Статья посвящена исследованию особенностей стратегического партнерства России и Китая в военной сфере. Цель предлагаемого исследования заключается в определении степени зрелости и траектории развития стратегического сотрудничества Китая и России в военной сфере. Задачами данной работы выступает рассмотрение особенностей релятивистского подхода к военному сотрудничеству в двусторонних отношениях, а также эмпирический анализ военного сотрудничества России и Китая. Автор разделяет межгосударственные отношения в военной сфере на три степени зрелости: низкую, среднюю и высокую. Каждой степени зрелости соответствуют определенные показатели стратегического партнерства. Так к низкой степени зрелости относятся меры укрепления доверия и механизм консультаций. К военному партнерству среднего уровня - военно-техническое сотрудничество и регулярные военные учения, а к сотрудничеству высокой степени зрелости - объединенное военное командование, совместное размещение войск, а также общая оборонная политика. Методологической основой исследования стал релятивистский подход, который позволил рассмотреть комплекс российско-китайских отношений в военной сфере в рамках стратегического партнерства. Анализ данных критериев в стратегическом партнерстве России и Китая позволил выявить, что после окончания холодной войны Китай и Россия наладили всестороннее военное сотрудничество, все аспекты которого развивались в течение последних двух десятилетий. Был введен в действие и институционализирован всеобъемлющий и многоуровневый механизм межвоенных консультаций, который учитывает международные обстоятельства. Крупномасштабные обмены по линии военно-технического сотрудничества, затрагивающего уже обмен технологиями, повысили уровень совместимости структур вооруженных сил и оборонно-промышленных комплексов двух стран. В заключении автор отмечает, что с момента окончания холодной войны Китай и Россия наладили обширное военное сотрудничество, различные аспекты которого развивались на протяжении последних двух десятилетий. В целом, военное сотрудничество России и Китая, протекающее в рамках стратегического партнерства, начало переходить в продвинутую стадию зрелости.
Статья посвящена анализу процесса развития стратегических отношений между Китаем и Россией с акцентом на анализ ключевых документов и заявлений, подписанные главами двух стран в период с 1996 по 2025 год. В ней рассматривается эволюция партнерства между Китаем и Россией, которое прошло путь от первоначального формирования понятия и содержания «стратегичности» до нынешнего «золотого века» «всесторонности», когда обе страны установили образец сотрудничества между великими державами в условиях сложного и изменчивого международного контекста. Эти новые межгосударственные отношения играют ключевую роль в реагировании на вызовы в мировой политике, содействии экономическому сотрудничеству и обеспечении глобальной и региональной безопасности. Статья подчеркивает, что российско-китайские отношения эволюционировали от прагматического взаимодействия в экономической сфере к всеобъемлющему стратегическому партнерству, включающему координацию на международной арене. Теоретической основой выступает реляционная теория мировой политики Цинь Яцина. Также автор использует междисциплинарный подход, опираясь на методы структурного реализма, историко-сравнительный и проблемно-хронологический анализ. Китай и Россия рассматривают друг друга как приоритетных партнеров, что подтверждается ростом двусторонней торговли и совместными усилиями по созданию нового международного порядка, основанного на принципах многополярности и взаимного уважения. В работе выделяются три ключевых периода развития российско-китайского сотрудничества: начальный этап (1996-2006), фаза стремительного роста (2006-2016) и современный “золотой период” всеобъемлющего партнерства (2016-настоящее время). Данное исследование предоставит новый взгляд на роль Китая и России в современных международных отношениях. Статья делает вывод о том, что российско-китайские отношения представляют собой уникальную модель сотрудничества великих держав, основанную на равноправии, доверии и взаимной выгоде. В будущем автор прогнозирует дальнейшее укрепление взаимодействия в политической, экономической и военной сферах, а также усиление координации в рамках международных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.
Актуальность темы исследования обусловлена стремительным развитием культурной дипломатии КНР на фоне актуализации противостояния между КНР и США за мировое господство. Объектом исследования является культурная дипломатия КНР. Предметом исследования является культурная дипломатия КНР в качестве инструмента внешней политики КНР. Целью исследования служит определение роли культурной дипломатии во внешней политике КНР. В процессе исследования перед автором стояли следующие задачи: исследовать историю китайской культурной дипломатии после образования КНР, определить ключевые изменения в культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений с СССР и начала реализации политики реформ и открытости в КНР, провести анализ культурной дипломатии КНР на современном этапе, определить основные инструменты реализации культурной дипломатии КНР. Данная научная работа строится на теории властного транзита, объясняющей процесс смены глобального лидера на мировой арене и сопутствующие ему процессы. Научная новизна данного исследования заключается в определении ключевых инструментов культурной дипломатии Китайской Народной Республики на современном этапе, к которым можно отнести академические обмены, распространение китайского языка, кинематограф, видеоигры; установлении западной молодежи в качестве ключевой цели китайской культурной дипломатии. Основными выводами проведенного исследования являются проведение анализа культурной дипломатии Китайской Народной Республики после образования государства, установление основных направлений культурной дипломатии Китая после образования КНР, выявление изменения вектора культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений между КНР и СССР и начала реализации политики реформ и открытости Дэна Сяопина, определение ключевых инструментов культурной дипломатии КНР на современном этапе в отношении как развитых государств Европы, Северной Америки и Азии, так и развивающихся страны «глобального Юга».
