В статье анализируются идентификационные процессы российского общества в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов. Обосновывается, что условиях неопределенности общество требует консолидации и единения на основе объединяющей концепции или модели. Цель статьи - обосновать возможности брендинга регионов как части региональной политики идентичности в укреплении общероссийской идентичности. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, за основу взяты основные положения теории социального конструктивизма и концепция многоуровневой идентичности.
В качестве гипотезы предлагается предположение о том, что усиление региональной идентичности в российских регионах и основанный на ней брендинг регионов, способны не фрагментировать, а, напротив, укрепить российскую национальную идентичность. Проверка гипотезы осуществлялась с применением количественных и качественных методов.
Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса жителей трех республик Северного Кавказа - Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, проведенного в октябре-ноябре 2023 г. (n = 1421). Его результаты дополнены данными экспертного опроса.
Полученные данные свидетельствуют об отсутствии сформированных брендов в исследуемых регионах, что подтверждают результаты репрезентативного опроса (низкий уровень (менее 20%) осведомленности жителей о соседних регионах) и экспертные мнения.
В то же время наблюдается последовательное движение в сторону признания потенциала брендинга в развитии регионов, который включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг регионов, повышение их узнаваемости способствует укреплению не только региональной, но и российской национальной идентичности. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что брендинг регионов является механизмом поддержания консолидации российского общества и его потенциал должен быть встроен в политику идентичности.
Риски дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, активно протекающие миграционные процессы, а также традиционные для данного макрорегиона социально-экономические проблемы и вопросы межэтнических отношений актуализируют государственную политику идентичности на уровне регионов и страны в целом. Одним из механизмов укрепления российской национальной идентичности является брендинг регионов. Цель исследования – проанализировать представления об уникальности региона, ценности, уровни идентичности населения Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, найти общие для регионов смыслы и ценности, которые, отражаясь в брендах, включаются в государственную политику идентичности, укрепляя ее национальный уровень.
Материалы и методы. Эмпирические материалы включают в себя количественные данные массового опроса, проведенного в октябре ‒ ноябре 2023 г. в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане и качественные (нестандартизированные интервью с экспертами). Методологический дизайн исследования построен на использовании междисциплинарного подхода и сравнительного анализа кейсов трех регионов, что позволило, опираясь на принцип триангуляции, выявить общее и особенное в определении потенциала брендинга для укрепления российской национальной идентичности.
Результаты исследования. Выявлены особенности и ключевые характеристики исследуемых регионов. Установлено, что целостного сложившегося бренда региона в них нет, однако очевидны источники его формирования – это представления жителей об уникальности региона и маркеры, по которым жители идентифицируют себя с ним. В Адыгее и Кабардино-Балкарии – это высокий уровень комфорта при сохранении этнических традиций, в Дагестане – значимая роль религии и этнических традиций, активная ориентация жителей на предпринимательскую деятельность.
Обсуждение и заключение. Региональная идентичность формируется вокруг уникальных объединительных черт – ценность сохранения этнических традиций и добрососедских отношений, отсутствие межнациональных конфликтов, общие для трех регионов идентификационные маркеры (отношение к родной земле, природе, территории, ценность культурных традиций, языка). Опора на эти ценности в процессе брендинга регионов обеспечивает связь с национальной идентичностью через общие для всех регионов смыслы и ценности. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов власти, способствовать включению задач по брендингу регионов в политику укрепления национальной идентичности.