Технологический национализм как фактор борьбы за лидерство среди ведущих государств на международной арене (на примере России, США и Китая) (2025)

Стремительное развитие электронного правительства и крупные инвестиции в IT-отрасль демонстрируют гонку государств за технологическое лидерство. В статье исследуется влияние гонки государств за технологический национализм и международные отношения в целом. Проведен анализ стратегий России, Китая и США, который свидетельствует об ускорении темпов развития цифровых технологий в глобальной политике. Предметом исследования является технологический национализм как фактор борьбы за лидерство на международной арене. Объектом исследования выступают стратегии России, США и Китая в области цифровизации, развития электронного правительства и внедрения искусственного интеллекта. Подробно рассматривается технологическая гонка между этими странами, которая проявляется в стремлении доминировать в глобальной политике через развитие IT-отрасли и цифровых технологий. Особое внимание уделяется влиянию данных процессов на международные отношения и нарастание технологического национализма, что ведет к новым формам политической и экономической конкуренции. В исследовании использованы метод сравнительного анализа стратегий стран в сфере IT, цифровизации и искусственного интеллекта, а также метод контент-анализа государственных документов, программ, заявлений лидеров стран и научных публикаций. Дополнительно применен системный подход для оценки влияния технологической гонки на международные отношения и на развитие технологического национализма в глобальной политике. Таким образом, основные выводы исследования демонстрируют, что развитие электронного правительства, искусственного интеллекта и цифровизации заявляют о себе как о ключевом элементе технологической гонки между лидирующими в этом процессе странами мира. В свою очередь, вклад автора в исследование темы сводится к разработке дополнительных примеров и фактов влияния технологического национализма на мировую паутину международных отношений. Ключевой целью исследовательской работы является сравнение и выявление уровней развития IT-отраслей стран и определение общего направления для технологической конкуренции, и их влияния на глобальную систему. Поэтому новизна данного исследования заключается в анализе связи между трансформацией мировой политики и технологическим национализмом, что дает понимание исследования процессов для будущего мирового порядка и стабильности мировых отношений.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Полухина Виктория Дмитриевна
Сохранить в закладках
Цифровая трансформация как часть внешнеполитической стратегии КНР (2025)

Цифровизация играет ключевую роль в политической стратегии международных акторов ввиду ее влияния как на трансформацию процессов управления, так и на взаимодействие государств на международной арене. Предметом исследования статьи является анализ основных тенденций цифровой трансформации как составной части внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется аспектам внешнего продвижения технологических инициатив Китаем. Китай формирует цифровую экосистему, активно продвигая её в мировую политику в рамках концепции «сообщества единой судьбы в киберпространстве». Определено, что Китай стремится как укрепить свои позиции на мировом рынке, так и стать ведущим игроком в сфере цифровых инноваций, что делает его стратегию важным фактором в глобальной цифровой трансформации. Исследование стратегии КНР включает дискурс-анализ, концептуальный анализ, «идейно-ценностный» подход. Критический концептуальный, нарративный анализы определили концептуальные основы цифровой стратегии КНР. Ивент-анализ, кейс-стади выявили тенденции, механизмы цифровой системы Пекина. Институциональный метод определил институты развития цифровой экономики. Анализ вторичных статистических данных показал динамику развития цифровизации Китая в миросистеме. Особое внимание уделяется роли Китая в формировании глобальных технологических стандартов и его взаимодействию с акторами в рамках продвижения цифровых инициатив. Проанализирована инициатива «Цифрового Шелкового пути» как инструмента экспорта китайских технологий. Особенно отчетливо цифровое влияние Китая наблюдается в странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки с точки зрения создания инфраструктурных проектов и экспорта цифровых технологий, продвижения глобальных «идейно-ценностных» инициатив. Новизна статьи заключается в приведенной систематизации механизмов продвижения цифровой стратегии Китая, демонстрирующей его стремление занять лидирующие позиции в области развития цифровых инноваций. Основное внимание уделяется продвижению Китаем инициатив глобального цифрового управления и анализу проблем масштабирования китайских технологий в различных странах.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Меньшикова Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
Достижение устойчивости для предприятий отрасли черной металлургии в условиях цифровизации (2025)