Целью исследования является анализ текущего состояния и среднесрочных перспектив развития экономики России на основе ее внешнеторговых взаимодействий. Выявлено, что российская экономика характеризовалась высокими рисками для инвестирования и барьерами внешнеэкономических взаимодействий, а также зависимостью от динамики мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу ее экспорта. Показано, что в 2014-2023 гг. Россия столкнулась с санкциями (вначале - с «локальными», далее - с «широкомасштабными»), в результате которых увеличились риски функционирования ее экономики при смещении внешней торговли с европейского рынка в пользу дружественных государств: Китая, Индии, Турции, некоторых постсоветских стран и Бразилии. Выявлено, что по причине проявления эффекта «ловушки большой страны» ключевым фактором развития экономики России в среднесрочном периоде является динамика цен на сырую нефть, даже в условиях санкций. На основе международного и российского прогнозов показаны сценарии развития российской экономики в среднесрочной перспективе, основными параметрами которых является динамика цен на сырую нефть на мировом рынке, а также влияние государственной политики.
Предметом исследования является Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ, что позволит выработать новые подходы к будущему антитеррористическому сотрудничеству. Цели исследования включают: анализ текущего состояния антитеррористического сотрудничества между двумя организациями; сравнение различий в антитеррористическом сотрудничестве с точки зрения законодательства, направления развития стран-лидеров; выдвижение предложений по оптимизации регионального антитеррористического сотрудничества. Объектами исследования в данной работе являются Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ. Обе организации сталкиваются с общей угрозой терроризма в Центральной Азии и прилегающих районах. Изучение антитеррористического сотрудничества между двумя организациями позволило представить теоретические и практические рекомендации для регионального антитеррористического сотрудничества и поспособствует улучшению и развитию региональных механизмов антитеррористического сотрудничества. Методами изучения были избраны изучение литературы и метод сравнительного исследования. Сравниваются и анализируются РАТС и АТЦ по различным аспектам антитеррористического сотрудничества чтобы выявить их преимущества и недостатки. Новизна статьи заключается в том, что предыдущие исследования антитеррористического сотрудничества в основном были посвящены анализу отдельных международных организаций, тогда как в данной статье проводится сравнение и сопоставление РАТС ШОС и АТЦ СНГ с целью предложить новые идеи для изучения регионального антитеррористического сотрудничества. Сделан вывод, что обе организации вносят вклад в построение глобальной и региональной систем безопасности, но АТЦ имеет более полное антитеррористическое законодательство, а РАТС - слабое; в АТЦ в основном доминирует Россия, а в РАТС - Китай и Россия; число государств-членов АТЦ сокращается, а потенциал развития ограничен, в то время как РАТС - сокращается. Количество стран-участниц АТЦ уменьшается, а потенциал его развития ограничен, в то время как РАТС растет и имеет большой потенциал развития.
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Предмет исследования статьи заключается в анализе деятельности китайских горнодобывающих и промышленных предприятий в Аргентине и Чили в условиях усиливающейся тенденции к национализации литиевой промышленности. Особое внимание уделяется влиянию этого процесса на доступ Китая к литиевым ресурсам в контексте глобальной геополитической конкуренции. Исследование охватывает риски, связанные с перераспределением контроля над литиевыми проектами, а также возможности экономического давления со стороны КНР на страны «литиевого треугольника». Кроме того, предмет включает оценку адаптации китайской стратегии в условиях национализации и ее последствий для позиций Китая на мировом рынке лития, учитывая современные экономические и политические факторы, включая ослабление влияния США и рост спроса на литий. Методология включает анализ вторичных данных из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ политики стран «литиевого треугольника», кейс-стади планов национализации 2023 г. и деятельности китайских компаний, а также качественную оценку геополитических факторов. Новизна работы заключается в комплексной оценке влияния актуальных планов национализации 2023 г. в Аргентине и Чили на деятельность китайских компаний с учетом современных экономических и геополитических факторов, что вносит значительный вклад в исследования ресурсного национализма в «литиевом треугольнике». Данное исследование акцентирует внимание на текущих изменениях в политике стран региона, анализируя их последствия для Китая как ключевого игрока на рынке лития. Оно впервые объединяет анализ планов национализации 2023 г. с оценкой экономической зависимости Аргентины и Чили от КНР, а также с учетом ослабления позиций США, предлагая новые перспективы на адаптацию китайской стратегии в условиях усиливающейся геополитической конкуренции и роста глобального спроса на литий. Результаты исследования демонстрируют, что национализация может перераспределить контроль над литиевыми проектами в пользу местных властей, вынуждая Китай искать альтернативные цепочки поставок, однако зависимость Аргентины и Чили от китайских инвестиций и экспортных рынков создает пространство для маневра КНР, особенно в условиях ослабления позиций США в регионе.
