Представлены результаты исследования двух взаимосвязанных проблемных областей: первая - поиск инструментов повышения производительности труда в нефтегазовых компаниях в условиях глобального энергетического и климатического кризиса, вторая - подбор факторов, влияющих на результаты деятельности фирмы. Предыдущие исследования показали, что инновации в бизнес-моделях являются основным фактором выживания и роста эффективности фирм, особенно в инновационных отраслях. Однако роль показателей устойчивости в моделях управления крупных корпораций, ориентированных на достижение целей ООН в области устойчивого развития и системы показателей ERM, носит косвенный характер, зачастую обсуждается теоретически, а эмпирические исследования для нефтегазового сектора все еще отсутствуют. Таким образом, в настоящем исследовании рассматривается значение параметров устойчивого развития в системе показателей эффективности управления (выручка предприятия; деловая активность; углеродоэффективность; энергоэффективность) и их промежуточная роль в конкурентных преимуществах лидеров нефтегазового рынка. В исследовании использовались данные контент-анализа годовых финансовых отчетов и корпоративных нефинансовых отчетов с сайтов ведущих компаний нефтегазового рынка. Гипотезы были проверены с помощью корреляционного анализа и эконометрического моделирования. Данное исследование может быть полезно для различных компаний нефтегазового сектора экономики, формирующих конкурентные преимущества в соответствии с целями устойчивого развития. Результаты исследования представляют собой дополнение к научной эмпирической литературе о том, как повысить производительность фирмы за счет соблюдения экологических требований в результате организационных изменений.
В исследовании раскрыто влияние различных стилей преподавания на успеваемость студентов экономических специальностей Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Исследование направлено на выявление эффективных методов обучения и предоставление научно обоснованных рекомендаций для повышения академической успеваемости, вовлеченности студентов в научную и инновационную деятельность, а также для повышения общей удовлетворенности студентов организацией обучения в университете. В качестве метода исследования использован структурированный опрос студентов второго и третьего курсов, обучающихся по экономическим специальностям. В исследовании дана оценка влияния интерактивных, адаптивных и инклюзивных методов обучения на успеваемость студентов, а также выявлена важная роль регулярной и конструктивной обратной связи. Ключевые результаты исследования показывают, что интерактивные и адаптивные методы обучения значительно повышают вовлеченность учащихся в обучение и научную деятельность, в рост академической успеваемости студентов, в то время как традиционные методы оказываются все менее эффективными. Сделан вывод, что новые стратегии обучения должны быть подкреплены статистическим анализом, который показывает сильную положительную корреляцию между стилями преподавания, частотой обратной связи, уровнем вовлеченности, осведомленностью о разнообразии и успеваемостью учащихся. Полученные результаты дают более ценную информацию для преподавателей и руководства университета, а также для других университетов России и зарубежных стран, внося вклад в более широкую область исследований в сфере образования, предоставляя конкретные рекомендации по повышению эффективности преподавания и успеваемости учащихся.
Выявлены взаимосвязи между интегральным показателем устойчивого развития предприятия и ключевыми показателями эффективности, отражающих три блока ESG. Предметом исследования является оценка зависимости устойчивого развития предприятия от экологических, социальных и управленческих факторов, которая осуществлена на основе построения и анализа эконометрической модели по 18 ESG-показателям устойчивого развития крупной международной горнодобывающей и металлургической вертикально интегрированной компании. Основными методами исследования выступили корреляционный и регрессионный анализ. Доказана взаимосвязь между величиной показателя устойчивого развития предприятия и ESG-факторами. Выявлены конкретные ключевые показатели, влияющие на устойчивое развитие предприятия. Научный вклад исследования заключается в выявлении особенностей влияния экологических и социальных аспектов на результаты деятельности промышленных предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности в контексте роста запроса на устойчивое развитие. Результаты исследования имеют решающее значение для достижения не только стратегических, коммерческих и производственных целей предприятия, но и целей продвижения в производственном секторе страны повестки устойчивого развития. Направления будущих исследований в данной области видятся в разработке концептуальных положений по направлениям корректировки бизнес-процессов российских предприятий с учетом принципов ESG.
В современном мире все более явно проявляется понимание того, что одним из важнейших факторов успешной конкурентной борьбы становятся человеческие ресурсы, а построение адекватного требованиям времени механизма управления человеческими ресурсами позволяет максимально полно задействовать данный фактор конкурентоспособности предприятия. На основе факторного и структурно-логического анализа выделен комплекс целей управления человеческими ресурсами и соответствующих им объектов управления. Предложен авторский подход к построению комплекса подсистем механизма управления человеческими ресурсами. В качестве базового критерия выделения подсистем управления использован многофакторный подход к пониманию места и роли человеческих ресурсов в экономике и обществе. Предложено поэлементное наполнение трех основных подсистем механизма управления человеческими ресурсами, отражена их взаимосвязь между собой, а также их взаимодействие с основными подсистемами кадровой политики, представляющей собой особую форму реализации механизма управления человеческими ресурсами. Дано понятие «единого кадрового цикла», раскрыта его роль в кадровой политике и механизме управления человеческими ресурсами в целом. Отмечена важность таких инструментов управления человеческими ресурсами, как управление профессиональным ростом и профессиональным развитием работников, которые одновременно являются и наиболее сильными мотивами к саморазвитию персонала предприятий и организаций. Отмечена важность мотивационных аспектов и необходимость уделения дополнительного внимания методам нематериальной мотивации в управлении человеческими ресурсами. Показано значение кадрового резерва для успешного управления человеческими ресурсами, выделены основные недостатки в его формировании. Сделаны выводы о необходимости адаптации существующих на предприятиях и в организациях механизмов управления человеческими ресурсами к современным условиям ведения бизнеса и хозяйствования.