В статье анализируется экопоэзия Анны Родионовой, лауреатки Премии Аркадия Драгомощенко (2020). Под экопоэзией понимается особая поэтическая оптика, при которой природа воспринимается как самоценная система, а проблематизация включает как современные экологические теории, так и трансформацию структуры текста. Сам анализ будет построен на рассмотрении различных аспектов поэтики стихотворений Родионовой из книги «Климат»: выявлении логики концептуализации; анализе медиа-специфики текста, языка, объектов; рассмотрении ключевого для организации книги образа миража. Иными словами, будет рассмотрено соотношение медиалогической и экологической проблематики ее поэзии.
Современное общество трудно представить без гаджетов и смартфонов. Мир, в котором цифровые технологии и в том числе социальные сети оказывают колоссальное влияние на общественные процессы, в основе которых лежит информация как ключевой ресурс, создающий новые формы социальной структуры, уже нельзя рассматривать исключительно с позиции материального производства. Условия труда и виды капитала кардинально изменились в связи с переходом общества от индустриального типа, для которого характерен физический труд рабочих и доминирующее положение капиталистов и владельцев средств производства, к постиндустриальному типу общества, центральное место в котором занимает информация и знания как ведущий производственный ресурс. Для исследователей крайне актуальным становится изучение символического капитала в условиях глобальной цифровизации общества. Развитие концепции символического капитала Пьера Бурдье в условиях развития цифрового мира привело к возникновению новых видов капиталов, формирующих представления о цифровом обществе. В данной статье представлен анализ символического капитала в условиях активного развития социальных сетей, а также возможности пользователей продвигать свой личный бренд, в результате накопления символического капитала, выраженного в потреблении и создании контента, а также усиления своих офлайн-позиций через онлайн-ресурсы. Цель данной работы - исследование процессов формирования и накопления символического капитала в виртуальном пространстве, в том числе факторов, влияющих на их распределение и восприятие. Результаты позволят нам получить представление о развитии символического капитала в условиях цифровой трансформации общества, выявив основные положения и особенности такого развития.
Разработка и внедрение диалоговых систем в социально-экономическую жизнь общества является важной и особенно актуальной проблемой в условиях цифровизации производства продукции и общественных отношений. Для решения данной проблемы разрабатываются различные математические модели диалога. Это прежде всего многоагентные системы, основанные на нейронных сетях, генетических алгоритмах и других методах искусственного интеллекта. Однако результаты работы даже простейших «вопросно-ответных» систем не всегда удовлетворяют пользователей, и для разрешения ситуации приходится привлекать человека-оператора. Одним из направлений повышения эффективности диалоговых систем является применение для их построения совокупности различных математических методов и моделей. Большую эффективность при обработке информации показали методы теории массового обслуживания. Целью данной статьи является моделирование процесса диалога как системы массового обслуживания. Разработана схема диалога индивидуумов (людей или интеллектуальных агентов). Описаны потоки информации между участниками диалога. Эти потоки приняты пуассоновскими. Рассматриваемая система относительно участников диалога описана системой дифференциальных уравнений Колмогорова. Получено решение данной системы, которое можно рассматривать как дифференциальную модель диалога. Рассмотрена формализованная математически модель диалога в установившемся режиме (при достаточно большом времени наблюдений). Этот случай наиболее характерен для анализа текстовых сообщений. Для пояснения разработанного метода рассмотрен числовой пример. Разработанная в статье модель может найти практическое применение для оценки состояний системы диалога, а также в качестве дополнительного инструмента к разрабатываемым диалоговым системам на основе методов искусственного интеллекта.