В статье рассматривается вопрос применения цифровых технологий для достижения и повышения уровня устойчивости предприятий, специализирующихся в отрасли черной металлургии. Цель исследования заключается в разработке стратегических мероприятий по внедрению основополагающих цифровых инструментов в отрасли. Для проведения исследования были применены такие научные методы, как дедукция, анализ и синтез, обобщение, метод научных абстракций, исторический и логический анализ, системный подход. Исследованы ключевые тенденции и текущее состояние отрасли черной металлургии, выделены главные задачи для достижения структурной модернизации предприятий. Изучены основные этапы развития отрасли черной металлургии в контексте промышленных революций: особым образом выделены прорывные инновации для автоматизации производственных процессов в рамках Индустрии 4.0 – это киберфизические системы, аналитика больших данных и децентрализованные системы управления. С учетом национальных приоритетов развития Российской Федерации отмечена необходимость достижения устойчивости развития промышленных предприятий, в том числе в отрасли черной металлургии. Выделены актуальные ключевые проблемы в отрасли, и на их основе в заключении статьи определены необходимые мероприятия для их решения (такие, как внедрение цифрового оборудования для мониторинга и контроля всех производственных и управленческих процессов, а также создание комплексных автоматизированных систем управления для координации всех функциональных областей предприятия, специализирующегося в черной металлургии).

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Мурашов Алексей Б.
Сохранить в закладках
РОЛЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ (2024)

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются одним из ключевых направлений развития. У российских разработчиков открывается возможность продвигать отечественные технологии не только внутри страны, но и на мировой арене, что может обеспечить геополитическое влияние и укрепление позиций страны в мире. Важным аспектом является и защита информационных ресурсов и снижение угроз цифровой безопасности государства. В связи с этим исследование по данной теме может способствовать продвижению отечественных технологий за рубежом, что, в свою очередь, может повысить конкурентоспособность страны на международной арене. Не имея своих специалистов в области программного обеспечения, Россия не сможет обеспечить должным образом безопасность своего цифрового пространства. Экспорт технологий поспособствует усилению не только внутренней независимости, но и даст возможность развития межгосударственных отношений с разными странами, что особенно важно будет в эпоху нового многополярного мира. Целью исследования является рассмотрение механизмов трансфера отечественных современных технологий за рубеж как направление геополитической стратегии России. В рамках данной исследовательской работы был проведён кейс-стади и анализ открытых источников. Основные выводы заключаются в том, что при современных темпах развития цифровых технологий России стратегически важно выстраивать свою технологическую безопасность и продвигать свои технологии в дружественные страны.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Володенков Сергей Владимирович, Кашин Егор Алексеевич, Крайнов Стефан Кирилович
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (2025)

Данное исследование посвящено рассмотрению основных аспектов развития цифровых навыков и разработке и процессу применения технологии веб-квеста при подготовке научно-педагогических кадров. В работе выделены основные цифровые навыки, которые важны современному преподавателю высшей школы, инновационные направления по их формированию и развитию. Цель исследования заключается в разработке и внедрении образовательного веб-квеста на базе стандартных инструментов веб-разработки при подготовке научно-педагогических кадров. Авторы исследовали потенциал веб-квестов в подготовке научно-педагогических кадров, выявив преимущества и разработав рекомендации по их организации для преподавателей. Исследование включало анализ предметной области, сравнительный анализ веб-сервисов для создания образовательного контента, моделирование и разработку веб-квестов, направленных на формирование профессиональных компетенций у студентов. На примере разработанного и апробированного веб-квеста авторы продемонстрировали процесс развития цифровой компетенции у аспирантов, представив детальный сценарий, структуру, цели и задачи каждого этапа, а также необходимые ресурсы. В результате предложена подробная технология создания веб-квеста с использованием конкретного веб-сервиса и приведен пример успешной реализации. Может быть использован в качестве образца для разработки аналогичных образовательных ресурсов.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Мельникова Г. Ф., Хусаинова Регина Зуфаровна
Сохранить в закладках
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)

