В статье анализируется характер, особенности и основные направления дискуссии, в рамках которой в польских печатных текстах на протяжении XVI в. возникала еврейская тема. На основании анализа польских печатных книг XVI в., наиболее явно апеллировавших к еврейской теме, автор статьи демонстрирует, что как духовные, так и светские писатели в этот период использовали в своих нарративах религиозную логику, аргументацию и мотивировку. Вопреки встречающимся в литературе оценкам, это свидетельствует не об “антиеврейском” или “антисемитском” (этногенетическом) характере полемики, а о её антииудейской направленности. При этом, хотя еврейский вопрос занимал значимое место в польской литературе (сочинения С. Ф. Клёновича, М. Рея, П. Скарги, М. Бельского и др.), печатные тексты, прямо апеллировавшие к еврейской читательской аудитории с прозелитскими целями, довольно малочисленны: большинство антииудейских сочинений, публиковавшихся в XVI в. на территории Польского королевства, полемизировали не с евреями, а с оппонентами иной христианской конфессии (памфлеты католиков против протестантов, лютеран и кальвинистов против антитринитариев, и т. д.; исключение — дискуссия М. Чеховича с Якубом из Белжиц). К такого рода сочинениям относятся труды Б. Гербеста, Я. Гурского, В. Неотебеля, Гжегожа Павла из Бжезин и др. Таким образом, на основании историко- системного анализа можно заключить, что главным выражением еврейской темы в польской печати XVI в. являлась внутрихристианская полемика, в рамках которой апелляция к иудаизму либо прямо проистекала из дискуссионного вопроса (как, например, вопрос соотношения Ветхого и Нового Заветов), либо использовалась как риторический приём в критике оппонента.
Введение. Цена является одним из важнейших эконометрических параметров, важным в том числе для истории книжного дела. Сведения о ценах старопечатных книг позволяют квантитативно говорить о степени развития региональной печатной культуры и завязанного на ней рынка. Цель статьи заключается в агрегировании и анализе статистики цен на печатную продукцию, которую покупали на территории Польского королевства с 1501 по 1600 г.
Материалы и методы. Исследование произведено на материале 445 владельческих и торговых записей, которые присутствуют в книгах и брошюрах, хранящихся в фондах библиотеки Варшавского университета, библиотеки Познанского общества друзей наук и Курницкой библиотеки. На основании этой выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях и ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.
Результаты исследования. На основании выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях, распределении и диапазоне значений, а также о ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.
Обсуждение и заключение. Используя статистический анализ, автор приходит к выводу, что средние значения цен на печатные книги в Польском королевстве на протяжении XVI в. были несколько выше, чем принято считать в историографии, а также выше, чем в других европейских землях в том же столетии. Полученные данные полезны для квантитативной оценки процессов, происходивших в печатной культуре Раннего Нового времени. В частности, такого рода статистика нужна для сравнения конкретных цен покупки изданий с рыночной конъюнктурой, а также для анализа рентабельности экспорта польской печати, осуществлявшегося в XVI в. в городах Великого княжества Литовского, Священной Римской империи и Московского царства.