Научный архив: статьи

Биосоциальная сущность человека с позиций эволюционной антропологии (2025)

В статье представлен биологический подход к проблеме сущности человека и общества. В фокусе внимания оказывается противоречие между гуманитарными концепциями человека и биологическим подходом к данному вопросу. Гуманитарные концепции в рамках культурологии, философии, экономики и других наук представляют человека как существо сугубо культурное и рациональное. Игнорируются или прямо отрицаются эволюционные, биологические корни человека. Слова Декарта «Мыслю, следовательно, существую» являются лучшей иллюстрацией определения природы человека с точки зрения гуманитариев. Но исследования в области этологии, социобиологии и генетики за последние 70-80 лет вынуждают не соглашаться с гуманитарными подходами. Выводы биологов позволяют предположить, что биологическая, эволюционная природа человека продолжает оставаться основой, от которой зависит как индивидуальное поведение, так и масштабные социальные процессы. Сущность человека предопределена его эволюционной историей, которая по сути своей есть процесс стохастический и не запрограммированный заранее. Биологический, эволюционный детерминизм можно считать релевантной теорией, объясняющей и социальные процессы. С позиций современной эволюционной антропологии человек есть биосоциальное существо, которое остается в большой степени зависимым от своей природной, естественной сущности. Необходимо признать серьезную противоречивость человеческой природы, так как разум не доминирует в жизни ни индивида, ни общества в целом. В этой противоречивости и видятся причины тех вызовов, с которыми сталкивается современное человечество. Речь идет и о глобальных проблемах, таких как всеобщая милитаризация, тяготение к решению конфликтов силовыми методами, голод и массовые болезни, расслоение общества, загрязнение окружающей среды, и многом другом.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
Автор(ы): Ирицян Гурген Эдмондович
Сохранить в закладках
Изучение различий культур — важный способ минимизации рисков в международных проектах (2025)

Углубление экономического сотрудничества между Россией с Китаем в рамках международных проектов указывает на потребность в новых инновационных подходах к оценке и минимизации рисков. Недооценка кросс-культурных рисков в международных проектах может привести к различного рода негативным последствиям. Цель исследования — изучение культурных особенностей мышления и поведения китайцев и россиян как способ минимизации рисков в совместных проектах. Автор обосновывает значимость кросс-культурных рисков в эффективности управления международными проектами. Осуществляет сравнительный анализ моделей мышления и поведения китайцев и россиян. Автор приходит к выводу, что социокультурная дистанция между Россией и Китаем достаточно глубока, что повышает риски недопонимания, ошибок и конфликтов. В рамках исследования проведен сравнительный анализ различий социокультурных особенностей моделей мышления и поведения китайцев и россиян. Учет данных различий способствует более эффективному управлению кросс-культурными проектами, а также формированию и укреплению доверия между партнерами. Разработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности кросс-культурных коммуникаций между россиянами и китайцами в работе над совместными проектами.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Тен Екатерина Андреевна
Сохранить в закладках
СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗНАНИЯ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В РОМАНЕ М. ОНДАТЖЕ «АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ» (2025)

Актуальность обращения к роману писателя-мультикультуралиста М. Ондатже «Английский пациент» обусловлена его смысловой многослойностью и идейной плюралистичностью. Цель статьи - исследовать проблему национальной и индивидуальной идентификации в произведении Ондатже и установить ее взаимосвязь с поисками истинного знания и возможностями его вербальной репрезентации. Реконструкция романной концепции осуществляется с привлечением основных достижений постмодернистской философской мысли (теорий деконструкции, интертекстуальности, метанарративов и т. п.), а также постколониальной критики. В фокусе особого внимания оказывается реализация бинарных оппозиций свой - чужой, национальное -общечеловеческое, реальность - художественный вымысел, теоретическое познание -практическая деятельность, истина - ложь, чувство - рацио, культура - варварство. Ключевая идея пантекстуализма в «Английском пациенте» воплощается в образах и мотивах, связанных с литературой и чтением, которые трактуются преимущественно как атрибуты и феномены западной культуры, погруженной после Второй мировой войны в состояние эпистемологического и онтологического кризиса. Критика рационалистической европейской цивилизации в лице космополитически настроенного интеллектуала - английского пациента - осуществляется с позиций экзистенциального Другого - представителя альтернативной модели бытия, индийца Кирпала Сингха, который, однако, не отказывается полностью от плодов чужой культуры, но вбирает их в себя, расширяя горизонты своего духовного существования и обретая собственное место в родной национальной культуре. В конце делается вывод о концептуально значимом характере библейского текста, открывающего мифопоэтическое измерение в истории героев «Английского пациента», примиряющего антагонистические сущности и вносящего гуманистически-гармонизирующую струю в романное повествование.

