Обеспечение продовольственной безопасности является одной из приоритетных задач, поставленных в Российской Федерации. Национальная безопасность складывается из безопасности субъектов или регионов. Для решения этой задачи необходимо разработать методику оценки продовольственной безопасности на текущий момент. Большинство методик опирается на показатели Доктрины продовольственной безопасности и их сравнение с пороговыми значениями. При этом в качестве основных берут физическую доступность и обеспеченность, а также доходы населения как показатели экономической доступности. На наш взгляд, речь также должна идти о потреблении качественных и безопасных продуктов. Мы назвали это условно «культурой потребления». Необходимо выявить критерии и индикаторы этого блока оценки продовольственной безопасности, оценить имеющуюся статистику и интегрировать данный блок в общую методику оценки продовольственной безопасности региона. Данный подход был апробирован на примере Красноярского края. Край характеризуется непростыми условиями для развития агропромышленного комплекса и, соответственно, показатели самообеспечения и продовольственной независимости различаются для территорий и муниципалитетов региона. Тем не менее, на первом этапе апробации Красноярский край рассматривался как единое целое из-за недостаточной детализации информации, а нами был оценен в динамике такой блок продовольственной безопасности, как «культура потребления». Были выбраны 10 ключевых продуктов, по которым оценивалось потребление в соответствии с рациональными нормами. Также в данном блоке учитывалось соответствие фактической энергетической ценности рациона рекомендуемым значениям.
Для оценки качества и безопасности мы воспользовались результатами анализа проб пищевых продуктов и питьевой воды.
Далее был использован балльный метод определения комплексного показателя по блоку и сделаны выводы о культуре потребления в целом.
Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования способов обеспечения надежности и качества приписанной техники в условиях конкурентной борьбы, что требует достижения высокой экономической эффективности эксплуатации приписанной техники. Решение поставленной задачи может быть достигнуто только путем всестороннего анализа существующих методов эксплуатации и перспектив развития наземной техники Целью данной работы является выявление наиболее эффективных способов поддержания техники в работоспособном состоянии и способов снижения затрат при осуществлении эксплуатации техники в различных условиях. Проанализированы основные группы факторов, оказывающих влияние на данные показатели, проведена оценка их влияния и определена степень важности. Предложено шире использовать имеющийся опыт холдинга ОАО «РЖД» в вопросах обеспечения качества услуг и товаров. Используя накопленный опыт эксплуатации, ставилась задача доказать, что современную наземную технику, а также технику практически любой отрасли невозможно представить в отрыве от передовых (цифровых) измерительных технологий, регулярного внедрения и освоения инновационных технологических процессов, контроля качества на всех этапах жизненного цикла техники, испытания и внедрения новых моделей. В результате проведенного исследования установлено, что для обеспечения указанных требований необходимо работать над созданием статистического банка данных по показателям технического состояния объекта, которые обеспечивают надежность и безопасность производства работ объектом эксплуатации. Доказано, что современная техника в большинстве своем ремонтируется агрегатным методом ремонта, а эксплуатирующие должностные лица пренебрегают ресурсосберегающими методами ремонта, а в ряде случаев не владеют данными технологиями. Предложено шире использовать риск-ориентированный подход для обеспечения работоспособности и надежности приписанной техники. Установлено, что современные производства нуждаются в возрождении школы ресурсосберегающего ремонта техники, разработке новых методов восстановления деталей и узлов, совершенствовании существующих методов.
К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
Проблема и цель. Целью проведенных исследований явилась оценка влияния микробиологических препаратов на урожайность и качество гороха разных сортов в условиях Рязанской области.
Методология. Опыты были заложены в 2023-2024 гг. на серой лесной тяжелосуглинистой почве. Объектами исследования явились сорта гороха Астронавт, Остинато, Рокет, Родник и Спартак, а также, микробиологические препараты Planteco горох RL45, Ризоторфин и Мизорин. Горох выращивался по технологии, соответствующей зональным рекомендациям для Нечерноземной зоны. Посев проводили узкорядным способом с нормой высева 0,8 млн шт./га, предшественник озимая пшеница. Оценку посевных качеств семян, накопления зеленой массы, процесса образования клубеньков и урожайности проводили по стандартным методикам.
Результаты. Микробиологические препараты обеспечили получение более крупных семян гороха. Масса 1000 зерен по вариантам с применением Planteco горох RL45 превысила контроль на 1,8-6,3 г; с использованием Ризоторфина масса увеличилась на 2,1-6,1 г; при совместном применении препаратов Ризоторфин и Мизорин на 2,8-9,3 г. Наиболее высокую урожайность в среднем по годам исследований показал горох сортов Астронавт, Остинато и Рокет по вариантам опыта. Максимальная урожайность гороха была отмечена у сорта Остинато на варианте Ризоторфин + Мизорин (29,7 ц/га). Наибольшая прибавка массовой доли белка отмечена на горохе сорта Родник (1,1 %) и Остинато (1,0 %) при совместном применении Ризоторфина и Мизорина.
Заключение. Результаты исследований позволили определить влияние разных микробиологических препаратов на структуру урожая и урожайность гороха сорта Астронавт, Остинато, Рокет, Родник и Спартак.
Проблема и цель. Сегодня практически не учитывается сброс загрязняющих веществ со сточными водами, их накопление в приемниках, технологические и экономические параметры производств и сооружений их очистки. Все вышеназванное в совокупности с природными факторами (подстилающие грунты, дальность объектов от реки и др.) вызывает загрязнение поверхностных вод, контроль качества которых необходимо проводить. Цель исследований изучить ретроспективу качества воды р. Рака и современное ее состояние в зоне влияния свинокомплекса и пруда-накопителя с целью разработки рекомендаций по сохранению качества окружающей среды.
Методология. Исследования проведены в 1995, 2003 и 2022 годах. Объект река Рака. Пробы воды отбирались в соответствие с ГОСТом. Исследовались гидрохимическое и бактериологическое состояние воды р. Рака. Методы исследований традиционные с математической обработкой результатов.
Результаты. В вегетационный (май-сентябрь) и межвегетационный (апрель, октябрь) периоды качество воды в реке не отвечало нормативам в 1995 году при проведении орошения сточными водами. Концентрация аммиака, нитратов и нитритов в воде с мая по сентябрь превышала ПДК в 6080 раз. Содержание растворенного О2 было ниже допустимого на 5 %. Было установлено высокое содержание хлоридов и сульфатов. В межвегетационный период концентрация токсикантов чуть снижалась за счет разбавления, но оставалась высокой вследствие наличия подпитки из переполненного пруда-накопителя. Коэффициент самоочищения речной воды минимальный. В 2003 г. при введении цикличного орошения, подразумевавшего полив сточными водами 1 раз в 4 года научнообоснованной нормой гидрохимические показатели за счет небольшого снижения концентрации биогенных веществ улучшились в среднем в два раза. Современное состояние вод р Рака характеризуется как загрязненное вблизи свинокомплекса и пруда-накопителя, но при дальнейшем движении по течению воды наблюдается разбавление концентрации токсикантов. Коэффициент самоочищения воды 12 %. Изменился гидрохимический состав речной воды за счет большего поступления со сточными водами поллютантов химического происхождения. Аналогичные изменения прослеживаются и в отношении содержания в речной воде микроогвнизмов. С мая по конец августа 1995 г. в водах выявлено большое количество микроорганизмов, что не позволило к весне будущего года снизить концентрацию, самоочищения воды не произошло. Но и в 2003 году превышение норматива отмечалось по количеству лактозоположительной кишечной палочки (70000), Е. сйИ 13000. В 2022 г. санитарное состояние заметно улучшилось, что, на наш взгляд, есть следствие изменения химического состава: микрофлоры поступает меньше, а химических загрязнителей больше, в результате чего наблюдается губительное действие последних. Болезнетворные микроорганизмы в водах не обнаружены во все годы исследований.
Заключение. Поверхностные воды р. Рака, протекающей вблизи свинокомплекса и пруда-накопителя в межи вегетационный периоды представляют определенную опасность. Концентрация биогенных элементов, поступающих в реку, сохраняется высокой. Из-за уменьшения поголовья свиней и роста концентрации химикатов в коммунально-бытовых сточных водах, поступающих в очистные сооружения из п. Искра, наблюдается химический прессинг при некотором снижении биологического в 2 раза и более. Введение после ремонтных работ в строй второй очереди биологической очистки несколько улучшит показатели качества воды, однако необходимо коренным образом менять под ход к проблеме утилизации сточных вод и возрождать надзорные мероприятия.
