Введение: в статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием системы профилактики преступности в России и зарубежных странах, выявлением генезиса формирования системы профилактики. Представлен механизм современного состояния данной системы с отражением тождественных и отличающихся от российской системы профилактики преступности зарубежных аспектов. В исследовании изложены результаты мониторинга российского и зарубежного законодательства, криминологического опыта, включающего направления профилактики преступности в Российской Федерации и зарубежных странах.
Материалы и методы: в процессе написания статьи были использованы сравнительно-правовой, исторический, статистический методы, а также метод формальной логики. Материалами исследования послужили труды зарубежных (Р. Давид, К. Жоффре-Спинози, Г. В. Ф. Гегель, В. Стерпу, Р. Кларк) и отечественных авторов (П. Д. Новиков, М. П. Клейменов, А. В. Кондратьев, В. Н. Бурлаков и т. д.).
Результаты исследования: в статье осуществлен комплексный уголовно-правовой и криминологический анализ исследований национальной и зарубежной системы профилактики преступности с обоснованием основных направлений реализации криминологического знания посредством анализа источников права государств различных правовых систем (семей), воздействующих на объекты, предметы профилактики, на условия, детерминирующие преступность.
Обсуждение и заключение: в статье рассмотрены ключевые концепции системы профилактики преступности с учетом основных подходов, применяемых в Российской Федерации и зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, Китая и Японии). Проведенный анализ свидетельствует о необходимости совершенствования национальной системы превенции.
Введение. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в 2024 году вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации». Принятие данного закона не только положило начало развитию нового этапа в уголовно-исполнительной политике государства, связанного с формированием комплексной системы ресоциализации осужденных лиц, но и породило некоторые проблемные вопросы, связанные с реализацией его положений.
Необходимость исследования психологической работы как направления пенитенциарной пробации вызвана тем, что действующее законодательство применительно к пенитенциарной пробации имеет ряд дискуссионных, непроработанных положений, затрудняющих использование профилактического потенциала психологической работы для коррекции поведения осужденных.
При этом психологическая работа занимает значимое место в комплексе мер коррекции поведения осужденного, поскольку предоставляет возможность комплексно подготовить еще отбывающих наказание осужденных к жизни, труду и взаимодействию с другими членами социума вне стен исправительных учреждений.
Методология. В исследовании применялись методы формально-логический, статистический, системного анализа, метод экспертного опроса.
Результаты проведенного исследования показывают, что психологическая работа является эффективным направлением, предназначенным для ресоциализации осужденного, однако действующее законодательство применительно к пенитенциарной пробации имеет ряд дискуссионных, непроработанных положений, затрудняющих использование профилактического потенциала психологической работы для коррекции поведения осужденных.
Для решения выявленных проблем в первую очередь необходимо предусмотреть в качестве одного из средств исправления осужденных - психологическую работу, а также скорректировать законодательство, регламентирующее деятельность психологов ФСИН, путем устранения выявленных по результатам исследования недостатков.