В статье анализируются новеллы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 26.23.2024 № 479-ФЗ, направленные на установление дополнительных требований к рекламе потребительских кредитов (займов). Исследование носит сравнительно-правовой и при этом комплексный характер: автор дает оценку положениям Закона не только на основании юридического (сравнительно-правового) анализа, но и с учетом психологических реалий современной рекламы, характера ее воздействия на потребителя и особенностей восприятия потребителем рекламы финансовых услуг, что позволило вскрыть причины, по которым новеллы Федерального закона «О рекламе» не оптимальны для достижения поставленных целей. Наряду с этим, исследование позволило указать пути повышения эффективности правового регулирования рекламы потребительских кредитов как в части ее содержания, так и в части структуры ее правового регулирования, в которой основная нормотворческая нагрузка ложится не на законодателя, а на регулятора финансового рынка, в компетенцию которого входит не только пруденциальное, но и непруденциальное (поведенческое) регулирование банковской деятельности. Помимо этого, в статье затрагиваются вопросы соотношения традиционного нормативного регулирования и регулирования, основанного на принципах.
В статье исследуются педагогические аспекты подготовки студентов-магистрантов в современной коммуникативной среде, отмеченной глобальной цифровизацией и активным развитием новых медиа. Авторы подчеркивают необходимость адаптации высшего образования к меняющимся медиапотребностям молодежи и преобразованиям в сфере информационных технологий. Анализируются особенности восприятия современных коммуникационных процессов студентами-магистрантами и функционирование новых связей между коммуникатором и реципиентом. Выявляются негативные тенденции, связанные с глобальной цифровизацией и активным использованием электронных и цифровых технологий, влияющих на образовательный процесс. Особое внимание уделяется синергетическим характеристикам, влияющим на принятие решений участниками коммуникации. Авторы рассматривают причины возросшей потребности молодежи в профессиональном саморазвитии и самообразовании, а также значимые мотивационные тенденции, связывающие студентов с будущей профессиональной деятельностью. Научная новизна работы заключается в системном исследовании взаимодействия студентов-магистрантов с образовательной средой в условиях цифровой коммуникации. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования при разработке учебных программ и методических материалов, способствующих эффективной подготовке специалистов, адаптированных к требованиям современного информационного общества.
Институт раскрытия доказательств является одним из важных элементов гражданского судопроизводства, обеспечивающим правовую определенность и справедливость судебных разбирательств. В последние годы в российском гражданском процессе наблюдается ряд изменений и попыток совершенствования законодательства, включая вопросы, связанные с раскрытием доказательств. Упомянутые инициативы частично реализованы в рамках процессуальной реформы 2018 г., однако фрагментарный подход к их имплементации создал ряд трудностей для правотворчества и правоприменения. В данном исследовании предполагается определить основные проблемы, препятствующие созданию эффективных регулятивных механизмов, связанных с раскрытием доказательств в рамках гражданского процесса. Результаты исследования говорят о том, что по сей день институт раскрытия доказательств остается практически не регламентированным в современном российском гражданском процессе. Таким образом, законотворческие инициативы по внедрению института раскрытия доказательств в гражданский процесс не имплементированы в полном объеме. Результаты и выводы данного исследования представляют интерес для специалистов юридических специальностей, практикующих в отраслях гражданского права и процесса.
Рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения гарантий информационных прав граждан в условиях цифровизации общества. На основе понимания информационных прав как неотъемлемой части фундаментальных прав человека анализируется с теоретической и практической точки зрения понимание феномена «цензура». Высказывается мнение по поводу использования в законодательстве Российской Федерации двух терминов, обозначающих цензуру: «позитивная цензура» и «незаконная цензура». Акцентируется внимание на вопросе нарушения информационных прав граждан в сфере потребительского рынка, а также в области оказания рекламных услуг.
Предмет: совокупность теоретических подходов к исследованию развития информационно-аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности в коммерческих организациях в условиях устойчивого роста экономики. Цель: исследование информационноаналитического обеспечения процесса формирования корпоративной отчетности путем разработки архитектуры системы объединения информационных и аналитических блоков, интегрированных в цифровое пространство коммерческой организации. Дизайн исследования: проведен критический анализ научных трудов отечественных ученых в области информационного и аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности. Охарактеризованы основные элементы информационного обеспечения процесса составления корпоративной отчетности, включающие внутренние и внешние источники получения информации, к которым относятся: нормативно-правовое регулирование процесса формирования корпоративной отчетности, включающее российские и международные стандарты; учетноотчетную систему организации; статистические данные финансового характера; внесистемные данные. Результаты: разработана архитектура информационно-аналитического обеспечения корпоративной отчетности коммерческой организации, включающая финансовую и нефинансовую информацию о внешней и внутренней среде, охватывающую полный временной интервал (прошлое, настоящее, будущее), взаимоувязку всех функций управления (планирования, организацию, мотивацию и контроль), методическое и инструментальное обеспечение, все это интегрируемое в единое цифровое пространство коммерческой организации, что способствует формированию интерактивной корпоративной отчетности самого высокого уровня зрелости. Предложенная в статье архитектура информационно-аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности может быть использована в коммерческих организациях различной отраслевой принадлежности, что способствует повышению транспарентности такой отчетности.