Целью исследования является изучение внутригодового распределения концентраций растворенных форм марганца в воде р. Лескен, Куркужин, Нальчик, Шалушка, Терек, Баксан, Малка, Чегем, Черек, Урух за 2021-2023 гг. За этот период было отобрано и проанализировано более 400 проб воды. Диапазон изменчивости водородного показателя для исследованных рек находится в пределах 6,9-8,9 ед. рН, и по этим значениям вода рек классифицируется как слабощелочная. Минимальные концентрации марганца наблюдаются в основном в июле, максимальные отмечаются в мае и июне. Для исследуемых рек бассейна Терек, имеющих ледниковое питание, изменчивость средних значений концентраций марганца составляет 11-21 мкг/дм3, превышающие уровень ПДКрх. В реках, где отсутствует ледниковое питание, средние концентрации марганца изменяются от 3,99 до 48,9 мкг/дм3. Значительная вариация концентраций марганца в исследованных реках, очевидно, объясняется разрушением горных пород, происходящим путем выветривания, и смывом их склоновыми процессами в воду рек. Следует отметить, что при рассмотрении изменчивости концентраций по фазам водного режима не везде наблюдается превышение ПДКрыб, например, в пик половодья. Поэтому имеет значение не только определение средних значений концентраций загрязняющих веществ, но и их внутригодовое распределение для повышения эффективности водоохранных мероприятий.
В регионах Российской Федерации с 2015 года осуществляется независимая оценка качества условий оказания социальных услуг (далее - НОК), которая выступает в качестве формы контроля со стороны незаинтересованного лица и позволяет сформировать общую картину о работе учреждения и его положении в рейтинге учреждений одного типа. Результаты НОК в дальнейшем могут быть использованы потенциальным получателем услуг при выборе поставщика услуг, а также самим учреждением для повышения (сохранения) качества оказания услуг. Предмет исследования: оценка качества условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края. Цель исследования: проведение оценки качества условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края в 2024 году и сравнительный анализ полученных результатов с результатами НОК 2018 и 2021 гг. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, экспертная оценка условий оказания услуг в психоневрологических интернатах; экспертная оценка информационных стендов, официальных сайтов психоневрологических интернатов в сети интернет; опрос получателей услуг (в форме интервью), тестирование функционирования дистанционных способов взаимодействия с получателями (проведенное в формате “контрольной закупки”). В статье рассмотрено понятие «качество» применительно к сфере социального обслуживания населения, описаны этапы реализации НОК и проанализированы результаты НОК условий оказания услуг в психоневрологических интернатах Алтайского края в 2018, 2021, 2024 гг. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в рамках качественного и количественного исследований, проведенных в марте - ноябре 2024 г., в мае - ноябре 2021, 2018 гг. Проведенный сравнительный анализ результатов НОК позволил сформировать рейтинг психоневрологических интернатов Алтайского края, выявить тенденции в достижении учреждениями оценок по показателям НОК, а также сформулировать общие направления по улучшению качества условий оказания социальных услуг, в том числе с точки зрения получателей услуг.
Цель настоящего исследования зак лючалась в изучении влия ния различны х доз минеральных удобрений на развитие и урожай яровой пшеницы применительно к условиям серо-лесных и выщелоченных черноземных почв. На обоих типах почв внесение минерального удобрения в дозе N90P90 К90 кг действующего вещества на га обеспечило наивысший урожай зерна: 2,88-2,95 т/га и 3,47-3,59 т/га. Прибавки урожая по сорту Йолдыз составили 830-990 кг/га и 800-1060 кг/га по сорту Бурлак при урожае на контроле 2,05-2,48 и 2,15-2,3т/га соответственно. Минеральное удобрение в дозе N45 P45 K45 + N15 (внекорневая подкормка) по сравнению с контролем повысило стекловидность зерна сорта Йолдыз на 4,4% и Бурлак - на 4,2%. Одновременно увеличились содержание белка и массовой доли клейковины в зерне соответственно на 2,3 и 4,2% - у сорта Йолдыз и 1,5 и 3,3% - у Бурлак. Зерно с наибольшим количеством белка выращено при посеве яровой пшеницы на фоне N90P90К60: по сорту Йолдыз-14,3% и Бурлак-14,1%, что превышает контроль на 2,0 и 1,5% соответственно. Такая же закономерность влияния удобрений на качество зерна яровой пшеницы наблюдается и на выщелоченном черноземе. На обоих типах почв получение наибольшей прибыли с гектара из изученных вариантов обеспечивает внесение N45P45К45 кг. действующего вещества - 3840 и 4090 рублей. В отношении прибыли с гектара посевов и на 1 рубль дополнительных затрат малоэффективным как на серой лесной, так и выщелоченном черноземе внесение удобрений в повышенных дозах (N90Р90 К60 д. в./га) было экономически менее выгодным.