В настоящее время Россия является страной с самым высоким уровнем выбросов углерода на душу населения, а Китай является крупнейшим в мире источником выбросов углерода. Обе страны сталкиваются с двойным давлением экономического развития и сокращения выбросов углерода и должны достичь углеродной нейтральности к 2060 году, это является общей целью обеих стран. 28-я Конференция ООН по изменению климата в 2023 году провела первый глобальный анализ прогресса, достигнутого странами всего мира в достижении целей Парижского соглашения. В этом контексте метод сравнительного анализа используется для того, чтобы разобраться и обобщить углеродно-нейтральную политику и действия России и Китая, а также указать на проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются две страны. Автор проанализировал политические документы по углеродной нейтральности из российских и китайских правительственных ведомств, а также исследовательские отчеты, данные международных организаций, отраслевые отчеты всемирно известных консалтинговых фирм и крупных компаний. Данная статья направлена на обобщение данных о политике углеродной нейтральности в России и Китае, анализ возникающих общих и различных проблем и выработку рекомендаций для успешного достижения целей углеродной нейтральности. С одной стороны, представлены основные подходы, прогресс и результаты стратегии углеродной нейтральности в этих странах, а с другой стороны, предоставлены ориентиры для дальнейшего продвижения углеродной нейтральности в будущем. Россия и Китай сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное количество времени, сложность задачи, высокая стоимость и наличие экономических санкций на пути к достижению углеродной нейтральности. Обеим странам необходимо развивать законодательство, связанное с углеродной нейтральностью, повышать уровень развития зелёных технологий, продвигать инновационную финансовую политику и укреплять международное сотрудничество.
Объект настоящего исследования - теория и практика современного дизайна Китая, в которых прослеживается использование искусства народа мяо. Предмет исследования - специфика интеграции традиционного искусства мяо в современном дизайне Китая. В ходе рассмотрения темы рассматривается проблематика исследования, кратко обозначены результаты существующих исследований культуры мяо, обозначены специфика эстетики мяо и возможности ее применения в тех или иных сферах дизайна. На примере ряда дизайн-проектов прослеживаются инновационные интерпретации технологий, материалов и визуального языка искусства мяо в разработке современной продукции. Обозначена необходимость актуализации и модернизации искусства мяо методами современного дизайна в соответствии с ожиданиями и эстетическими предпочтениями современного общества. Отдельно рассматривается вопрос о цифровых технологиях в сфере инновационного развития искусства мяо для реализации тех или иных дизайн-проектов. Основными методами в исследовании проблематики выступили: систематизация, кейс-стади, обобщение, а также метод индукции и метод междисциплинарного исследования. В работе впервые в российской науке прослеживаются основные аспекты теории и практики интеграции искусства народа мяо в творчестве современных китайских дизайнеров. В ходе исследования делается вывод о том, что актуальность и ценность искусства мяо в современном дизайне Китая объясняются запросом китайского общества на продукцию, имеющую связи с традиционной культурой и культурой этнических меньшинств, развитием сферы внутреннего туризма, а также большой востребованностью сувенирной продукции. Эстетика и искусство народа мяо обеспечивают широкие возможности для инновационного развития экологического дизайна, этнического стиля в дизайне и др. Кроме того, значителен потенциал использования современных цифровых технологий в реализации различных дизайн-проектов, предполагающих переосмысление и обновление искусства мяо. Использование инноваций позволяет раздвинуть границы в представлениях о материалах, техниках, художественных формах и способах выражения значимых общечеловеческих смыслов. В результате современный китайский дизайн активно выводит искусство народа мяо за пределы традиционной культуры и региона, давая ему новую жизнь и новую интерпретацию с позиций глобализации и мультикультурализма.
