ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ ПРОФЕССОРА А. В. МИРОНОВА В СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВИДЕОРЕСУРСЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2024)

В данной работе авторы раскрывают практическую значимость научных трудов почетного профессора Набережночелнинского государственного педагогического университета Анатолия Владимировича Миронова в контексте современного образования, демонстрируя инновационный подход к адаптации его теоретических концепций для создания цифровых образовательных ресурсов. Основная цель проекта - интегрировать исследования природных ресурсов и экологии Республики Татарстан в серию видеоматериалов для учеников начальной школы. Студенты, участвовавшие в проекте, не только осваивали технологии создания видео, но и углубляли свои познания в области педагогики, теории и технологии преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», экологического образования младших школьников. Под руководством преподавателей будущие учителя изучали научные труды А. В. Миронова, адаптировали его методические рекомендации к созданию интерактивных и доступных для обучающихся начальной школы видеоконтентов. Проект успешно объединил теорию и практику, позволив будущим педагогам не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать творческий потенциал. Использование видеоматериалов, основанных на научном наследии А. В. Миронова, способствует активизации учебного процесса, делая его более вовлекающим и интересным для младших школьников. Созданные видеоролики, отражающие экологию и природное богатство Татарстана, представляют собой ценный дополнительный материал к урокам изучения окружающего мира.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Грахова Светлана Ивановна, Беляева Нина Леонидовна, Садыкова Лилия Равилевна, Муллахметова Алсу Дамировна
Сохранить в закладках
КОМПОЗИТОР-ИНЖЕНЕР: К ВОПРОСУ О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПОДГОТОВКЕ КОМПОЗИТОРСКИХ КАДРОВ (2025)

Обучение искусству композиции как технологии сочинения музыки вплоть до начала XX столетия имело характер, предполагающий работу со звуком на основе исторически сложившихся правил, методов и приемов, овладение которыми требовало фундамента непосредственно музыкального образования. Серьезные изменения, которые претерпевало музыкальное искусство, начиная с рубежа XIX-XX веков, повлекли поиск иных форм организации звукового материала, идущих в ногу с научно-техническим прогрессом и позволивших создавать музыкальное сочинение, основываясь на методах инженерного моделирования. Рассматривая траекторию, по которой двигалось музыкальное искусство XX столетия и первой четверти XXI века, авторы настоящей работы ставят целью получить ответ на вопрос о характере композиторского образования на современном этапе. Предлагаемый к изучению этого феномена линейный подход дает возможность проследить все этапы пути развития новейшего искусства: от использования простых числовых расчетов до применения нейронных сетей в процессе сочинения музыки. Набирающий обороты способ композиции, отдающий на откуп компьютерным технологиям то, что ранее делалось человеком, остро ставит вопрос подготовки композиторских кадров: давать им профессиональное образование в традиционном русле или направлять обучение по пути музыкальной инженерии. Выводом исследования стала мысль, что ответ на данный вопрос даст само будущее состояние музыкального искусства, а способ сочинения музыки, несмотря на набирающую обороты тенденцию ее компьютерного моделирования, не превратится в лишенный творческого подхода механизм генерации тонов по заданному алгоритму, результат которого будет лишен той искры вдохновения художника, что придает набору звуков эстетически переживаемое содержание.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Шириева Надежда Велеровна, Дыганова Елена Александровна, Калинина Лариса Юрьевна
Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2025)

В статье рассматриваются особенности методики подготовки будущих учителей к преподаванию вопросов истории математики в школе с использованием цифровых технологий. Необходимость изучения студентами педагогического вуза истории математики, а также способов и методов применения исторического материала на уроках и во внеурочной деятельности обусловлена стремлением повысить познавательный интерес обучающихся и улучшить качество математической подготовки современных школьников. Специальная учебная дисциплина - «Изучение истории математики в среднем общем и высшем образовании» в настоящее время преподается только студентам магистратуры профиля подготовки «Математика и информатика в условиях цифровизации образования». Методика ее преподавания, разработанная автором статьи, опирается на разнообразные способы использования цифровых ресурсов и сервисов в учебном процессе. Ее эффективность подтверждена результатами педагогического эксперимента, который проводился на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. В ходе исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, моделирование, анкетирование, тестирование и др. Представленный в статье опыт формирования готовности студентов к преподаванию вопросов истории математики в школе может использоваться преподавателями педагогических вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей математики.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Макеева Екатерина Дмитриевна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (2024)

