Проблема в развитии обрабатывающей промышленности и отраслей потребления во многом вытекает из специфики налогового бремени, но выверенных расчетов отраслевого распределения бремени нет. Важной задачей являются разработка формул налогового бремени, расчеты отраслевых различий этого бремени, интерпретация результатов через ключевые аспекты налогового законодательства.
ФНС публикует серьезную статистику и аналитику по поступлениям налогов и сборов по отраслям, детали налоговой базы по каждому налогу (лучше Росстата). Ежегодные материалы к федеральному бюджету содержат детали оценки налоговых льгот (налоговых расходов) по отраслям и видам налогов. Это является базой исследования, обрабатываемой методами математических формул и логического анализа. Результаты авторских расчетов показали, что обрабатывающая промышленность фактически облагается в 1,5 раза большими налогами, чем отрасли сферы потребления. Оптовая торговля, гостиницы и общепит, финансы и недвижимость платят НДС по фактической ставке 1–4%, производители угля, руды, нефтепродуктов – отрицательный НДС, а производители электроники, оборудования и автотранспорта – в среднем 15%. Фактические ставки социальных взносов в обрабатывающей промышленности 23%, а в торговле, финансах, гостиницах и общепите, недвижимости – от 6 до 13%.
Основными выводами показаны специфика возврата НДС по экспорту и капитальным вложениям для экспортеров сырья, концентрация малого бизнеса и УСН в отраслях потреблении. Необходимо перераспределить нагрузку по НДС и социальным взносам на 6 и 5 п. п. плюс на отрасли потребления и минус – на обрабатывающую промышленность, хотя бы для выравнивания фактического налогового бремени.
Проведён анализ подходов к определению сущности стратегического управления и импортозамещения. На основании изучения генезиса теории стратегического управления сформулирован авторский подход к определению сущности и характеристик стратегического управления промышленностью в контексте реализации политики импортозамещения. Выделены ключевые характеристики импортозамещения.
Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.
В статье рассматриваются бюджетные меры обеспечения экономической безопасности России в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках разработки, закрепления и применения бюджетных мер обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступили положения нормативных правовых актов (включая бюджетное законодательство), документы стратегического планирования, а также отдельные проекты, подходы и концепции обеспечения экономической безопасности бюджетными мерами. Автор анализирует дуалистическую природу влияния бюджетных мер на экономическую безопасность, проявляющуюся через прямое и опосредованное воздействие. Особое внимание уделяется систематизации и классификации ординарных (общих) и экстраординарных (антикризисных) бюджетных мер. В статье исследуются бюджетные меры стратегического планирования, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные механизмы, а также специальные бюджетные меры, применяемые в кризисных ситуациях. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальные научные методы: формально-юридический анализ, системный анализ права и анализ правоприменительной практики. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении и систематизации бюджетных мер обеспечения экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления. В работе сформулировано авторское определение бюджетных мер обеспечения экономической безопасности как комплекса взаимосвязанных бюджетно-правовых и организационных механизмов, реализуемых в рамках бюджетной системы для защиты национальных экономических интересов. Разработана оригинальная классификация бюджетных мер по механизму воздействия (прямые и косвенные), характеру применения (ординарные и экстраординарные) и содержанию (стратегические, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные - для ординарных; институциональные механизмы антикризисного регулирования; специальные формы целевого финансирования; специальные меры поддержки населения и бизнеса; специальные механизмы макроэкономической стабилизации - для экстраординарных). Выявлена специфика антикризисных бюджетных мер в условиях санкций.
В данной статье анализируется влияние санкций недружественных стран на развитие цифровизации в российском горнодобывающем секторе. Несмотря на растущий интерес к цифровым технологиям, уровень их внедрения в российской горнодобывающей промышленности остаётся ограниченным. В статье рассматриваются ключевые направления цифровизации в горнодобывающей отрасли, такие как автоматизация процессов, внедрение систем сбора и анализа данных, использование искусственного интеллекта, а также машинного обучения. Приведены основные этапы цифровой трансформации горного производства и наиболее востребованные на сегодняшний день технологии цифровой трансформации. Авторами подчёркивается важность дальнейшего развития цифровизации в российской горнодобывающей отрасли для её устойчивого развития и конкурентоспособности на мировом рынке. Отмечена необходимость в дальнейшей активной поддержке от государства и стратегических предприятий, которые необходимы для успешной реализации поставленных Министерством промышленности и торговли РФ задач для достижения национальных целей цифровой трансформации.
В современных условиях экономического развития стран одним из актуальных и приоритетных направлений государственной деятельности становится реализация политики импортозамещения. Особенно данная тенденция наблюдается в настоящее время в практике Российской Федерации, экономика и производство которой развивается под давлением неблагоприятных факторов (геополитической нестабильности, санкционного давления и т. п.). Всё это делает актуальным рассмотрение вопроса о том, какие теоретические подходы и противоречия были уже сформированы по отношению к реализации целей импортозамещения. Цель исследования заключается в изучении теоретических подходов к определению понятия «импортозамещение», выявлении противоречий в суждениях авторов и формулировке собственных выводов в понимании сущности процесса и влияющих факторов. В статье использовались такие методы научного исследования, как монографический метод, абстрактно-логический метод, методы сравнения, сопоставления, дискуссионного анализа. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что в научной литературе был сформирован ряд противоречивых и разносторонних определений данному термину, также противоречия наблюдаются и при исследовании его природы и сущности. Кроме того, при исследовании сущности импортозамещения необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые в той или иной степени могут отразиться на развитии экономической и производственной сферы (социальные, экономические, политические и др.).
Цель статьи – показать влияние новых геополитических и экономических реалий, в которых оказалась Россия после 2020–2022 гг., на издательскую систему страны. Приводится сравнительная динамика показателей книгоиздания в целом по рынку и по его основным сегментам за последние годы. Анализируется соотношение новых изданий и переизданий, а также книг отечественных авторов и переводной литературы. Показан дисбаланс в репертуарной политике российских издательств в пользу зарубежного литературного продукта и предложены способы нормализации ситуации.
В статье рассматриваются вопросы разработки политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются предпосылки возникновения необходимости их решения. Санкционное давление на экономику России привело к уходу с отечественного рынка инвесторов из государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. Это в свою очередь привело к разрыву экономических и технологических связей. Заставило искать замену импортируемым товарам из этих стран, реализовывать политику импортозамещения. Дальнейшая эскалация санкционного давления потребовала разработки и реализации политики обеспечения технологического суверенитета. Это потребовало по-новому взглянуть на вопросы инновационного развития. В России есть опыт реализации политики, направленной на построение инновационной экономики. На основе ее анализа, сделаны выводы о рисках обеспечения инновационного развития путем заимствования иностранных технологий, необходимости реализации политики технологического развития с опорой на собственные ресурсы. В статье рассматриваются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года как документы стратегического планирования, связанные с реализацией политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. В статье рассмотрены проблемы функционирования системы стратегического планирования, предложены подходы согласования стратегии обеспечения технологического развития с отраслевыми стратегиями и стратегией пространственного развития. Предложены и сопоставлены варианты проведения этих согласований.
В представленном исследовании рассматриваются проблемы развития отраслевой экономики России в современных условиях. В связи с введением против России санкций, уходом зарубежных компаний и сокращением импорта отечественные производители попали в сложную ситуацию. Особенно остро проблема импортозамещения и восстановления производства коснулась автомобильной отрасли. Параллельный импорт, китайские производители и отечественный автопром помогли восстановить автомобильный бизнес. В короткие сроки нужно было решить вопрос с обеспечением страны транспортными средствами собственного производства. В статье определены проблемы, возникающие в сфере автомобилестроения, факторы, влияющие на рост цен на автомобильные запчасти. Ранее государство возмещало дилерам утиль сбор в виде субсидий в зависимости от локализации производства, в настоящее время предполагают, что невозмещаемую стоимость продавцы будут включать в стоимость автомобиля. В ближайшее время не стоит ожидать снижения цен в автомобильной отрасли. Авторами проведено исследование Постановления Правительства и сделан расчет изменения утилизационного сбора и его влияния на рост цен на автомобили в будущем. В статье рассмотрены проблемы автомобильной отрасли в России в 2024 г., а также даны прогнозы на 2025 г.
В статье произведен анализ эффективности механизмов финансирования инноваций в Российской Федерации. Показано, что преодолеть накопившиеся в производственной сфере противоречия и технологическое отставание страны только путем увеличения финансирования научных исследований и разработок невозможно. Необходимо повышать результативность финансовых вложений, используя системный подход, который предполагает сочетание множества различных мер управленческого финансового и нефинансового характера.
В условиях глобальной турбулентности и изменения международных экономических связей проблема импортозамещения приобретает стратегическое значение для российской экономики. В статье проводится комплексный анализ текущего состояния и перспектив развития политики импортозамещения в России в контексте мировой экономики. Особое внимание уделяется структурным вызовам, ограничивающим эффективность данного направления, включая высокую степень зависимости от импортных технологий и оборудования, особенно в высокотехнологичных секторах, что и формирует цель исследования. Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения экономического суверенитета, снижения критической зависимости от внешних поставок и формирования устойчивых производственных цепочек внутри страны, несмотря на мировые вызовы. В работе подчеркивается важность формирования долгосрочных стратегий, направленных на развитие научно-технического потенциала и создание технологических альянсов с дружественными странами, что предполагает углубление международного сотрудничества и адаптацию нормативно-правовой базы. Особое значение имеет подготовка квалифицированных кадров, развитие научно-исследовательской инфраструктуры, а также совершенствование механизмов государственной поддержки, включая упрощение доступа к субсидиям и грантам. Авторами подчеркивается необходимость перехода к комплексной структурной трансформации, активизации малого и среднего предпринимательства и интеграции науки с производством для снижения внешней зависимости и повышения национальной конкурентоспособности на мировом рынке.
В статье исследуются вопросы влияния санкций на экономику России. Актуальность данной проблематики обусловлена современными условиями санкционного давления. Цель исследования - на основе анализа статистических данных и изучения существующих литературных источников по заданной проблематике выявить экономические, социальные последствия санкций и возможные парадоксы изоляции для России. Методология исследования опирается на комплексный подход, включающий качественные и количественные методы исследования, в частности построение временных рядов, статистический анализ. В результате выявлены экономические последствия санкций: доступ к иностранному капиталу и инвестициям ограничен, сократились экспорт энергоносителей, импорт промышленного оборудования, электроники, автомобилей, усиливается государственный контроль. Это негативно повлияло на изменения в структуре валового внутреннего продукта страны. Социальные последствия санкций проявляются в росте инфляции, снижении реальных доходов населения и изменении потребительских моделей, что усиливает социальное напряжение и замедляет социальный прогресс. Санкции способны оказывать парадоксальный эффект, стимулируя работу адаптационных механизмов. Усиливается импортозамещение, внешняя торговля переориентируется на дружественные страны, развиваются альтернативные финансовые системы, укрепляется политический режим страны. Санкции усиливают геоэкономическую фрагментацию и трансформацию глобальных цепочек поставок. Они стимулируют экономику страны на создание собственных производств, высокотехнологичной продукции. Экономическая изоляция имеет сложные и часто непреднамеренные последствия, которые необходимо учитывать при разработке и оценке эффективности санкционной политики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.