Введение. Усложнение современного мира вызывает у человека информационную перегруженность и желание автоматизировать и упростить все эти процессы. Такая реакция является закономерным ответом психики, которая стремится не допустить чрезмерных нагрузок. При этом данной естественной защитной реакцией манипулируют силы, имеющие возможность контролировать информацию и преследующие собственные узконаправленные цели. Так появился и развился феномен информационных войн.
Цель. Рассмотрение информации в качестве способа негативного воздействия в рамках информационных войн современности.
Методы. В работе был использован аксиологический подход, раскрывающий важность изучения войны не только с материалистических позиций, но и с духовных, ценностных; метод систематизации позволил рассмотреть на первый взгляд разрозненные явления и события как части единой системы; с помощью структурно-функционального метода был всесторонне изучен феномен информации и выявлены ключевые механизмы его влияния на человека и общество. Новизна исследования. В работе изучены те аспекты информации, которые позволяют использовать ее и в позитивном направлении, и в негативном. Автором приводятся актуальные данные, касающиеся информационных войн, и анализируется вовлеченность современной России во все эти процессы. Информационная война рассматривается с позиции преимущественно аксиологического подхода, при этом исследуются возможности влияния новых видов информационных войн на процессы изменения ценностных ориентиров и духовных традиций. Также раскрывается значимость идеологемы «западные ценности» в контексте информационной войны, которая представляет собой новый этап в длительном процессе цивилизационного противостояния.
Результаты. Информация исследована как философская категория, выделены ее функции и прочие характеристики. Представлены различные подходы к изучению информационной войны. Выделены отличительные признаки информационной войны как разновидности войн нового поколения. Особое внимание уделено раскрытию аксиологии информационной войны, а также способам противодействия информационной агрессии.
Выводы. Успешное общество в XXI веке должно уметь использовать новейшие технологии для сохранения своей уникальности, самобытности, национальной идентичности для противостояния информационным войнам современности.
Методика преподавания иностранного языка представляет собой систему методов и подходов, применяемых учителями в образовательном процессе, которые основываются на представлениях о природе языка и обучения. Педагоги выбирают и используют разнообразные методики с целью повышения образовательных возможностей и развития автономности учащихся. Интеллект-карты применяются в изучении иностранных языков для активизации имеющихся знаний учащихся по теме и содействия систематизации и запоминанию лексического материала. Цель данной статьи - доказать, что интеграция методов интеллектуальных карт в образовательный процесс обогащает учебный опыт, способствует формированию комплексного и многогранного мышления учащихся. Данный подход помогает педагогам подготовить студентов к решению сложных задач, улучшает восприятие языковых материалов, что в итоге способствует более глубокому освоению предмета и повышению общего уровня знаний. В ходе исследования было установлено, что использование методов интеллектуальных карт в образовательном процессе открывает перед учащимися новые возможности для углубленного осмысления и усвоения учебного материала. Визуальное представление информации облегчает понимание сложных концепций, позволяет выделить ключевые моменты и способствует лучшему запоминанию, что особенно важно в условиях быстро меняющегося информационного поля. Кроме того, ментальные карты стимулируют творческое и критическое мышление, развивают навыки анализа и синтеза информации, что необходимо для успешного обучения и профессионального роста. Они также способствуют формированию у учащихся навыков самообразования и самостоятельного поиска знаний, что служит устойчивой основой для их будущих успехов. В заключении автор приходит к выводу, что внедрение этих методов делает учебный процесс более динамичным, интересным и результативным, превращая образование в увлекательное и продуктивное путешествие по миру знаний.