Современные проблемы сельскохозяйственного производства, связанные с необходимостью устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности, невозможно решить на технологической основе современного крупного индустриального аграрного производства. Развитие цифровых технологий в аграрной сфере связано с потребностью к адаптации отрасли к условиям дефицита природных ресурсов, негативных экологических процессов, климатических изменений, острой потребности привлечения в отрасль молодых, грамотных и креативных работников. В статье представлено исследование теоретических аспектов цифровой трансформации, вопросов внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве. Показано, что сельское хозяйство является аутсайдером цифровой трансформации в Российской Федерации. Системные диспропорции и неравномерное развитие, техническая и технологическая отсталость отрасли являются одной из важнейших проблем модернизации. Современные цифровые технологии требуют значительных инвестиций в инфраструктуру и оборудование, недостаточность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять цифровизацию отрасли. Государственная поддержка в большей мере направлена на внедрение цифровых технологий системы управления: регламентации, учета и финансирования. Неразвитость инфраструктуры в сельской местности, отсутствие высокоскоростного интернета также резко ограничивают возможности цифровой трансформации отрасли. В сельском хозяйстве наиболее остро стоит вопрос нехватки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Остается высокой зависимость отрасли от иностранных технологий в области генетики и селекции, программного обеспечения, проектирования и архитектуры построения сетей и экосистем, а также автоматизации производственных процессов, самих технических средств и рабочих механизмов. В работе уточнена особая острота этих проблем для малого аграрного бизнеса и предложены мероприятия по их преодолению.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Мальцева Ирина Станиславовна
Сохранить в закладках
Цифровые моральные системы в симулированной и социальной реальности (2025)

Введение. Всеобъемлющее развитие цифровых технологий делает миры компьютерных игр не только моделями представлений о реальности, но и системами, обладающими с ней сходством. Хотя альтернативные симулированные миры могут значительно отличаться целями и логикой развития, репрезентация и экспериментирование с моральными системами в играх представляет богатый опыт построения цифровых моральных систем и их ограничений.

Материалы и методы. В рамках исследования использованы диалектический метод, системный анализ, интерпретация, сравнение и синтез. Использованы сравнительно-типологический и сравнительно-аналитический подходы при изучении систем морали в рамках игровых цифровых миров и цифровых социальных систем.

Результаты исследования. Во многих играх вводится количественный расчет морали – очки морали, кармы, чести или репутации, представляющие или оценку действий стоящими над игровыми событиями акторами (разработчиками или игровыми богами), или подразумеваемое отношение окружающих. Так как в параметре этика, в отличие от других характеристик аватара, сложно отделить протагониста и игрока, то системы морали легко перестраиваются на оценку поведения последнего и в целом могут стать определяющими в обычном мире, как показывает пример Китая. Однако многие современные игры отказываются от искусственной количественной надстройки в системе морали, демонстрируя вместо этого неоднозначность моральных решений и непредсказуемость последствий, представляя невозможность построения универсальной этической системы.

Обсуждение и заключения. Существующая неопределенность в оценке морали подчас служит основанием для предположения о роли искусственного интеллекта в построении моральной системы на основании противоречивых и неполных данных, однако в этом случае мы возвращаемся к модели, в которой моральная оценка передана возвышающейся над реальностью сущности, в качестве которой выступает искусственный интеллект.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Автор(ы): Быльева Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках
ГОТОВНОСТЬ ГРАЖДАН К ЦИФРОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ (2025)

В статье представлены результаты социологического мониторинга (2022-2024 гг.), направленного на изучение отношения российского населения к цифровизации государственного управления. В задачи исследования входило в т. ч. выявление у граждан, представляющих различные социально-демографические группы российского населения, готовности к цифровому взаимодействию с государственными органами и учреждениями (ГОиУ). Результаты мониторинга продемонстрировали, что респонденты стали чаще декларировать свою полную готовность к цифровому взаимодействию с государством. Вместе с тем каждый второй опрошенный по-прежнему выражает готовность использовать цифровые технологии при взаимодействии с госорганами и учреждениями, однако не по всем вопросам. Чаще всего это проявляется среди представителей социально уязвимых групп населения (старшие возрастные группы, люди, имеющие инвалидность, более низкий образовательный статус и др.). Ключевым препятствием для более широкого использования цифровых технологий при взаимодействии с ГОиУ выступает наличие различных рисков цифровизации, которые отмечают граждане, таких как возможность утечки персональных данных, избыточный цифровой контроль со стороны государства, риски неустойчивости государственных информационных систем и др.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Южаков Владимир Николаевич, Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ: ДИНАМИКА И ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (2025)

В статье анализируются цифровые механизмы обращения граждан Российской Федерации в органы власти и местного самоуправления. Автор устанавливает, что степень распространения электронных государственных услуг обусловлена региональной спецификой. Отдельный акцент делается на соответствии цифровизации государственного сектора национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Ежов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)

В статье анализируется российский опыт использования цифровых технологий в партийном строительстве. Установлено, что, несмотря на недостаточную степень эффективности создания цифровых партий с нуля, цифровые технологии активно внедряются в деятельность российских партий на систематическом уровне. Отдельный акцент производится на опыте цифровизации политической партии «Единая Россия».

