Научный архив: статьи

Рубрика: 7.046.3. Религиозные сюжеты. Например,
«Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца» в галереях Кронштадтского Морского собора. Особенности иконографической программы росписей. (2022)

Статья посвящена рассмотрению особенностей иконографической программы росписей, посвященных святому патрону Кронштадтского Морского собора Николая Чудотворцу, исполненных в начале XX века художником Михаилом Васильевым, в контексте национально-романтического направления модерна, связанного с идеологемой «Святой Руси». Включение новых сюжетов о почитаемых иконах Николая Чудотворца на Руси в канонично разработанный иконографический ряд деяний святителя, стилистически изображенных в духе русского былинного сказа, отражало национально-патриотическую направленность храмовой иконографии, связанную с идеей зримого воплощения «Святой Руси» как единственной преемницы истинной христианской веры.

Автор(ы): Белова Юлия Станиславовна
Сохранить в закладках
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В ИКОНОПИСИ И ЛИЦЕВЫХ РУКОПИСЯХ XVI - НАЧАЛА XVII ВЕКА. ПРОБЛЕМА КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2023)

Автор статьи предлагает рассматривать метаморфозы в композиционном устройстве повествовательных циклов в иконописи Позднего средневековья в контексте соответствующих художественных процессов, происходящих в лицевых рукописях. В это время в иконописи мы наблюдаем ряд тенденций: усложнение нарративного цикла в традиционном типе житийных икон (например, расположение нескольких сюжетных эпизодов в одном клейме), увеличение количества сцен и персонажей для усиления и нагнетания символической идеи, расширение иконографически стандартных сюжетов до повествовательных циклов (например, иконы «Рождества Христова» расширенного состава). Необходимо определить, какое место для понимания содержания перечисленных художественных явлений занимают лицевые манускрипты. Рукописи этого времени (например, «Слово о зачатии Иоанна Предтечи» в Егоровском сборнике 1560-1570-е гг. (РГБ, ф. 98, № 1844), лицевое житие Сергия Радонежского конца XVI в., РГБ, ф. 304/III, № 21) также развиваются в русле трансформаций принципов иллюстрирования. При методологическом анализе такой проблематики есть соблазн обусловить стремление к «повествовательности», а также соответствующие композиционные изменения в иконах влиянием миниатюры. Однако в нашем исследовании предлагается рассматривать эти два вида изобразительного искусства, две формы визуальной передачи информации как самостоятельные явления. Они имеют точки соприкосновения в контексте обозначенной проблематики. При этом речь идёт не столько о прямом влиянии одного вида искусства на другое, сколько о готовности принять и ассимилировать определённые художественные принципы, присущие другой форме живописи, для решения конкретных задач смыслового содержания изображения.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Выпуск: Т. 13 (2023)
Автор(ы): Аитова Софья Николаевна
Сохранить в закладках
Искусствоведческие подходы к анализу образа Будды в современном искусстве (2023)

Статья посвящена попытке сформулировать основные критерии анализа современного искусства, включающие сакральное изображение Будды, с позиций искусствоведческой науки. Выработка экспертного подхода в данной области является необходимым шагом, поскольку в основном произведения современного искусства, содержащие в себе различные религиозные или сакральные образы, большинством исследователей либо художественно описываются, либо анализируются исключительно из общекультуроло-гических позиций. В качестве критериев авторы предлагают несколько вопросов, ответы на которые помогут сформировать искусствоведу свою позицию при анализе подобных произведений: какова цель создания изображения? какую роль в формировании художественного образа играет выбранный мастером новый материал? проявляется ли бытийная многомерность смыслов в художественном образе произведения? существует ли в произведении феномен «non-finite»? В ходе раскрытия этих вопросов в статье анализируются работы Пема Намдол Тхае, Климента Брие, Нам Джун Пайка, Еше Гомбо и др.

Издание: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН
Выпуск: № 1 (2023)
Автор(ы): Деменова Виктория Владимировна, Уроженко Ольга Алексеевна
Сохранить в закладках