Анализируются проблемы, связанные с реформой территориальной организации местного самоуправления в России, и положения нового федерального законодательства, закрепляющие условия перехода на одноуровневую систему муниципальных образований; рассматриваются различные точки зрения ученых о возможных перспективах данного перехода, отмечаются спорные ситуации в субъектах РФ, в которых игнорируется мнение населения при принятии соответствующих решений; формулируются предложения по совершенствованию российского законодательства по данному вопросу.
В статье рассматриваются особенности институциональных условий реализации ресурсного потенциала региональных субъектов, включающие различные механизмы межуровневого взаимодействия
В статье на основе сравнительно-правового и историко-биографического метода рассматривается вклад Б. Н. Чичерина в изучение истории политических учений, партийного строительства, политических идеологий, парламентаризма, местного самоуправления, международных отношений. Чичерин являлся редким примером философа во власти, применившего свои глубокие теоретические знания на практике, работая гласным Тамбовского земства и городским головой Москвы. Анализируется политологическое наследие Чичерина, представленное в его работах: «История политических учений», «Курс государственной науки», «О народном представительстве», «Философия права». В рамках этого выделены и описаны ключевые идеи Чичерина о сильном правовом государстве, соблюдении прав личности, особенностях либерализма и консерватизма, ответственности правительства перед народом, верховенстве права, местном самоуправлении. Автор приходит к выводу, что становление политической науки в России многим обязано Б. Н. Чичерину, разрабатывавшему фундаментальные связи в отношениях по поводу власти, теории среднего уровня и прикладные теории. Современные российские учебные программы по политологии могут быть обогащены постулатами политико-философского учения Б. Н. Чичерина. Ревизия чичеринских идей позволяет глубже понять исторические и политические процессы в России, а также оценить его вклад в развитие политической науки. Исследование подчеркивает актуальность чичеринских концепций в контексте современных политических процессов, особенно в вопросах развития правового государства, защиты гражданских прав и совершенствования системы местного самоуправления. Наследие мыслителя представляет собой ценный источник для дальнейшего развития политической теории и практики в России.
В статье рассматриваются цифровые инструменты расширения политического участия на муниципальном уровне в контексте концепции цифрового государства. Основное внимание уделяется анализу практик соуправления на местном уровне, включая гражданскую инициативу, организованные собрания, общественные слушания и референдумы. Цель исследования — выявление наиболее эффективных цифровых практик вовлечения граждан в принятие решений на местном уровне на примере западных стран. Теоретическая база включает анализ ключевых понятий: цифровизация местного самоуправления, политическое участие граждан, соуправление как сотрудничество властных и общественных институтов. Практическая значимость работы определяется растущей ролью цифровых технологий в процессах муниципального управления и необходимостью повышения эффективности принимаемых решений. Автор отмечает высокий потенциал цифровизации в России, несмотря на существующие проблемы цифрового неравенства. Ключевые аспекты исследования охватывают: цифровое измерение институтов политического участия; процедуры работы с гражданскими инициативами; механизмы организации общественных обсуждений; сроки и порядок рассмотрения предложений граждан. Исследование актуально в контексте развития концепции цифрового государства и совершенствования механизмов местного самоуправления.
Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность органов публичной власти и природопользователей при реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ отмеченных выше правоотношений и норм, выявление направлений, позволяющих регулировать правовые механизмы льготного пенсионного обеспечения малочисленных народов. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, позиции судов и представителей науки, механизмы правоприменения, а также данные статистики по рассматриваемой теме. Автором анализируются особенности правового регулирования и реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера в процессе государственного пенсионного обеспечения, взаимодействия с органами публичной власти, недропользователями, совещательными органами. Обозначены проблемы реализации действующего правового механизма льготного пенсионного обеспечения этих народов. Анализируется опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию Совета представителей коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры при правительстве автономного округа и компаний-недропользователей. Рассматривается возможность урегулирования проблемы с участием муниципальных структур и недропользователей, ведущих промышленную деятельность в границах территорий традиционного природопользования коренных народов. Результатом исследования являются выводы автора об учете итогов трехстороннего взаимодействия между недропользователями, органами местного самоуправления и коренными народами в контексте пенсионного обеспечения и предложения по уточнению правовых норм и развитию законодательства, направленных на защиту прав коренных народов и повышение объективности оценки их традиционного хозяйствования.
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с институционализацией компетенции представительных органов муниципальных образований в юридической науке и законодательной деятельности. Автор доказывает, что разграничение компетенции должно быть связано со степенью легитимности если не прямой причинно-следственной зависимостью, то, во всяком случае, на основе принципа корреляции. Иное представляло бы неосновательное отступление от конституционных принципов народовластия, народного суверенитета и верховенства народной воли. Конституционный институт компетенции - инструментарий, который позволяет продуктивно разграничить законное и целесообразное, требуемое правом и лишь желательное с общественно-политической точки зрения. При этом необходимы балансирующие механизмы и сдерживающие юридические институты, которые не позволяли бы представительным органам муниципальных образований, ввиду широты их компетенции, злоупотреблять публичной властью, пользоваться ею вопреки народной воле, использовать ее вне конституционного предназначения.
