ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ ДРУГИХ И ИХ "ТРОЯНСКОЕ" ОБУЧЕНИЕ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ И ИССЛЕДОВАНИЯХ (2024)

Такие явления, как противодействие реальному получению знаний другими субъектами и «троянское» (т. е. обманное) обучение, выгодное лишь его организатору, представляют собой актуальную проблему в различных областях. В ее развитии все более важную роль играют компьютерные технологии. Они используются на разных уровнях: от межкомпьютерного взаимодействия, когда системы машинного обучения испытывают атаки «отравляющими» обучающими примерами, до проектирования сложной социальной инженерии при мошенничествах. В статье дается анализ некоторых аспектов этой фундаментальной проблемы. В рамках проведенного недавно эмпирического исследования в данной работе представлена методика изучения того, как люди помогают или мешают обучению в соревновательной видеоигре. Методика перспективна в отношении дальнейшего изучения темы, например, для исследования связей особенностей изобретаемых стратегий и познавательных и личностных характеристик участников, возможностей создания других методик на ее основе и т. д. В целом можно полагать, что развитие технологий будет и дальше вносить существенный вклад, в том числе с непредсказуемыми последствиями, в переплетение двух фундаментальных типов взаимодействий: а) помощи обучению и развитию и б) противодействия им.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 3 (99) (2024)
Автор(ы): Поддьяков Александр Н., Грудинин Всеволод А.
Сохранить в закладках
ПУТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ (2025)

Институционально поддерживаемым. При этом тема собственно конструирования (а не только использования) межпредметных, междисциплинарных задач освещается лишь в небольшом количестве работ. Причин для этого, можно полагать, как минимум две. Далеко не все исследователи и практики, обращающиеся к междисциплинарным задачам и использующие их, сами их конструируют. И даже для тех, кто их конструирует, рефлексия, экспликация и обобщение своего опыта, стратегическое видение новых типов междисциплинарных задач - это особая метазадача, которую ставят единицы. Вероятно, никакая содержательная классификация путей конструирования межпредметных задач не может быть исчерпывающей. В этом конструировании может проявиться креативность разработчика междисциплинарных задач, результаты которой не впишутся в прежние классификации. Вряд ли можно описать и предсказать все возможные пути разумного связывания тех или иных дисциплин (в том числе будущих) и типы вопросов, основанные на этих связях. При этом такие классификации важны, полезны и эвристичны. Одним из важных возможных путей конструирования междисциплинарных проблем и задач может стать использование представлений об экологии различных видов знания Р. Т. Уильямса. Его метафора экологии знания позволяет анализировать разные типы и виды знаний, производимых в разных «экологических нишах», а также их «экологическое разнообразие». Введение в содержание междисциплинарных задач эксплицированных представлений о разных источниках и видах знаний может стать одним из важных направлений междисциплинарности в образовании в целом.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 20 № 1 (2025)
Автор(ы): Поддьяков Александр Н.
Сохранить в закладках
Создание объектов, создающих трудности, как составляющая культурно-исторического развития (2024)

В статье развивается авторская концепция изучения преднамеренно создаваемых трудностей различных типов. Эти трудности организуются одними людьми для других в соответствии с разными типами отношений к этим другим. Рассматривается предметная (инструментальная, орудийная) деятельность, создающая трудности другим в целях: их обучения и тренировки; игры с другим (в том числе жестокой); причинения страданий; безопасности и удобства; диагностики качеств другого. Эти области – составляющие континуума создания трудностей в их культурном и эволюционирующем разнообразии, связанном с разными типами отношения к другому.

В эмпирической части статьи обсуждаются «некомфортные» дизайнерские арт-объекты, воспринимаемые зрителями как такие, с которыми очень трудно, несподручно управляться из-за неожиданного расположения частей и других особенностей и которые вызывают в связи с этим когнитивный диссонанс и амбивалентные чувства, – такова цель этого направления визуального искусства. Часть из этих объектов содержит явные и неявные отсылки к некоторым из указанных областей. Представлены работы, включающие «некомфортные» арт-объекты в эмпирические психологические исследования, и констатируется, что данные артефакты могут быть интересным и перспективным материалом в научной психологии – от общей до социальной. Люди понимают и принимают идею юмористических арт-объектов, обещающих трудности, готовы выражать отношение к ним, оценивать приемлемость в разных ситуациях и включаться в их создание.

В дальнейшем представляет интерес культурно-историческое исследование того, в какой последовательности в ходе социогенеза изобретались различные типы материальных объектов, создающих разные типы трудностей, и каковы были соотношения, пропорции представленности этих типов объектов в различные исторические эпохи и динамика этих соотношений по настоящее время.

Издание: НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3, Том 4 (2024)
Автор(ы): Поддьяков Александр Н.
Сохранить в закладках