Статья посвящена изучению актуального вопроса формирования цифровой компетентности будущих учителей иностранного языка в рамках цифровой трансформации образования и значительных изменений требований к компетентности современного педагога. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью языковой практики, появляются новые форматы межкультурной коммуникации, изменяются способы доступа к аутентичным языковым ресурсам. Владение цифровыми педагогическими инструментами и умение работать с цифровым контентом становятся обязательным компонентом профессионального стандарта. Таким образом, целью данного исследования является изучение специфики профессионального становления студентов - будущих учителей иностранного языка и определение способов формирования их цифровой компетентности посредством иностранного языка. В качестве методов исследования используются сравнение, синтез, анализ, наблюдение и анкетирование. В данной статье рассмотрено понятие цифровой компетентности будущего учителя иностранного языка; проанализированы области цифровых возможностей, предложенных Европейским союзом; изучены компоненты понятия цифровой компетентности педагога. Авторами проанализировано 78 источников, 17 из которых указаны в списке литературы. Проведенное исследование показывает, что учителя признают высокий потенциал цифровых форматов обучения и их преимущества с точки зрения удобства и разнообразия. Однако авторы отмечают наличие противоречия между осознанием важности цифровых технологий в образовании и уровнем сформированности цифровой компетентности учителя. В связи с этим авторами было проведено анкетирование и наблюдение за деятельностью учителей иностранного языка средней школы, что позволило выявить потребности учителей иностранных языков и определить основные приоритеты для разработки элективного курса, ориентированного на студентов педагогического образования. В основу построения элективного курса для будущих учителей иностранного языка положена Европейская модель цифровых компетенций для образования. В статье авторы проиллюстрировали данную модель примерами заданий, направленных на формирование цифровой компетентности через учебную иноязычную деятельность.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Цыбанёва Валентина Александровна, Серединцева Анна Сергеевна, Малетина Оксана Андреевна
Сохранить в закладках
Мечтать не вредно – вредно не мечтать: о будущем искусственного интеллекта в правосудии России (2024)

В статье исследуются вопросы интеллектуализации судебной системы, заключающиеся в организации судопроизводства с применением информационно коммуникационного инструментария, что является принципиально новой конфигурацией организационного обеспечения судебной деятельности и в корне отличается от ранее установленной привычной модели. Рассматриваются также вопросы интегрирования в ткань правосудия искусственного интеллекта (ИИ), с передачей цифровому субъекту когнитивных свойств и способностей человека, таких как внимание, память и ее гибкость, воображение, умение логически рассуждать, и даже этические координаты. При этом автор статьи приводит аргументы, исключающие не только передачу искусственному интеллекту самостоятельного разрешения юридических конфликтов, но и вообще его создание в целях отправления правосудия.

Издание: ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: Том 20 № 4 (2024)
Автор(ы): Абдулин Роберт Семенович
Сохранить в закладках
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА (2025)

В условиях активного развития цифровой экономики и глобальной цифровизации системы образования вопрос об эффективном применении современных информационно-коммуникационных технологий в инклюзивной среде приобретает особую актуальность. Данная статья посвящена проблеме внедрения цифровых технологий в инклюзивное образование школ города Екатеринбурга. Её цель - выявить возможности применения современных информационно-коммуникационных средств и определить основные барьеры, препятствующие эффективной интеграции информационно-коммуникационных технологий в работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Материалом исследования послужил опрос учителей и родителей, проведённый методом анкетирования на базе Института цифровой экономики и права. В ходе анализа полученных данных определены основные направления использования цифровых инструментов, выявлена неоднородность их применения в школах, а также зафиксированы факторы, влияющие на готовность педагогов и родителей к цифровой трансформации (недостаток финансирования, низкая компьютерная грамотность, слабая методическая поддержка). Проведённое исследование показывает, что цифровые решения могут повысить доступность и гибкость обучения, способствуя социализации и академической успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако для достижения устойчивого результата необходим комплексный подход, включающий повышение квалификации педагогов и родителей, обновление материально-технической базы и организацию постоянного мониторинга эффективности. Это позволит укрепить инклюзивные практики, сделать их более доступными и обеспечить равные образовательные возможности для каждого ребёнка.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Сулимин Владимир Власович, Шведов Владислав Витальевич
Сохранить в закладках
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

Творческая и исполнительская деятельность педагогов-музыкантов - это профессиональная сфера с достаточно консервативными методами и приемами, используемыми в процессе обучения. Однако современные реалии повсеместно вносят коррективы в педагогический процесс, что выражается в активном применении различных программных продуктов, как в традиционном, так и в дистанционном формате. Авторы статьи ставят своей целью выявление роли специального программного обеспечения в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности. В ходе работы были использованы количественные и качественные методы (факторный анализ, методы статистической обработки, наблюдение, изучение продуктов деятельности, прогнозирование). Для достижения поставленной цели были изучены подходы к понятиям «цифровые технологии», «программное обеспечение», «информационно-коммуникационные технологии», проанализирован международный и отечественный опыт практической деятельности в области музыкально-компьютерных технологий, определено состояние научного знания по исследуемой проблеме, разработаны основные методологические характеристики. В процессе исследования авторами были выявлены критерии оценки информационно-коммуникационной компетентности бакалавра музыкального образования, определены практические задания, направленные на развитие информационно-коммуникационной компетентности, проанализирована целесообразность использования специального программного обеспечения (MuseScore, музыкальный редактор Steinberg Cubase) в практической деятельности будущих учителей музыки. Предложенные подходы могут найти свое применение в учебных курсах студентов-музыкантов, связанных со специальным программным обеспечением, в практической деятельности музыкантов-практиков детских дошкольных учреждений, детских школ искусств, детских музыкальных школ, учреждений культуры.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Савельева Ирина Петровна, Хазеева Ирина Наильевна, Швецова Ольга Юрьевна, Пицына Анастасия Андреевна, Фархутдинова Светлана Гусмановна
Сохранить в закладках
Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в период цифровизации (2024)

