НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТАЛАНТЫ КАК ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ (2025)

Власти современного КНР позиционируют таланты как ключевой фактор и мощную силу национального технологического прогресса. Фокусом статьи выступает анализ направлений и мер государственной политики Китая по привлечению и удержанию в стране талантливых представителей науки, высококвалифицированных экспертов, молодых специалистов с качественным образованием. Автор выделяет особенности стратегии и тактики формирования национального человеческого капитала с позиции усиления в нем образовательной и интеллектуальной составляющей.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Панова Екатерина Александровна
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ (2025)

Статья посвящена анализу государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В условиях роста русофобии, дискриминации, масштабных информационных компаний антироссийского характера, разрушения памятников истории и культуры и других проявлений недружественной политики в отношении России и ее граждан, существенно возрастает роль политики государства, направленной на оказание содействия проживающим за рубежом соотечественникам в обеспечении их прав, свобод и законных интересов, их консолидации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, защиты исторической правды о Второй мировой войне, противодействия попыткам её фальсификации и ревизии, продвижению достижений самобытных культур народов России.

Авторы отмечают, что приоритетные направления государственной политики в этой сфере получили закрепление в документах нормативного характера и актах стратегического планирования. Мероприятия, проводимые в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, по сохранению культурной идентичности и исторической памяти, укреплению национального единства, формированию гражданской идентичности, содействию развития связей соотечественников с Российской Федерацией способствуют укреплению позиций России в современном мире как правового и демократического государства, отстаивающего свой суверенитет.

Издание: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выпуск: № 2 (9) (2025)
Автор(ы): Казановская Юлия Александровна, ПЕРЕПАДЯ О.А.
Сохранить в закладках
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИРГИЗИИ И РОССИИ (2025)

Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений.

Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.

Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации.

Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 16 № 1 (59) (2025)
Автор(ы): ШАМУРЗАЕВ ТААЛАЙБЕК ТУРСУНОВИЧ, АНИСИМОВ ВАЛЕРИЙ ФИЛИППОВИЧ
Сохранить в закладках
Кризис в государственной политике в вопросе патриотического воспитания в 1990-2000е гг. (2025)

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Новиков Михаил Алексеевич
Сохранить в закладках
Институциональное значение Кыргызско-Российского Славянского университета в национальной системе высшего образования Кыргызской Республики (2025)

Кыргызская Республика занимает стратегически важное географическое положение на стыке межрегиональных интеграционных платформ. В связи с этим гуманитарное пространство в Республике наполнено актами “мягкой силы”, нацеленными на содействие политико-экономическим проектам зарубежных стран. В условиях ограничения деятельности НКО особое значение приобретают межгосударственные образовательные организации, интегрированные в национальную образовательную систему и способные оказывать влияние изнутри. В исследовании обоснована стратегическая важность Кыргызско-Российского Славянского университета в политико-экономическом и гуманитарном контексте, рассмотрена национальная образовательная система Кыргызстана на уровне высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации, а также основной проект России в данной системе, его модель функционирования, актуальные направления развития и целевые ориентиры. Объектом предлагаемой статьи является национальная система высшего образования Кыргызской Республики. Предметом - деятельность Кыргызско-Российского Славянского университета в Кыргызстане с 2023 г. Цель исследования - выявить институциональное значение КРСУ в системе высшего образования Кыргызстана. Методологическую основу исследования составляют: системный метод, исторический метод, институциональный подход, контент-анализ, метод включенного наблюдения. Новизна исследования заключается в рассмотрении межгосударственной образовательной организации как элемента национальной системы высшего образования в рамках современных процессов ее трансформации, в том числе обусловленной влиянием внешних акторов в контексте геополитического значения Кыргызстана. Дана характеристика национальной образовательной системы Кыргызстана как системы этноса-носителя государственного языка с диаспоральными чертами, преобладающей научной ориентацией обучения и светским характером воспитания. На основании проведенного анализа институциональных оснований национальной системы высшего образования Кыргызстана и стратегических документов выявлены сдерживающие факторы и особенности целевой модели развития. Проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования Кыргызско-Российского Славянского университета на территории Кыргызстана. На основе историко-политического рассмотрения выявлены целевые ориентиры и ключевые направления деятельности университета. Согласно сделанному выводу значение университета в национальной системе высшего образования заключается в представлении его российской стороной в качестве типовой модели развития кыргызских вузов с целью ориентирования на формирование единого образовательного пространства по российскому образцу.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Денисенко Виктор Васильевич
Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

Предмет: предметом данного исследования являются приоритетные направления стратегического развития жилищной и коммунальной сфере региона. Цель: систематизация теоретических взглядов на проблему построения стратегии, целеполагания и планирования в сфере обеспечения населения региона достаточным объемом комфортного жилья. Дизайн исследования: использованы общенаучные методы - дедуктивный, индуктивный, системный и др. Показатели для оценки жилищной сферы разделены не только по традиционному признаку измеримости на количественные и качественные, но также выделены уже активно используемые и предлагаемые к внедрению в системы анализа и оценки. Результаты: предложены методы, показатели и способы их отбора для тщательной оценки уровня, качества и эффективности решения задач в сфере развития жилищного обеспечения граждан в регионе. Обобщены многообразные методы и инструменты их реализации для работы с наблюдаемым разнообразием стратегических целей в сфере региональной жилищной политики и широта охвата ими объектов ЖКХ. Предлагается развитие и расширение уже используемой системы количественных показателей, характеризующих состояние жилищной сферы региона или иного территориального образования, а также уровень решения стратегических задач развития этой сферы.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 3 (183) (2025)
Автор(ы): Кононова Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

Предмет, в данной статье рассматривается экономика образования как важнейшая отрасль национальной экономики в современных условиях. Так, в условиях повсеместной глобализации и цифровизаии экономика образования приобретает особое значение, поскольку именно образование обеспечивает подготовку квалифицированных кадров, необходимых для инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. Цель: выявить тенденции развития и закономерности функционирования экономики образования как отдельной отрасли национального хозяйства в текущих реалиях, определить существующие проблемы и предложить рекомендации по улучшению экономической эффективности образовательной сферы. Дизайн исследования: исследование основано на эмпирическом анализе данных, полученных из официальной статистики и аналитических отчетов, охватывая регионы Приволжского федерального округа (далее - ПФО) за период с 2016 по 2024 год. Полученные результаты легли в основу разработки практических рекомендаций по оптимизации управления экономикой образования в регионах ПФО. Результаты: эмпирический анализ показал значительное разнообразие в состоянии экономики образования среди регионов ПФО. Выявлены значительные различия в показателях охвата молодежи образовательными программами высшего образования и соотношения государственных расходов на образование к ВРП, что доказывает высокую степень региональной неоднородности и нехватку финансирования исследуемого сектора экономики. Установлена прямая зависимость между уровнем финансирования образования и качеством образовательных услуг, что подчеркивает необходимость изменения подходов к финансированию и управлению образовательной системой, а также разработки целевых программ, направленных на выравнивание территориальных диспропорций и повышение общего уровня образовательных услуг в регионах Приволжского федерального округа.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 7 (187) (2025)
Автор(ы): Царенко Ирина Владимировна
Сохранить в закладках
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (2025)

Предмет, в статье исследуются современные направления развития системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России, обеспечивающие принятие заинтересованными сторонами обоснованных решений по вопросам управления, инвестирования, доходности активов, результативности деятельности, рискам корпорации. Цель: определение основных направлений - обеспечение стабильности системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, способствующих устойчивому развитию корпорации. Дизайн исследования: государственная политика в области бухгалтерского учета предполагает повышение достоверности, своевременности, комплексности корпоративного учета и отчетности, выявление несопоставимости информации для обеспечения потребностей заинтересованных сторон. Реализация государственной политики корпорациями вызывает необходимость изменения учетной политики корпорации в части документирования, систематизации и раскрытия финансовой информации. Результаты: внедрение современных основ государственной политики развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности корпорациями предполагает разработку локальных нормативных актов, формирующих состав и содержание первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, взаимосвязь различных видов отчетности. Расширение состава объектов бухгалтерского учета, в частности, цифровых валют, углеродных единиц, выполнения квот, выбросов парниковых газов, деятельность по партнерскому финансированию информационных ресурсов способствует развитию информации управленческой отчетности, включающей финансовые и нефинансовые показатели.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 7 (187) (2025)
Автор(ы): Сапожникова Наталья Глебовна, Ткачева Мария Вячеславовна, Ушакова Наталья Викторовна
Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (2024)

Цель статьи - изучение концепции современного государственного управления в контексте устойчивого развития экономических систем. Методологической основой проведенного исследования стала концепция устойчивого развития и теория стейкхолдерского управления, с применением причинно - следственного анализа и структурно-функционального метода уточнена роль системы государственного управления в решении экологических проблем и дополнена эколого-политическим компонентом, в основу которого положен стейкхолдерский подход. По итогам исследования сделан вывод о том, что современная концепция устойчивого развития должна концентрироваться не только на вопросах бережного обращения с природой, государственного регулирования природоохранной деятельности, но и процессах внедрения ресурсо- и энергосбережающих технологий на основе минимизации отходов и их возврата в производство.

Результаты. Предложены направления актуализации государственных инициатив по обеспечению устойчивого развития экономических систем на основе коммуникационного процесса со всеми заинтересованными сторонами. Обоснована необходимость усиления роли ключевых стейкхолдеров в разработке и реализации государственной политики по развитию циркулярной экономики. Коммуникационная площадка по решению «зеленой» повестки должна формироваться на тесном взаимодействии органов государственной власти, населения, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, некоммерческих организаций. Система государственного управления устойчивым развитием должна включать не только экологический, социальный, экономический элементы, но и развивать политический компонент. При этом необходимо создавать условиях для их взаимодействия с учетом особенностей каждого, что позволит достичь устойчивого развития экономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического базиса для совершенствования форматов взаимодействия государства, бизнес - структур и населения в решении экологических проблем и формирования эффективной государственной экологической политики.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 6 (2024)
Автор(ы): Головина Татьяна Александровна, Авдеева Ирина Леонидовна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ (2024)

Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Автор(ы): Рязанцев Александр Александрович
Сохранить в закладках
Правовое обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: результаты и перспективы (2025)

В статье рассматриваются особенности правового регулирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особое внимание уделяется Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в контексте обновления данного документа в ближайшем будущем. Российская Федерация - многонациональное государство, для которого учет традиций, культуры и исторически сложившегося образа жизни каждого проживающего на его территории народа, является одним из основных направлений государственной политики. Коренные малочисленные народы Севера являются социальной группой, требующей дополнительной поддержки государства не только по причине их немногочисленности, но также из-за трудных климатических условий мест проживания данных народов. В статье рассмотрена конфигурация правого регулирования в области устойчивого развития коренных малочисленных народов как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе. Особое внимание уделено также перспективным направлениям развития государственного регулирования, а также мерам государственной поддержки в рассматриваемой сфере. Отмечено, что в настоящее время правовое регулирование устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока находится на этапе значительных изменений. В работе обозначены основные различия действующей на настоящий момент Концепции и Проекта будущей, касающиеся основополагающих аспектов государственной политики в отношении КМНС. В частности, принципа признания права народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также модернизация, обновление технической оснащенности и т. д. Вместе с тем автор обращает внимание на необходимость соблюдения экологических требований и бережного отношения к природе в процессе реализации новых задач.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Семенова Ирина Владимировна
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ И ПРОТИВОРЕЧИЯ (2024)

В современных условиях экономического развития стран одним из актуальных и приоритетных направлений государственной деятельности становится реализация политики импортозамещения. Особенно данная тенденция наблюдается в настоящее время в практике Российской Федерации, экономика и производство которой развивается под давлением неблагоприятных факторов (геополитической нестабильности, санкционного давления и т. п.). Всё это делает актуальным рассмотрение вопроса о том, какие теоретические подходы и противоречия были уже сформированы по отношению к реализации целей импортозамещения. Цель исследования заключается в изучении теоретических подходов к определению понятия «импортозамещение», выявлении противоречий в суждениях авторов и формулировке собственных выводов в понимании сущности процесса и влияющих факторов. В статье использовались такие методы научного исследования, как монографический метод, абстрактно-логический метод, методы сравнения, сопоставления, дискуссионного анализа. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что в научной литературе был сформирован ряд противоречивых и разносторонних определений данному термину, также противоречия наблюдаются и при исследовании его природы и сущности. Кроме того, при исследовании сущности импортозамещения необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые в той или иной степени могут отразиться на развитии экономической и производственной сферы (социальные, экономические, политические и др.).

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 2 (2024)
Автор(ы): Ковальский Руслан Расулович, Чарыев Рахман Розымамед оглы
Сохранить в закладках