающего при идентификации и минимизации рисков образовательного проекта. Исследование проводилось методами анализа, синтеза, рефлексивной проблематизации и моделирования. Как показало исследование в теории и практике управления рисками образовательных проектов барьерному эффекту уделяется недостаточное внимание. Результаты исследования позволили выделить основные параметры барьерного эффекта - энтропия риска, время, эффективность управленческих решений по минимизации рисков, а также последствия реализовавшихся рисков. Исследование показало, что основными факторами, влияющими на образование барьерного эффекта, являются - возможность итерации к сущности риска в процессе управления образовательным проектом (структурный фактор), нестационарные условия внешней и внутренней среды образовательного проекта, наличие противоречий при принятии управленческих решений и возможность управляющей системы эффективно использовать эвристики, ценностный и ресурсный факторы, фактор когнитивных искажений, а также фактор необходимости устранения последствий уже реализовавшихся рисков. Совокупность выявленных факторов выражается в создании барьерного эффекта, мешающего снижению энтропии рисков образовательного проекта и выработке эффективных решений по их минимизации. Как показало исследование, дальнейшее изучение барьерного эффекта может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков образовательных проектов.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Причинин Алексей Евгеньевич
Сохранить в закладках