Введение. Цифровизация всех сфер общественной жизни вызвала глубокие перемены в средствах связи, сопровождалась возникновением противоречий в социальном пространстве. Доминирование цифровых технологий приводит к совершенно новым стандартам экономической и политической деятельности, социокультурной сферы, городского образа жизни. Коммуникация становится преимущественно виртуальной, нивелируя понятия времени и пространства, в связи с чем люди не всегда ощущают свою причастность к месту проживания. Исследования городского пространства становятся все более актуальными в связи с урбанизацией, ростом численности городского населения. Новизна статьи состоит в том, что выявляется роль массовых коммуникаций в процессе формирования городской идентичности.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является социокультурный подход, позволяющий рассматривать пространство города как единство социальных общностей, культурных ценностей и коммуникаций. Использованы методы социологических исследований - системный анализ, структурно-функциональный анализ, наблюдение, сравнение. Проанализировано содержание массовой информации как средства коммуникации. Обобщены коммуникативные практики, опыт деятельности различных субъектов, использованы материалы личных наблюдений. Результаты и выводы. Изменение способов массовой коммуникации оказывает значительное влияние на формирование городской идентичности - ключевого элемента осознания горожанами своей принадлежности к социально-культурному пространству. В современных условиях центральную роль в этом процессе играют цифровые платформы: городские сайты и паблики становятся виртуальными площадками для диалога, обмена идеями и коллективного конструирования образа города. Активность горожан трансформируется в реальные действия по созданию комфортной среды, что подчеркивает взаимосвязь виртуального и физического пространств. Особый интерес представляет Ambient media - инновационный формат рекламы, использующий нестандартные носители: арт-объекты, интерактивные инсталляции, проекции. Обсуждение. Большую популярность имеют паблики - публичные страницы города в социальных сетях, где каждый участник имеет право высказать свое мнение, активно включиться в обсуждение проблем. Сегодня, по мнению исследователей, паблики становятся крупными публичными комьюнити, способными влиять на социальные процессы. Городские сообщества через коммуникацию о городе создают его особое социокультурное пространство на разных уровнях. Это и межличностные коммуникации горожан, и каналы коммуникации, и культурно-досуговая сфера. Важной темой для обсуждения становится имидж города, привлекательность которого важна для местных жителей и туристов. Массовая коммуникация может как поддерживать, так и трансформировать городскую идентичность, способствуя созданию уникального образа города.
Целью статьи является прояснение смысла феноменов «коммуникация» и межличностное «сетевое взаимодействие», разделение их границ, дефиниций и эволюционных перспектив в плане политической организации человека и социальности. На основе представленной двойственности определений авторы обосновывают, что информационное пространство изобилует на первый взгляд взаимоисключающими нарративами о жизни людей в «связанном мире», в «человеческой паутине», в «сетевом обществе» и одновременно о жизни «свободной», «независимой», «индивидуальной». Авторы отмечают, что открывается возможность для оценки глубинной сути, содержания, направленности, пределов и перспектив циркулирующей межу людьми информации в контексте организации как самого человека, так и любой создаваемой им локальной или глобальной социальности. В результате ключевым понятием возникшей логической дихотомии «связанность - свобода» становится именно «связанность», способная при определённых условиях примирить между собой «свободу» и «самостоятельность», уравновесив их «взаимодействием» и «взаимозависимостью». Изучение и структурирование сущности смыслов феноменов «коммуникации» и «сетевого взаимодействия» позволяет абстрагировать границы и в контексте информационного обмена рассматривать их как эквивалентные понятия. В заключение делается вывод, что в современных условиях глобальной социальности, с одной стороны, человек озадачен свалившейся на него самостоятельностью в результате окончательного крушения иллюзий относительно способности любой внешней сторонней иерархической систематизации социальности и формализации себя в ней в том или ином качестве; с другой стороны - ему постепенно приходит понимание того, что собственная самостоятельность по-прежнему имеет определённые границы, детерминированные его принадлежностью к некоему общему локальному или глобальному социальному.