общественной жизни в России, что во многом определило и вектор дальнейшего развития художественной культуры. Именно художественная культура является той областью, которая отражает и переосмысливает трансформационные и кризисные явления в любом государстве. Актуальность исследования обуславливается признанием государственной культурной политики в качестве неотъемлемой части стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Несомненно, художественная жизнь требует тщательного изучения с целью анализа государственной культурной политики и реализации исторической действительности в этнокультурной составляющей. Новизна исследования в том, что впервые проблема, выявляющая региональные особенности художественной культуры, освещается с привлечением массива архивных документов и материалов периодической печати Северной Осетии. Обращение к относительно прошлому периоду позволяет определить и сформулировать ключевые проблемы, а также задачи, имеющие релевантность в современном обществе для своевременного решения.
Материалы и методы. В данной статье, на основе архивных документов и материалов периодической печати, рассматривается художественная жизнь Республики Северная Осетия-Алания в период с 1991 по 2001 гг. через призму региональной специфики общероссийских процессов. Применяя ретроспективный и историко-сравнительный методы, автор выявил основные направления художественной жизни республики, а также обнаружил ключевые проблемы, которые препятствовали её качественному развитию в регионе.
Анализ. Исторически, в разные периоды, органы государственной власти использовали художественную культуру с целью формирования приоритетных ценностно-нравственных ориентиров. Культурная политика и художественная жизнь в СССР отличались преимущественным влиянием государственного сектора. С распадом СССР прежние механизмы регулирования культурной и других сфер жизнедеятельности были разрушены. Перед новым российским государством стояла задача – создание и формирование обновленных культурных, моральных, нравственных ценностей как в целом по стране, так и в полиэтнических и поликонфессиональных регионах. Северная Осетия-Алания – многонациональная республика, поэтому приоритетной задачей в сфере культуры являлась необходимость в сохранении и развитии устоев традиционных культурных ценностей. Художественная жизнь как функционирование системы художественной культуры, включающая в себя различные виды деятельности по производству, распространению, усвоению художественных ценностей, является одной из ключевых составляющих в становлении современного российского государства и общества.
Результаты. В результате исследования автор пришел к выводу, что развитие культуры в изучаемый период носило стихийный и противоречивый характер, а художественная жизнь оказалась уязвимой в условиях социально-экономических и политических изменений в стране.
В исторической науке на протяжении последних столетий наблюдается устойчивый интерес к скифской, сарматской и аланской проблематике. Изучаются различные аспекты истории и культурного наследия, включая вопросы происхождения, этнической и военной истории, экономического, социально-политического и культурного развития. Однако в многочисленном ряду ученых-алановедов почти не упоминается имя Тамерлана Бекировича Тургиева – известного археолога, внесшего весомый вклад в исследование аланских проблем. К сожалению, основные его труды не были опубликованы; информации о нем практически нет в открытом доступе. Цель настоящих изысканий – осветить научную и профессиональную деятельность Т.Б. Тургиева, определить вклад ученого в историю и культуру Алании, восстановить и сохранить имя Тамерлана Бекировича в исторической науке, в том числе и среди специалистов-алановедов. Персональная история как жанр набирает научную популярность; исследование деятельности ученых, оставивших значимое академическое наследие, позволяет как заполнить «белые пятна», так и вновь обратить внимание научного мира на ряд актуальных по сегодняшний день вопросов; ввести в оборот ранее не использованные материалы. В статье на основе материалов Научного архива СОИГСИ, архивов Национального музея РСО-Алания и семьи Т.Б. Тургиева нам удалось воссоздать основную часть биографии ученого, осветить результаты исследовательской деятельности, установить круг научного общения. Одним словом, все то, что может представить собой научную новизну исследования. Для достижения поставленной цели были применены традиционные для исторической науки методы, а также метод интеллектуальной истории.