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Ежов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ (2025)

Цвет является одним из ключевых элементов визуального искусства, играя важную роль в передаче эмоций и создании художественных образов. Предметом исследования: Современные подходы к развитию цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, включая интеграцию цифровых технологий и совершенствование методик обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и цифровые платформы, а также разработки объективных критериев оценки. Цель статьи - проанализировать современное состояние преподавания цветовосприятия в художественном образовании и предложить пути его совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические и практические аспекты обучения цвету, выявить проблемы в оценке и обратной связи, разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий и обновлению учебных программ, предложить меры по улучшению подготовки преподавателей. Методология исследования: Использован комплексный подход, включающий теоретический анализ научной литературы по проблеме цветовосприятия, сравнительное исследование традиционных и современных методов обучения, анализ практического опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено изучению опыта китайских учебных заведений в данной области. Новизна исследования, выводы: В данной статье дан системный анализ современного состояния и существующих проблем в сфере развития цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, а также показана важная роль цвета как интуитивного и выразительного визуального языка в творчестве и преподавании искусства. Впервые выполнен комплексный анализ современных методов обучения цветовосприятию с учетом цифровых инноваций. Разработаны практические рекомендации по модернизации учебных программ, внедрению цифровых технологий и совершенствованию системы оценки для китайских художественных учебных заведений. Показана эффективность сочетания традиционной теории цвета с современными концепциями дизайна и применением цифровых платформ. Полученные результаты могут быть использованы в художественных школах и вузах различных стран для повышения качества подготовки специалистов в области визуальных искусств.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ли Янань
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ (2025)

В статье анализируются тенденции и особенности трансформации политического представительства в Российской Федерации в условиях процесса цифровизации, распространившегося на политическую сферу. Автор отмечает, что проникновение в деятельность политических партий и парламентариев цифровых технологий способствует повышению эффективности их работы и коммуникации с потенциальным электоратом, и отдельное внимание уделяет вопросу интернет-активности политических партий и политических деятелей.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Ежов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
Тактика надзорной деятельности прокуратуры: порядок разработки и реализации (2025)

В статье рассмотрены вопросы организации и проведения прокурорских проверок, представлены результаты авторских исследований, посвященных основам тактики надзорной деятельности прокуратуры. Тактика разрабатывается для достижения целей и выполнения задач каждой надзорной стадии, а в ходе данного процесса выявляются проблемы, связанные с надзорной деятельностью. Анализ научных и практических источников привел к обнаружению несовершенства нормативного правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры, характерного для органов прокуратуры советского и современного периодов. Такое положение дел негативно влияет на развитие надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, уровень состояния законности в государстве и совершенствование профессиональных навыков прокурорских работников. Поскольку тактика является одним из главных факторов повышения эффективности, автором предложен к использованию в практической деятельности прокуроров алгоритм разработки и реализации тактики надзорной деятельности прокуратуры. В содержание предложенного алгоритма входят конкретные элементы, формирующие универсальную конструкцию по их использованию на любой из надзорных стадий в зависимости от условий надзорной ситуации. Результаты исследования показали, что указанный алгоритм реализуется по принципу основных алгоритмических конструкций в информатике. Ввиду трудоемкости процесса разработки тактики автор предлагает использовать для этого цифровые технологии, что позволит более рационально распределять рабочее время, обрабатывать и хранить в органах прокуратуры бо́льшие объемы информации, полученной при осуществлении надзорной деятельности.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 6 (2025)
Автор(ы): Махьянова Римма Мубараковна
Сохранить в закладках
Правовые подходы к регулированию искусственного интеллекта: уроки китайского права (2025)

Принятие в ЕС Закона об искусственном интеллекте и включение в план работы законодательных органов Китая разработки соответствующего единого закона об ИИ показывает, что от этических кодексов и стратегий развития технологии мир переходит к вопросу всеохватного регулирования применения ИИ. В российской литературе на фоне большого внимания к актам ЕС недостаточное внимание уделено регулированию ИИ в Китае. Анализ показал, что уникальный опыт сегментарного регулирования в Китае и в определенной степени экспериментально-правового подхода в России позволяет действовать максимально аккуратно в создании системы регулятивной песочницы, формируя достаточно узко дифференцированное регулирование систем ИИ. Китайский подход к соблюдению социалистической морали и нравственности при применении ИИ в духе «развития науки и технологий во благо» и «подхода, ориентированного на человека» соответствует тенденциям российского права к защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Китайская схема регулирования рисков классифицирует риски не горизонтально, а в зависимости от возникающих из одного и того же продукта, что больше подходит для таких технологий, как генеративный ИИ. Это может быть учтено при формировании российской позиции к содержанию правового регулирования применения ИИ.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 5 (2025)
Автор(ы): Харитонова Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках