Научный архив: статьи

Функции и дисфункции института лоббизма (2024)

Данная статья посвящена анализу функций и дисфункций института лоббизма. Такого рода анализа особенно актуален в свете продолжающейся в России и мире дискуссии о природе лоббизма, о том, какое место должен занимать данный институт в политической системе, каким образом избежать его негативных проявлений. Автор стремится к тому, чтобы дать максимально взвешенную оценку преимуществ и недостатков института лоббизма, его роли в политическом процессе, а также возможным способам нивелирования негативных аспектов данного явления. Автор приходит к выводам, что противоречия между функциями и дисфункциями лоббизма были заложены в природе данного института. Возникнув в результате эволюции социально-политических потребностей определенных общественных групп, институт лоббизма не стал формальным институтом, таким как политические партии или парламент. Вместе с тем, он стал важным каналом коммуникации между обществом и государством, институтом, посредством которого происходит артикуляция и агрегирование интересов, групповая и общественная интеграции, формируется актуальная повестка дня. Вместе с тем, эволюция института лоббизма постоянно сопровождается рядом дисфункций. Суть дисфункций заложена в изначально неформальной и теневой природе данного института. Лоббизм не равняется коррупции, однако в силу своей закрытости, неподотчетности и неформальному характеру содержит в себе риски коррупционных отношений, варьирующихся от общества к обществу в зависимости от норм и традиций взаимодействия между организованными группами и государством. Кроме того, огромное и постоянно усиливающееся влияние групп интересов, особенно представляющих бизнес сектор, приводит к диспропорциональной защите частных интересов в угоду общественных. Решению данных противоречий может способствовать исключительно взвешенная государственная политика, направленная на выстраивание такого механизма продвижения и согласования групповых интересов, который отвечал бы в первую очередь общественным потребностям и интересам.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): КАНЕВСКИЙ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ВОЗВРАТУ КОРРУПЦИОННЫХ АКТИВОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА (2025)

В статье вносятся предложения о переориентации на региональные и двусторонние соглашения в межгосударственном сотрудничестве по возврату коррупционных активов из-за рубежа, что обосновано осложнением международного обстановки в условиях проведения специальной военной операции. Рассматриваются возможности совершенствования законодательства антикоррупционного характера, создание новых организационных форм работы правоохранительных органов, адаптации нормативной базы к условиям новой цифровой реальности.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (856) (2025)
Автор(ы): КАЗАКОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, ДЕРЕВЯНКО ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, ПОЛИТОВ ВАЛЕНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: РR-СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИКИ (РR - СПИЦА): ФЕДЕРАЛЬНАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ (СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СРЕЗЫ) (2025)

Статья посвящена проблемам динамичного устойчивого развития российского общества и противодействия коррупции средствами самоорганизующегося населения. Специально подготовленные команды из числа жителей конкретной территории (от 14+ до…) разрабатывают алгоритмы и создают институты гражданского общества нового поколения на основе широкого транспарентного партнерства - от бизнеса, граждан, предпринимательства, органов власти и управления до сотрудничества с государствами-партнерами «ближнего круга». Принципы равной законности и порядка нового типа формируются на основе PR - СПИЦА (PR-системы публичной информационно-цифровой аналитики), призванной координировать и отслеживать конструктивную атмосферу взаимовыгодного сотрудничества и одновременно нетерпимости к безнравственным, девиантным, аморальным и прочим противоправным поступкам или действиям человека в сообществе - от рядового гражданина, малой (организованной) группы, социального слоя до должностных лиц всех уровней, уполномоченных и госслужащих в стране и мире.

Издание: ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): Кувакова Ирина Михайловна
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: УРОКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2025)

В статье на основе проведенного автором исследования истории принятия закона о противодействии коррупции и изменения уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупционными преступниками, а также на основе статистической регистрации и основной статистики по основным коррупционным вирусам формулируются правила борьбы с коррупцией в России. Они сформулировали следующее. Первый урок: Высочайший криминологический просчет последствий Изменение законодательства абсолютно необходимо. Второй урок: Борьба с потенциалом коррупционных преступников - взяточничеством (в стране) не может быть направлено строго ни на взяткодателей (как сейчас), ни на взяткопополучателей. Коррупция - двухсторонняя преступная сделка, нужно бороться с обеих сторон, чтобы сдвинуться с мертвой точки. Третий урок по борьбе с коррупцией в регионе: ужесточение санкций не приводит к снижению преступности. Нужно искать иные пути воздействия на нее. Кроме того, необходимо провести расследование наказаний за коррупционные преступления с проявлениями того, что установлены условно ценовые преступления, - за убийства, тяжкий вред здоровью, насильственные посягательства на имущество. Четвертый урок: варианты видов наказаний за получение взятки должны быть законодательно расширены. В их число должны появиться и обязательные работы (однако с корректировками этого вида в Общей части УК РФ для лиц, совершивших коррупционные преступления, - определение количества часов, привязкой этих социальных работ к мобильным и публичным в точках общественного питания, ужесточением замен этих карантинных и т. д.), принудительные работы (возможно, тоже с корректировкой условий). Пятый урок борьбы с коррупцией: свобода свободы на определенный срок должна быть законодательно снижена в отношении всех коррупционных преступлений, обязательств со взяточничеством; Из-за санкций всех посягательств, относящихся к нынешним врагам небольшой и средней тяжести, его вообще следует ожидать.

Издание: ВСЕРОССИЙСКИЙ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: Т. 19, №1 (2025)
Автор(ы): ЛОПАШЕНКО Наталья Александровна
Сохранить в закладках
РОЛЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)

В статье рассматриваются причины возникновения и особенности деятельности подразделений собственной безопасности ФССП России, раскрываются поставленные перед ними задачи, возложенные права и обязанности. Уделяется внимание проблеме отсутствия у исследуемых подразделений полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установлено противотечение неравнозначных друг другу правовых норм, регулирующих осуществление начальниками отделов собственной безопасности ФССП России полномочий начальника подразделения дознания, отраженных в ч. 4 ст. 40.2 УПК РФ. Автор на примере типичных преступлений, совершаемых должностными лицами ФССП России, демонстрирует инструменты по их выявлению и пресечению. Обозначена необходимость создания единого государственного органа собственной безопасности в качестве эффективного способа снижения уровня коррумпированности и исключения влияния на решения рассматриваемых подразделений контролируемых ведомств и органов.

Издание: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ЖУКОВ НИКОЛАЙ ОЛЕГОВИЧ
Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА (2025)

В данной статье освещаются механизмы, через которые коррупция влияет на ключевые экономические показатели и условия для предпринимательской деятельности. Автор рассматривает, как коррупционные риски трансформируют инвестиционный климат, формируют дополнительные издержки для бизнеса и затрудняют реализацию долгосрочных проектов. В ходе исследования были выявлены особенности воздействия коррупционных схем на малые и средние предприятия, а также прослежена связь между коррупционными практиками и возникновением теневых структур в экономике. Кроме того, в работе анализируется влияние системной коррупции на распределение бюджетных средств и оценку стратегических госпрограмм. На основе сравнительного анализа научных источников предлагаются конкретные рекомендации по внедрению антикоррупционных мер, повышающих прозрачность рыночных процедур и стимулирующих приток инвестиций. Формируемые выводы могут быть востребованы специалистами в области экономики, представителями госуправления и экспертами, занимающимися исследованием социально-экономических реформ.

Издание: ИЗВЕСТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН
Выпуск: Том 27 № 2 (2025)
Автор(ы): Елаев Мансур Ибрахимович
Сохранить в закладках
КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И/ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ (2025)

По мере развития сетевой экономики в России среди муниципальных и государственных служащих возникают конфликты интересов. Наличие сетевого блага способно как способствовать возникновению таких конфликтов, так и ограничивать их. Поэтому актуальной является следующая цель исследования: способна ли сетевая экономика защитить себя от данного рода конфликтов или для этого требуются дополнительные меры. Методологическую базу исследования составляют системный и сетевой подход. В ходе исследования оказалось, что на фоне развития сетевой экономики в России происходит снижение числа выявленных правонарушений, связанных с конфликтами интересов среди чиновников

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (182) (2025)
Автор(ы): Стрельцов Максим Александрович, Пащенко Светлана Николаевна
Сохранить в закладках
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ГОСУДАРСТВ ОДКБ (2023)

Цели публикации - ознакомление с опытом уголовно-правовой борьбы с коррупцией в государствах ОДКБ. Выводы, полученные в ходе исследования. Результаты исследования показывают, что российскому законодателю полезно учесть в своей дальнейшей деятельности по разработке соответствующих нормативных актов об ответственности за коррупционное поведение положения уголовного законодательства других стран ОДКБ. Научное значение публикации заключается в подготовке авторами публикации ряда предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства в сфере противодействия коррупции. Практическое значение публикации заключается в том, что приведенные в статье материалы могут быть использованы российским законодателем в дальнейшей работе по совершенствованию нормативной базы в сфере противодействия коррупции. Кроме того, идеи, изложенные в статье, полезны для учета в деятельности законодателя других стран ОДКБ.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 8 (36 ст.) (2023)
Автор(ы): Боровиков Валерий Борисович, Боровикова Виктория Валерьевна
Сохранить в закладках
Коррупция как фактор формирования переходного государства (2024)

Введение. Переходное государство – это закономерное состояние, известное в многочисленных образцах мировой истории. Кризис советской однопартийной системы, внешнеполитическое давление, крушение Советского Союза ознаменовали трансформацию и восточноевропейских социалистических стран, ставших на путь преобразований по западно-либеральному образцу.

Материалы и методы. Для достижения целей исследования применяется междисциплинарных подход. Основной массив источников составили труды как отечественных, так и зарубежных авторов.

Анализ. Переходное государство – это государство, в котором происходят процессы типовой трансформации, сопровождающееся сменой общественно-политического строя, имеющее свои временные рамки, форму, факторы и особенности. Для российской государственной трансформации конца XX века характерна проводимая на позднем этапе существования СССР политика перестройки, в результате чего прекратил существование Советский Союз, и в иной социально-экономической действительности возникла Российская Федерация. Одним из глубоких и проблемных факторов, определяющих существование переходного государства, служит коррупция – древнее и опасное явление, известное человечеству на раннем этапе появления государственности, способное привести к утрате государственного суверенитета, что особенно усиливается в периоды переходного государства. Ярко выраженная коррупция в переходном государстве, ее сращивание с криминалом, способствует расширению организованной преступности, что позволяет последней контролировать путем внедрения и подкупа сферы влияния в экономике, политике и правоохранительной деятельности. Для успешной трансформации необходимо исправить кризисные состояния и стабилизировать государство и общество, в том числе снизить уровень коррупции. Коррупция может: замедлить переходный период, превратить его пороки из временных в постоянные, изменить логику и траекторию перехода, заведя общество и страну в тупик. Переходное состояние способствует росту коррупции, формирует группу лиц, которые извлекают личную выгоду и могут всячески затянуть состояние перехода.

Результаты. В статье делается вывод о том, что коррупция и переходное государство – два неразрывно связанных социальных явления, детерминирующих и усиливающих друг на друга.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 4 (2024)
Автор(ы): Шатохин Евгений Александрович
Сохранить в закладках
КЛАСТЕР GOVERNMENT RELATIONS (GR) В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОЦЕДУРНЫЙ АСПЕКТЫ (2024)

В настоящей публикации автор на основе методов кластеризации, анализа дефиниций, case study, исторической ретроспективы, юридической догматики, сравнения и сопоставления предпринимает попытку комплексного раскрытия ведущих GR-технологий и описания процедурного аспекта отношений власти и бизнеса в условиях российского политического порядка. Решая задачи, связанные с изложением ведущих технологий GR-интеракций и характеристикой процессной стороны систематических практик продуманных и планируемых взаимоотношений с органами государственной власти, автор выделяет следующие способы участия делового сообщества в GR-отношениях: структурное давление (подчинение решений публичной власти действиям экономических акторов), в том числе формальная инкорпорация представителей деловых кругов в государственный аппарат, инструментальное давление (заключение разовых формальных и неформальных договоренностей), в том числе «обмен» денежных средств на преференции со стороны заинтересованных должностных лиц, финансовое давление (монополизация значимых активов или имущественных прав в руках крупного бизнеса и/или установление обширного мажоритарного контроля за такими ресурсами), деятельность легальных предпринимательских объединений, союзов, ассоциаций и саморегулируемых организаций, давление через насыщение государственного бюджета. В заключении обозначаются препоны, которые препятствуют или тормозят полноценную институционализацию практик government relations в качестве самостоятельной разновидности менеджмента: отсутствие законодательного разрешения на ведение профессиональной лоббистской деятельности, привычка руководителей крупного звена к так называемому ручному управлению, что подталкивает их к личной вовлеченности в налаживание контактов с государственными служащими, нехватка профессиональных GR-менеджеров с экспертным и аналитическим уклоном.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): Зубов Вадим Владиславович
Сохранить в закладках
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: КОММУНИКАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ В ПРАКТИКЕ КНР (ЧАСТЬ 2) (2025)

Статья посвящена анализу феномена коррупции, подходам к интерпретации ее места и роли в общественной жизни, а также инновационным формам коррупционного поведения, появляющимся в ходе цифровых и медийных трансформаций социума, — в первую очередь, т. н. «цифровой коррупции». Особое внимание уделяется коммуникационным способам противодействия коррупции. Опыт Китая представляет в этом отношении значительный интерес, поскольку страна, традиционно использующая наиболее жесткие средства борьбы с коррупционными схемами, в настоящее время стремится практиковать и иные методы антикоррупционной деятельности. Речь идет о целом комплексе коммуникационных мер, формирующих общественное правосознание и антикоррупционные установки в национальном менталитете. Авторы делают акцент на той значимой роли, которую играют медиа в качестве канала и средства борьбы с коррупцией.

Издание: РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Выпуск: № 36 (2025)
Автор(ы): Ачкасова Вера Алексеевна, Чжан Лумэн
Сохранить в закладках
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ В КНР ПРИ СИ ЦЗИНЬПИНЕ (2025)

В статье рассматриваются антикоррупционные политические кампании в КНР при Си Цзиньпине в период с 2012 по 2024 г. Автор описывает меры, принимаемые партийными и государственными органами для усиления партийной дисциплины и создания антикоррупционных механизмов. На современном этапе борьбы с коррупцией в Китае основная деятельность соответствующих органов сосредоточена на интеграции сформированных механизмов в единую систему. Применяются меры по борьбе со взяточничеством, улучшается работа инспекционных комиссий, совершенствуется использование современных технологий для борьбы с коррупцией.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Никифорцева Агафья Ниловна
Сохранить в закладках