В статье рассматривается история и современные тенденции налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Анализируется мировой опыт налогового администрирования, соответствующий особенностям крупных налогоплательщиков. Выделены следующие этапы развития налогового администрирования в развитых странах: выделение специальных подразделений контролирующих крупных налогоплательщиков в налоговых администрациях; структурирование функций контроля по отраслевому признаку; внедрение принципа совместного соблюдения правил. Проанализированы характеристики и условия внедрения в странах ОЭСР концепции совместного соблюдения правил. Рассматриваются результаты налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Особое внимание уделяется первым результатам внедрения налогового мониторинга. Выделены этапы развития налогового администрирования в развитых странах и Российской Федерации. Сделан вывод о том, что тенденциями в администрировании крупных налогоплательщиков в Российской Федерации являются централизация, внедрение информационных систем и системы соглашений, что в целом соответствует общемировой практике. Выделено основное отличие российской практики налогового администрирования крупных налогоплательщиков, заключающееся в предоставлении им преференций в обмен на доступ к своей информации и управление. Проведенный анализ показателей подтвердил особый налоговый статус крупнейших налогоплательщиков, так как показал отсутствие прямой зависимости между показателями деятельности крупнейших налогоплательщиков и их налоговыми обязательствами. Показано, что субъективные факторы определяют около 20 % вариации налоговых обязательств крупного налогоплательщика. Сделан вывод о том, что внедрение новых форм контроля в виде налогового мониторинга является эффективным способом государственного воздействия на крупнейшие компании способом обеспечения прогнозируемой социальной политики.
Регионы являются активными участниками внешнеэкономической деятельности, их вклад в общие объемы экспорта немаловажен, в связи с этим, анализ данных об объемах и структуре экспорта и инвестиций является важным шагом для определения эффективности мер поддержки и разработки стратегии дальнейшего развития. Анализ научных публикаций показывает, что сочетание инвестиции и государственной поддержки играет важную роль в стимулировании экспорта. В статье исследуется действенность мер поддержки экспорта на региональном уровне и взаимосвязь с инвестициями. Проведено сравнение статистических данных экспорта, инвестиций и государственных мер поддержки с 2012 по 2022 г. Рассмотрены результаты деятельности Центра поддержки экспорта Иркутской области по следующим направлениям: поддержка экспортеров в заключении экспортных контрактов, стимулирование экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, вовлечение во внешнеэкономическую деятельность ноых экспортеров и содействие в диверсификации экспорта. Данные об увеличении доли несырьевых неэнергетических товаров в структуре экспорта региона подтверждают эффективность мер его поддержки. Результаты деятельности центра поддержки экспорта указывают на его растущую популярность и эффективность. Увеличение числа экспортеров и объема экспортных контрактов свидетельствует о положительном влиянии мер поддержки на развитие экспортного сектора и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Рассмотрев три основных драйвера экономического роста – потребительский спрос, экспорт и инвестиции, можно сделать вывод, что региональные власти имеют рычаги влияния на последние два фактора.