Статья посвящена анализу социальных трансформаций, затрагивающих широкие слои населения, в контексте динамики развития российского фондового рынка в XVIII–XX вв. Автор рассматривает исторический путь развития рынка ценных бумаг в России, начиная с его зарождения и заканчивая закрытием бирж в XX в., и приходит к выводу, что на протяжении этого периода менялся не только социальный состав его участников, но и их финансовое состояние, влияющее на положение в обществе. В работе описаны участники фондового рынка, выявлено, к какому социальному классу они принадлежали, определены цели их вхождения на рынок и условия, в которых они осуществляли свою деятельность. Также автор задается вопросом: возможно ли было обеспечить социальную мобильность в XVIII– XX вв., торгуя ценными бумагами?
В условиях роста глобальной нестабильности и фундаментальной трансформации мировой экономической системы для Российской Федерации актуализируется задача диверсификации внешнеэкономических связей и укрепления геополитических позиций. Одним из партнеров, чья значимость для России возрастает, сегодня выступает Королевство Саудовская Аравия (КСА), также стремящееся к расширению географии международного взаимодействия и стабилизации внутристрановых, региональных и международных процессов.
Цель исследования - охарактеризовать торговое и экономическое партнерство России и Саудовской Аравии в 2010-2023 гг. Показано, что на данном этапе российско-саудовское партнерство переживало некоторый ренессанс. Торговое сотрудничество между странами на протяжении десятилетия имело тенденцию к росту, активизировался диалог в энергетической и других сферах экономического и политического взаимодействия. Совершенствовалась нормативно-правовая база двустороннего сотрудничества. С помощью статистических методов выявлена динамика взаимной торговли и современные особенности двусторонних экономических отношений, среди которых - высокая зависимость двусторонних отношений от личных связей высшего руководства и внешних факторов, сохраняющаяся ограниченность сфер сотрудничества при некотором росте их направлений, а также узость товарной номенклатуры взаимной торговли. Авторы пришли к выводу, что, несмотря на прогресс в российско-саудовских отношениях, зафиксированный за исследуемый период, переоценивать уровень этих отношений не следует, так как их состояние можно определить как «своевременное союзничество». Саудовская Аравия, оставаясь на протяжении десятилетий стратегическим союзником США в Персидском заливе, достаточно прагматично и осторожно подходит к выстраиванию отношений с Российской Федерацией. На двусторонние отношения продолжают оказывать воздействие как внутристрановые, так и региональные и глобальные факторы, а также внешние акторы. В частности, возможно введение вторичных санкций США в отношении Саудовской Аравии как российского торгового партнера. Поэтому и подход Российской Федерации должен быть, по мнению авторов, зеркальным и одновременно более активным в направлении формирования целей и задач, обеспечивающих национальные интересы, и соответствующих политических и экономических действий.
Рассмотрено развитие взаимодействия между Китаем и Латинской Америкой с фокусом на экономическое сотрудничество с Уругваем. Проведен анализ нового экономического и политического ландшафта на Глобальном Юге, подчеркнуты конкретные аспекты политики Китая в этом регионе. Авторы выделяют два ключевых этапа в двусторонних отношениях между Китаем и Уругваем, охватывающих почти 25 лет, причем Соглашение 2016 г. ознаменовало собой важную веху в установлении стратегического партнерства между двумя странами. Использование Глобального Юга в качестве теоретического и методологического маркера для научного исследования требует четкой методологической структуры, построенной вокруг концептуальных параметров самого Глобального Юга. Подход Уругвая к концепции Глобального Юга имеет методологическое значение, учитывая его сбалансированную и умеренную позицию во внешней политике. Показано, как Китай, стремясь укрепить свои позиции в Латинской Америке, разрабатывает комплексную политику по увеличению товарооборота и инвестиций в регионе. В частности, рассматривается динамика экспорта и импорта между Китаем и Уругваем, а также роль Уругвая как стратегического партнера для Китая. Изучена правовая и институциональная среда Уругвая, благоприятствующая иностранным инвестициям, и отмечено, что, несмотря на значительные успехи в торговле, уровень китайских инвестиций в Уругвай остается относительно низким. Выявлены возможные причины этого явления и перспективы дальнейшего развития инвестиционного сотрудничества. Особое внимание уделено роли инициативы «Один пояс, один путь», к которой Уругвай присоединился в 2018 г., став первым членом Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), поддержавшим данную китайскую инициативу. Подчеркивается важность дальнейшего углубления стратегического партнерства между Китаем и Уругваем, которое может служить успешным примером взаимодействия в рамках Глобального Юга и способствовать укреплению позиций стран Глобального Юга на международной арене.