Преимущественно центр-периферийная модель развития территорий, длительное доминирование трансфертов в структуре доходов муниципальных бюджетов сформировали затяжной, хронический характер социально-экономических проблем. Это обуславливает необходимость пересмотра целей, принципов и содержания муниципального управления, особенно в сфере экономики. Статья направлена на ревизию положений теорий местного самоуправления в контексте развивающейся концепции экономики благополучия, которые составили методологическую базу работы. Использовался комплекс общенаучных методов, включая ретроспективный анализ и систематизацию. Проведен обзор дореволюционных работ российских ученых и публицистов за период 1870–1917 гг., посвященных земскому и городскому самоуправлению. Выявлен образ благополучия территории местного самоуправления, заключающийся в обеспечении наружного и внутреннего благоустройства территории; попечении о продовольственной обеспеченности, здоровье, образовании, безопасности от различных угроз (пожаров, болезней, преступности); организации экономической жизни территории через муниципализацию общественно значимых производств и услуг, трудоустройство безработных, а также стимулирование экономической деятельности посредством кооперации и выдачи кредитов. На основе сопоставления нарративов концепции экономики благополучия и положений теорий местного самоуправления показано, что эта концепция может быть реализована средствами местного самоуправления, так как их теоретическая база соответствует друг другу. Сделан вывод о необходимости реализации потенциала системы местного самоуправления, заложенного Александром II. Для этого требуется увеличить тесноту взаимодействия жителей и органов управления, распространить знания о муниципальном управлении, предоставить большие финансовые возможности местным властям для концентрации на решении локальных проблем и выражении интересов местного населения
Исследование роли дворянства в системе местного управления Казанской губернии во второй половине XIX века является важным аспектом в области изучения дореволюционной российской государственности. Историографический обзор показал устойчивый интерес ученых к истории гражданской службы дворян, в том числе на региональном уровне. Однако специальные труды по истории казанского дворянства в государственных губернских и уездных учреждениях отсутствуют, что определяет научную значимость данной статьи. Хронологически исследование охватывает период с 1861 года, когда были созданы новые административные органы по проведению реформ в первой половине 60-х годов XIX века, до времени принятия новых «Земского положения» (1890) и «Городового положения» (1892). Автор показывает формирование бюрократического аппарата из числа потомственных дворян Казанской губернии в контексте изменения внутренней политики правительства в эпоху правления двух императоров — Александра II, а затем Александра III. На основе анализа материалов памятных книг, адрес-календарей, формулярных списков чиновников сделан вывод о том, что потомственные дворяне занимали ключевые посты в местном бюрократическом аппарате гражданского и судебного ведомства и преобладали в уездном управлении.
Рассмотрен российский и европейский подходы к регулированию технологий, использующих биометрические персональные данные. Выделены и проанализированы три ключевых направления применения биометрических технологий муниципальными органами власти: обеспечение безопасности; оказание муниципальных услуг; анализ данных и планирование. Выявлены проблемы правоприменения, связанные с несовершенством действующего законодательства, и предложены пути их устранения.
Выделяются и анализируются ключевые факторы, влияющие на конституционное развитие России: поправки 2020 г. к Конституции РФ, легально закрепившие единство публичной власти, и современные вызовы экономической системе страны. Отмечается, что положения поправок к Конституции о единстве публичной власти являются рамочными и не предопределяют усиление в государственном строительстве тенденций централизации, исполнительности и дисциплины. Автор посредством анализа Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» приходит к выводу о том, что единая система публичной власти посредством применения сугубо административного метода превращается во властную вертикаль, хотя включение местного самоуправления в единую систему публичной власти само по себе позволяло эффективно настроить взаимодействие и соучастие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Отмечается, что методология конституционного права как проводника конституционных ценностей позволяет найти ответы на современные вызовы цифровизации, экономического неравенства и недобросовестной международной конкуренции.
Рассматриваются вопросы применения финансово-правового механизма финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Анализируются особенности финансово-правового механизма обеспечения отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, практика предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций. Выявлена проблема определения форм, расчета и порядка передачи органам местного самоуправления соответствующих финансовых средств. Сделан вывод о том, что в целях достижения высоких результатов публичной финансовой деятельности, повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в исполнении переданных им полномочий финансово должны обеспечиваться фактические затраты последних.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для обозначения территорий местного самоуправления конституционный законодатель использовал юридическую конструкцию «муниципальное образование», при этом не дав инструментов для их правового конструирования. Прежде всего, это заключается в отсутствии легального определения понятия «муниципальное образование» - нет его не в тексте Конституции Российской Федерации, не вообще в российском законодательстве. Отсутствует законодательное определение и целого ряда других, относительно новых терминов, связанных прежде всего с набирающим обороты процессом агломерирования в нашей стране, причем не только на городских (урбанизированных) пространствах, но и на сельской территории, что требует выработки правовых аспектов формирования и управления городскими и особенно сельскими агломерациями. В статье приводится анализ данных процессов, а также обоснование того, что данные юридические конструкции требуют своего содержательного определения, в том числе в федеральном законодательстве. Кроме того, в статье уделено отдельное внимание временной ретроспективе территориальной организации местного самоуправления в нашей стране, субъектам и объектам местного самоуправления в контексте конструирования муниципальной территориальной организации, а также вопросу осмысления правовой природы «муниципальной корпорации» в российском контексте и ее соотношению с принципом поселенческой организации местного самоуправления.