Актуальность темы исследования обусловлена процессом конкурентного и комплексного развития региональных курортных агломераций (РКА) в Российской Федерации, соответствующей сервисной инфраструктуры и сферы услуг. Целью статьи является обоснование процесса конкурентного и комплексного развития сервисной инфраструктуры РКА за счет повышения скоординированного взаимодействия сфер услуг «курортно-туристская - пассажирская автотранспортная», учитывая сезонно-циклическую специфику объемов потребительской активности разносегментных потребительских групп персонально-массового назначения и заявленный уровень качества сервисного сопровождения. Повышение скоординированного взаимодействия указанных сфер услуг концептуально обеспечивается управляемым инициатором процессом формирования и функционирования интегративной бизнес-системы пассажирского автотранспортного обслуживания (ПАТО), в которую мотивационно вовлекаются хозяйствующие субъекты (с собственным ресурсным потенциалом) автотранспортного бизнеса и в которой осуществляются их рациональные маркетинговые взаимодействия в стратегических зонах хозяйствования РКА, учитывая указанную сезонно-циклическую специфику и факторы качества сервисного сопровождения. В соответствии с авторскими предложениями, инициатором формирования и функционирования интегративной бизнес-системы ПАТО может выступать региональный хозяйствующий субъект со статусом опорного системного интегратора, использующий для организации своей хозяйственной деятельности различные формы маркетинговой интеграции и стратегии ведения автотранспортного бизнеса в условиях скоординированного взаимодействия указанных сфер услуг в РКА. Результативность исследования обусловливается следующими структурными компонентами: раскрыты сезонно-циклические особенности функционирования пассажирского автотранспорта в РКА; определен системообразующий фактор (инициатор), влияющий на повышение конкурентоспособности сервисной инфраструктуры РКА за счет формирования и эффективного функционирования интегративной бизнес-системы ПАТО; представлена структурная схема управления бизнес-процессами интегративного автотранспортного бизнеса инициатора в маркетингово-коммуникационном пространстве РКА; сформирован категориально управляемый сервисный потенциал и представлена модель системы скоординированного взаимодействия сфер услуг «курортно-туристская - пассажирская автотранспортная» в РКА; предложен экономико-математический показатель «интегральный экономический эффект», суммарно структурированный операционными эффектами от функционирования интегративной бизнес-системы ПАТО в РКА. Проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что одним из эффективных способов решения проблемы обеспечения роста конкурентного и комплексного развития сервисной инфраструктуры региональных курортных агломераций является использование предлагаемой автором концепции, которая имеет важное социально-экономическое значение, поскольку вносит существенный вклад в развитие поведенческой экономики региона, обеспечивает повышение эффективности системы управления пассажирскими перевозками и качеством автотранспортных услуг в сезонно-циклических условиях РКА. Полный текст статьи в переводе на английский язык публикуется во второй части данного выпуска.
Вопросы повышения качества судебно-экспертной деятельности (СЭД), надлежащего и эффективного управления ею, в последнее время все чаще являются предметом научного исследования, поскольку необдуманный подход к организации СЭД способен привести к негативным последствиям. Автор обозначает организационные основы судебно-экспертной деятельности как часть судебной экспертологии, анализирует соотношение теории управления и судебной экспертологии, определяет специфику СЭД как объекта управления. Рассматривая основные современные доктринальные разработки и выделив аспекты, оказывающие существенное влияние на генезис судебно-экспертной деятельности, автор приходит к выводу о фактическом формировании частной теории управления СЭД. В статье предложены основные элементы теории управления судебно-экспертной деятельностью, в частности даны определения предмета и объекта, обозначена примерная структура теории управления.
В статье исследуется процедура управления рисками с учетом лавинообразного течения процессов в условиях реальных изменений в процессах организации на примере наступивших на предприятии событий. Закреплено понятие лавинообразных процессов и даны рекомендации по управлению такими процессами.