Рассмотрено развитие взаимодействия между Китаем и Латинской Америкой с фокусом на экономическое сотрудничество с Уругваем. Проведен анализ нового экономического и политического ландшафта на Глобальном Юге, подчеркнуты конкретные аспекты политики Китая в этом регионе. Авторы выделяют два ключевых этапа в двусторонних отношениях между Китаем и Уругваем, охватывающих почти 25 лет, причем Соглашение 2016 г. ознаменовало собой важную веху в установлении стратегического партнерства между двумя странами. Использование Глобального Юга в качестве теоретического и методологического маркера для научного исследования требует четкой методологической структуры, построенной вокруг концептуальных параметров самого Глобального Юга. Подход Уругвая к концепции Глобального Юга имеет методологическое значение, учитывая его сбалансированную и умеренную позицию во внешней политике. Показано, как Китай, стремясь укрепить свои позиции в Латинской Америке, разрабатывает комплексную политику по увеличению товарооборота и инвестиций в регионе. В частности, рассматривается динамика экспорта и импорта между Китаем и Уругваем, а также роль Уругвая как стратегического партнера для Китая. Изучена правовая и институциональная среда Уругвая, благоприятствующая иностранным инвестициям, и отмечено, что, несмотря на значительные успехи в торговле, уровень китайских инвестиций в Уругвай остается относительно низким. Выявлены возможные причины этого явления и перспективы дальнейшего развития инвестиционного сотрудничества. Особое внимание уделено роли инициативы «Один пояс, один путь», к которой Уругвай присоединился в 2018 г., став первым членом Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), поддержавшим данную китайскую инициативу. Подчеркивается важность дальнейшего углубления стратегического партнерства между Китаем и Уругваем, которое может служить успешным примером взаимодействия в рамках Глобального Юга и способствовать укреплению позиций стран Глобального Юга на международной арене.
В статье исследуются организационно- экономические принципы комплексного освоения территорий (КОТ) в контексте развития жилищной инфраструктуры в регионах России. Проведён сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта, выявлены ключевые проблемы: фрагментарность нормативного регулирования, низкая инвестиционная активность, дисбаланс между инфраструктурным развитием и жилищным строительством. Предложена авторская многоуровневая адаптивно- сетевая модель управления, основанная на дифференцированном подходе к регионам, цифровизации процессов и гибридных механизмах финансирования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования градостроительной политики и повышения эффективности территориального развития.
Отрасль нефтесервиса имеет особо важное значение для нефтегазового комплекса, поскольку она является неотъемлемой его составляющей и включает в себя такие важнейшие сегменты, как переработка, добыча и эксплуатация. В условиях сложной геополитической ситуации и жесткой санкционной политики основной акцент делается на развитие внутреннего нефтесервиса. Но несмотря на то что результаты деятельности нефтесервисных компаний имеют тенденцию к росту, для сегмента характерен ряд проблем, решение которых требуется в ближайшее время. Статья посвящена оценке современного состояния рынка нефтесервисных услуг России и определению ключевых проблем его функционирования, которые связаны с высокой зависимостью нефтесервисных компаний от импортных технологий, недостаточностью финансовых ресурсов и высококвалифицированных кадров, поиском оптимальных вариантов организации нефтесервисных услуг. Обзор практики решения данных проблем позволил установить роль государства и вертикально интегрированных структур в данном процессе, конкретизировать направления работы по их дальнейшему решению. Решение данных проблем с активным участием государства, вертикально интегрированных структур, государственно-частного партнерства, участников финансового рынка будет способствовать не только повышению эффективности деятельности предприятий нефтесервиса, но и достижению запланированных показателей деятельности нефтегазового комплекса в целом.
Цель статьи – охарактеризовать особенности управления рисками проекта в условиях неопределенности. Актуальность исследования вопроса управления проектными рисками в условиях неопределенности определена усилившимися в настоящее время проблемами экономики, что оказывает сдерживающее воздействие на устойчивость предпринимательского сектора и деятельность его субъектов. То есть проблемой можно обозначить сдерживающие факторы при разработке и реализации проектов по причине повышенных рисков, что требует выбора оптимальной методики реализации проектных решений. Важность реализации в процессе управления организацией практики проектного управления не вызывает сомнений, поскольку инвестиционные вложения дают возможность повышения инвестиционной привлекательности и, как следствие, стимулируют к развитию предпринимательской деятельности, расширению мощностей, обновлению и модернизации оборудования и так далее.
Актуальность темы статьи обусловлена современной тенденцией поиска путей устойчивого развития национальной космической деятельности, способов ее финансового обеспечения, в том числе с учетом зарождения частной космической индустрии и ускорения общего темпа инновационных процессов в высокотехнологичных секторах экономики.
Цель работы — анализ наиболее значимых этапов трансформации финансового сектора Китая и влияние данного процесса на результаты страны в освоении космоса за последние десятилетия. В качестве основного метода выступает качественный контент-анализ, сочетающийся с хронологическим подходом к систематизации данных.
Научная новизна заключается в объединении нескольких аспектов — развития финансовой системы Китая, организационной структуры его космической отрасли и ее достижений, а также государственных мер поддержки — в единое причинно-следственное поле.