Искусство уличных пространств становится все более актуальным и популярным в современном мире. В данной статье предлагается провести сравнительный анализ паблик-арта в двух крупных странах - Китае и России. Предметом исследования являются популярные направления в уличном искусстве Китая и России. Статья содержит результаты компаративистского исследования паблик-арта в обеих странах. Особое внимание уделяется популярным направлениям уличного искусства, анализу актуальных тенденций развития данного жанра. Автор детально раскрывает функциональные аспекты паблик-арта в контексте культурных особенностей России и Китая, выявляя общие черты и уникальные особенности этих направлений. Исследование ориентировано на выявление актуальных тенденций в уличном искусстве и перспектив развития паблик-арта на территории обеих стран. В ходе исследования применялись методы сравнительного анализа и синтеза, исторический метод, а также аксиоматический метод. Новизной исследования является рассмотрение паблик-арта с учетом национальных особенностей и культурных традиций каждого государства. Сопоставление данного искусства в Китае и России позволило выявить общие черты в современной художественной практике: масштабы распространения, основные тематические направления и функциональную значимость. Полученные результаты станут основой для дальнейших научных исследований в области современного искусства, дизайна и урбанизма, а также могут способствовать более глубокому пониманию влияния паблик-арта на формирование культурного ландшафта и общественного мнения в обеих странах. Сравнительный анализ открывает новые перспективы для изучения взаимодействия искусства с обществом в разных культурных контекстах. Понимание особенностей уличного искусства в Китае и России поможет лучше осознать его роль в формировании культурной и социальной среды, а также в развитии современных тенденций в искусстве.
Предметом исследования является слияние традиционной китайской живописи тушью и цифровых иммерсивных технологий. Объектом исследования выступает опыт пяти чувств в дизайне иммерсивных сцен, основанных на живописи тушью. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как философские коннотации и эстетический язык классических произведений живописи тушью, уникальные художественные особенности этого вида искусства, включая космологическую концепцию «единства человека и природы», акцент на передаче сущности, а не на реалистичности, а также текучесть времени и пространства в композиции свитков. В работе анализируется эффективность трансляции художественного языка живописи тушью с помощью таких технологий, как VR/AR, голографическая проекция и сенсорные датчики, на примере практических кейсов, в частности, выставочных пространств проекта «Путешествие к реке во сне» цифрового павильона «Цинмин, путешествие к реке 3.0». Особое внимание уделяется парадигме интеграции «синергии пяти чувств» для создания иммерсивных пространств. Методологическую основу исследования составляет междисциплинарный подход. Метод изучения конкретных случаев применяется для разбора практической реализации иммерсивных проектов, в частности, на примере мониторинга пространств проекта «Путешествие к реке во сне» выставочного павильона «Цинмин, путешествие к реке 3.0», что позволяет системно оценить эффективность перевода художественных особенностей живописи в иммерсивную среду. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование подхода пятисенсорного иммерсивного восприятия для реконфигурации философско-эстетических принципов традиционной китайской живописи тушью. Особым вкладом автора в исследование темы является усовершенствование данного подхода позволяющего транслировать через цифровые технологии глубинные культурные и философские смыслы, заложенные в традиционной китайской живописи. Научная новизна исследования состоит в усовершенствовании парадигмы «синергии пяти чувств» к дизайну иммерсивных выставочных пространств. В отличие от существующих подходов, которые фокусируются преимущественно на визуальной составляющей, данное исследование предлагает в дальнейшем к применению объединённую модель, которая активирует все органы чувств для создания комплексного эстетического восприятия и опыта. Это открывает новые перспективы для актуализации традиционного искусства в цифровую эпоху, а также создает основу для дальнейших исследований.
В статье рассматривается инструментальная музыка как элемент материальной и духовной культуры Китая. Выявляются подходы к сохранению и развитию традиций этого искусства на примере государственных мер в области культурной политики страны и образовательных практик, инициированных как ответ на них. Автор на основе анализа нормативно-правовых актов, учебных материалов, исследований китайских теоретиков и практиков рассматривает актуальные специфические особенности роли музыкальных инструментов в образовательном пространстве страны. Целью статьи является обозначение векторов культурной политики Китая в отношении популяризации, сохранения и развития традиций национальной инструментальной музыки в контексте образовательной системы на разных уровнях и их соотнесение с реальным положением дел. Базовыми методами выступают теоретический анализ научно-исследовательских источников по проблеме музыкально-образовательной культуры современного Китая, обобщение информации о нормативно-правовой базе системы китайского музыкального образования и педагогики. Культурологический подход позволяет рассмотреть специфику развития роли инструментальной музыки в образовательной практике школ, колледжей и вузов страны как инструмента формирования национальной идентичности. Новизна исследования заключается в том, что анализируется современная ситуация в музыкально-образовательной системе Китая на всех ее уровнях от школы до вуза. Автор детально освещает достижения и проблемы на каждом уровне в деле приобщения подрастающего поколения к традициям национальной инструментальной музыки. Важным аспектом здесь является обращение к актуальным нормативно-правовым актам, стратегиям, программам и проектам, которые определяют направленности всего музыкального образования Китая, а также роль в этом процессе национальных музыкальных инструментов, их соотношение с более востребованными иностранными инструментами. Также отмечается, что формирование представлений о национальных инструментах является одним из главных путей в деле складывания национальной идентичности.