Данная статья исследует актуальные вопросы, связанные с изменениями в системе регулирования интеллектуальной собственности в эпоху активной цифровизации. В работе рассматривается влияние цифровых технологий на создание, защиту и использование интеллектуальных активов. Автор предлагает конкретные меры и механизмы, направленные на модернизацию международных стандартов и нормативных актов в данной области. В частности, выделяется необходимость модификации существующих международных конвенций и договоров, а также разработки новых стандартов безопасности и защиты данных, усиления правоприменительных механизмов и создания международных систем мониторинга и контроля за цифровым контентом. Предлагаемые меры призваны обеспечить более эффективное противодействие нарушениям прав интеллектуальной собственности в условиях быстрого развития цифровых технологий и повышения потребностей в их защите.

Издание: ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: Том 20 № 2 (2024)
Автор(ы): Тиллабоев Шохрухбек Мирзатиллаевич
Сохранить в закладках
О технологическом суверенитете России в контексте результативности научных исследований и технологических разработок (2025)

В начале XXI в. в мировой научной практике значительно вырос интерес к оценке роли высоких технологий в развитии общества. Одновременно обострилась дискуссия о том, до какой степени технологически независимым может считать себя государство, даже обладающее технологиями, обеспечивающими продовольственную, промышленную и экологическую независимость. В статье рассматривается понятие технологического суверенитета, его особенности в контексте современных технологий, а также практика формирования в ведущих зарубежных странах и в Российской Федерации приоритетных направлений в сфере науки и технологий, составляющих основу обеспечения технологического суверенитета на национальном уровне. Предложено оригинальное определение технологического суверенитета. В статье отмечается фактическое отсутствие в России единого центра мониторинга и оценки результативности исследований и технологических разработок по приоритетным направлениям науки и технологий, что представляет существенные риски в свете обеспечения технологического суверенитета страны. В статье обоснована необходимость реализации централизованного подхода к организации системы мониторинга и оценки результативности научных исследований и технологических разработок в текущих условиях.

Издание: ЭКОНОМИКА НАУКИ
Выпуск: Том 11, № 2 (2025)
Автор(ы): Заварухин Владимир Петрович, Киселев Владимир Николаевич
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ (2025)

Цель исследования - осуществление научного анализа имеющихся на сегодняшний день цифровых образовательных технологий, фигурирующих в области получения экологического образования в вузах России и Белоруссии. Авторами в рамках представленного исследования проведен опрос в Google Docs 1631 студента; изучено отношение к цифровым образовательным технологиям и к процессу экологического воспитания. Исследование выявило как положительные результаты (хорошее отношение студентов к EdTech), так и недостатки (не все преподаватели умеют пользоваться EdTech; многие студенты не обладают достаточными знаниями в области цифровых технологий, зачастую выбор программного продукта создавал организационные и технические трудности). Авторами было изучено отношение студентов к цифровым образовательным технологиям в целом и в процессе экологического воспитания в частности. Проведенное исследование показывает, во-первых, что студенческая молодежь в целом положительно воспринимает EdTech в рамках системы высшего образования. Во-вторых, некоторые преподаватели пока не в полной мере способны использовать EdTech для организации образовательного процесса онлайн на том же качественном уровне, что и офлайн. В-третьих, многие студенты сами признаются, что пока недостаточно владеют компьютерными технологиями для полноценного освоения образовательной программы дистанционно. В-четвертых, зачастую выбор программного продукта для онлайн-занятий осуществлялся самим преподавателем или студентом, что само по себе создавало определенные организационные и технические трудности. В то же время существует широкий спектр EdTech, которые, по мнению авторов, имеют весьма серьезные перспективы развития. Это касается, прежде всего, цифровых лабораторий и виртуальных экологических симуляторов, которые позволяют моделировать определенные ситуации и демонстрировать их студентам для более эффективного освоения образовательной программы.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Астратова Галина Владимировна, Измайлов Айрат Маратович, Ермолина Лилия Валерьевна
Сохранить в закладках