Результаты исследования показывают, что одним из ключевых факторов успеха Китая в космической деятельности является сочетание рыночных механизмов с сильными элементами плановой экономики, позволяющее эффективно управлять распределением инвестиций в стратегической отрасли.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для выявления эффективных инструментов финансовой поддержки высокотехнологичных отраслей, включая космический сектор. Полученные выводы могут быть полезны для специалистов, участвующих в планировании и реализации проектов, имеющих национальное значение.
Предмет. В статье рассматриваются портфельные модели управления активами институциональных инвесторов, применяемые в условиях высокой волатильности на финансовых рынках в период 2022–2024 гг. Макроэкономическая нестабильность, повсеместный рост инфляции, обострение геополитических рисков, а также повышение процентных ставок центральными банками разных стран мира привели к увеличению в портфелях доли облигаций, защитных активов (золото, сырьевые товары) и инструментов хеджирования.
Цель работы — выявить факторы, повлиявшие на пересмотр инвестиционных стратегий крупнейших хедж-фондов, инвестиционных банков, а также пенсионных, суверенных и эндаумент-фондов.
Результаты. Авторы осуществили типологизацию современных инвестиционных стратегий и показали, как институциональные инвесторы применяли различные подходы к контролю ликвидности и уровню экспозиции портфеля в периоды резких колебаний рыночных цен. На конкретных примерах крупнейших хедж-фондов и инвестиционных банков продемонстрировано, что использование квантовых стратегий и алгоритмических моделей, наряду с фундаментальным анализом, позволяет добиваться высокой доходности при одновременном контроле рисков.
Научная значимость. Представленные результаты могут служить ориентиром для институциональных инвесторов, формирующих портфели в условиях высокой рыночной неопределенности.
Актуальность. В 2015 г. общие золотые запасы основных стран БРИКС (Россия, Китай, Индия) составили 3423 т (131,322 млрд долл.), а в 2024 г. — 5260 т (304,434 млрд долл.). Таким образом, индекс массы за рассматриваемый период увеличился до 1,54, а индекс стоимости — до 2,32. В настоящее время доля совокупных золотых резервов стран БРИКС достигает 17–20% от общемировых. Методы. В статье при помощи программного обеспечения Orange делается прогноз массы и стоимости золотых запасов России, Китая и Индии на период 2015–2029 гг. с равными годовыми интервалами. Результаты. В процессе исследования автор приходит к выводу о том, что страны БРИКС, с учетом огромных запасов собственных природных ресурсов, будут играть важную роль в мировой экономике в обозримом будущем. Это же подтверждает численный анализ, приведенный в данной статье.
В статье исследуется проблема преодоления «долины смерти» в медицинских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) — критического этапа, на котором многие перспективные проекты не доходят до внедрения и коммерциализации. Выявлены ключевые барьеры, затрудняющие трансляцию научных достижений в практическое здравоохранение, в числе которых организационно-правовые, финансово-экономические и научно-методические. Особое внимание уделено анализу законодательной базы, регулирующей научную деятельность в России, а также оценке социально-экономического эффекта от внедрения новых медицинских технологий на основе международного опыта. Подчёркивается парадокс: несмотря на значительные инвестиции в медицинские НИОКР, многие проекты терпят неудачу из‑за сложностей оценки инновационного потенциала, недостаточной координации между участниками процесса и жёстких регуляторных требований. Предложены пути решения проблемы, включая развитие государственно-частного партнёрства, оптимизацию регуляторных процессов, развитие трансляционной медицины и внедрение систем управления знаниями. Статья адресована исследователям, регуляторным органам, представителям фармацевтических компаний и организаторам здравоохранения, заинтересованным в ускорении внедрения медицинских инноваций
Введение. Статья посвящена исследованию европейского опыта государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры (на примере Великобритании). В статье рассмотрены основные направления государственно-частного партнерства, достижения и недоработки в данной области взаимодействия. Британский опыт государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры показал, что данное государство заинтересовано в инвестициях, поскольку при этом снижается нагрузка на государственный бюджет. Подобные инициативы со стороны бизнеса поддерживаются со стороны государства при условии софинансирования. Проектные, строительные и пуско-наладочные работы ложатся на частных подрядчиков, а государство контролирует соблюдение частным сектором законодательства и правил строительства.
Материалы и методы. В исследовании был применен информационно-аналитический метод, который позволил изучить опыт государственно-частного партнерства в условиях цифровизации общественной инфраструктуры Великобритании.
Результаты исследования. Использование государственных средств вместе с частной инициативой представляется особенно важным в условиях цифровизации, поскольку позволяет населению получить новые условия для комфортного проживания. Основной акцент при цифровизации общественной инфраструктуры Великобритании делается на системах искусственного интеллекта, новых информационных трендов и прогрессивных технологий, сочетающих человеческие возможности и систему информационного контроля, мониторинга.
Обсуждение и заключение. Опыт Британии по формированию ГЧП ведет свой отсчет с 1970-х годов, поэтому его можно назвать существенным, применимым в других государствах мира.