Издание: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (57) (2025)
Автор(ы): ВОРОТНИКОВА АННА ЭДУАРДОВНА
Сохранить в закладках
«В доме призрак-бездельник…»: фольклорный генезис, структура, функции литературного образа домового (2025)

Фольклор и литература, при всей разнице происхождения, бытования, способов сохранения, представляют собой единую национальную культуру, единое семиотическое пространство. Авторы рецензируемой монографии1 доктор филологических наук М. Ч. Ларионова и кандидат филологических наук И. В. Бобякова справедливо указывают на то, что эта мысль не нова в современной филологической науке, об этом писал еще А. Н. Веселовский, но распространение, теоретическое обоснование и подтверждение она получает только в последние десятилетия в трудах Д. Н. Медриша, Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова, А. Н. Власова и др.

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Райкова Ирина Николаевна
Сохранить в закладках
Двести лет на двоих (2025)

Сегодня, несомненно, велика роль методической службы — центров и домов народного творчества на уровне субъектов России, возглавляемой ГРДНТ им. В. Д. Поленова, — не имеющей мировых аналогов системы, успешно и плодотворно работающей в нашей стране более столетия.

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Ерохина Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
Симфония традиций: консолидация деятельности домов (центров) народного творчества по сохранению нематериального этнокультурного достояния народов России (2025)

Сохранение нематериального этнокультурного достояния России — стратегический приоритет для устойчивого будущего.

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Уркунова Анастасия Рахматалиевна
Сохранить в закладках
Полуостров сокровищ (2025)

Крым — удивительная земля, которая поражает воображение красотой своей природы, великолепием дворцов и необыкновенным богатством истории. Целый калейдоскоп народов, сменяя друг друга в веках, строил свою жизнь на Крымской земле: киммерийцы, тавры, скифы, греки, сарматы, готы, хазары, генуэзцы, татары, русские и многие другие, все со своими обычаями и традициями. Все они оставили след в истории и внесли вклад в формирование материальной и духовной культуры Крыма. Ведь на протяжении веков люди не только вели войны и боролись за выживание, но и жили обычной жизнью, торговали, создавали предметы материальной культуры.

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Прилепина Ирина Борисовна, Ермоленко Павел Александрович
Сохранить в закладках
Исполнительство на диатоническом кантеле в Карелии: историческая традиция и современные реалии (2025)

В 2024 г. по инициативе Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Республике Карелия была организована экспедиция по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния народов России. В ее состав вошли сотрудники Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, музея-заповедника «Кижи» и Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио. Возглавила экспедицию Н. Е. Котельникова, кандидат филологических наук, заместитель главного редактора научного альманаха «Традиционная культура» (ГРДНТ им. В. Д. Поленова).

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): Михайлова Наталья Сергеевна
Сохранить в закладках
Опыт Института гуманитарных исследований УрО РАН по проведению экспедиций по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния народов России (2025)

Коллектив Института гуманитарных исследований УрО РАН (ИГИ УрО РАН) начиная с 2022 г. принимает активное участие в реализации проекта «Цикл фольклорных экспедиций по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния народов России», организаторами которого являются Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова, министерства и ведомства регионов России, участвующих в проекте при поддержке Министерства культуры РФ.

Издание: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: № 3, Том 26 (2025)
Автор(ы): ЧЕРНЫХ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, КАМЕНСКИХ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, Чернышева Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (2025)

Статья посвящена исследованию соотношения отечественной и зарубежной цивилистической науки, российского и зарубежного гражданского законодательства. Использование сравнительно-правового метода и метода конкретно-исторического исследования не свидетельствует о «слепом» заимствовании (подражании) российской юридической наукой (цивилистикой) и законодателем идей и норм зарубежного права. На основе анализа правовых памятников дореволюционной России, цивилистической доктрины дореволюционного периода автор пришел к выводу о достаточной самостоятельности российской теории гражданского права и правотворчества, функционируемых с учетом национальных нравственно-этических ценностей, православной христианской культуры и российских идейно-правовых традиций. Некоторое тождество отечественного гражданского законодательства и законодательства отдельных зарубежных стран объясняется наличием общих экономических законов возникновения, становления и развития имущественных отношений, действующих в рамках определенной правовой системы на том или ином уровне исторического развития государства, общества и личности. Строительство гражданско-правовой архитектуры в нашей стране происходило и происходит на основе известных методов научно-юридического познания, национально-исторического опыта, позитивного материала зарубежного мира на благо России и российского народа.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11. №2 (2025)
Автор(ы): Андреев Ю. Н.
Сохранить в закладках
Влияние глобальных климатических изменений на условия жизни малочисленных коренных народов Российской Арктики (2025)

В статье исследуются актуальные проблемы коренных малочисленных народов Российской Арктики в контексте глобального потепления. К основным существующим угрозам относятся как вопросы продовольственного и инфраструктурного характера, так и проблемы хозяйственной деятельности и здравоохранения. На фоне глобального потепления, связанного с повышением среднегодовой температуры, возникает высокая вероятность того, что вышеперечисленные проблемы будут только усиливаться и существенно затронут все системы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Российской Арктики. Особое внимание уделяется уже существующим государственным и частным инициативам, а также предполагаемым методам приспособления и смягчения последствий глобального потепления для коренных народов, включая поддержку традиционных знаний и практик, устойчивое использование природных ресурсов и улучшение инфраструктуры.

Издание: ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
Автор(ы): Горлова Анастасия Д.
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ (2025)

В статье основное внимание уделено результатам анкетирования сотрудников учреждений культуры города Москвы, проводимого с целью изучения готовности учреждений культуры к организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также выявления проблем и барьеров, с которыми сталкиваются сотрудники при реализации инклюзивных практик. В рамках исследования было оценено текущее состояние трех компонентов инклюзивной среды учреждений культуры - пространственно-предметного, содержательно-методического и коммуникативно-организационного. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms; он включал сбор и анализ количественных данных. Анкетирование прошли 904 сотрудника библиотек, культурных центров, домов культуры, музеев, парков, усадеб и выставочных залов Москвы.

На основании полученной информации авторы делают вывод о том, что в большинстве учреждений с определенной периодичностью проводятся мероприятия для посетителей с инвалидностью и ОВЗ. Это свидетельствует об учете их потребностей при разработке культурного контента, наличии адаптированных программ культурно-досуговой деятельности и доступной среды. Большинство сотрудников положительно относятся к участию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в культурно-досуговой деятельности, понимают важность организации инклюзивной среды и нуждаются в специальном обучении.

Вместе с тем в процессе исследования обнаружен дефицит компетенций специалистов учреждений культуры при взаимодействии с данной категорией посетителей, выявлена сниженная мотивация к овладению навыками конструктивного взаимодействия. Все это указывает на необходимость осознания перемен в обществе, развитие инклюзивных процессов, создание специальных условий для организации доступной среды, повышения инклюзивной культуры среди сотрудников учреждений, участвующих в исследовании.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): ЖУРАВЛЕВА ЖАННА ИГОРЕВНА, ХОРОШАВИНА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках