Статья посвящена исследованию становления и развития системы высшего образования в Китае: от периода древних царств до наших дней. Источниковой и теоретической основой исследования послужили исторические материалы, нормативно-правовые документы, статистические данные, работы ведущих ученых, исследовавших генезис системы высшего образования и различные аспекты её управления. Цель исследования состояла в изучении процесса эволюции системы высшего образования, анализе основных принципов управления, которые сформировали вектор её современного развития. Задачи исследованиявыявить факторы модернизации системы высшего образования, очертить этапы его исторического развития. Передовая система высшего образования Китаяуникальный феномен, изучить который пытаются ученые и исследователи различных сфер и направлений. Феодальный строй, господствовавший более двух тысяч лет, политика изоляционизма, отрицание «западной» науки и запоздалое открытие образовательных учреждений нового типа, опиумные и колониальные войны, внутренние противоречия, многомиллионное население и отсутствие равных возможностей получения образования, социальная дифференциация - факторы, обусловившие необходимость решительных действий в вопросах строительства и ускоренной модернизации системы высшего образования Китая. В статье утверждается, что развитие образования и науки с глубокой древности выступало приоритетной задачей государства, а благополучие китайского народа - его ключевой целью. Делается вывод о том, что наличие высшего образования - шаг к стабильности и благополучию не только для населения, но и для государства, поскольку высокообразованные квалифицированные кадры - опора нации и государства, гаранты его эффективного управления и процветания.
Предметом исследования является процесс управления сложными социальными системами, объектом исследования - эффективность управления и её повышение за счёт использования обратной связи. Отсутствие обратной связи является одним из наиболее существенных недостатков любой системы управления. В то же время, большинство систем социального управления, такие, как системы муниципального и государственного управления, в полноценном понимании таких систем не имели. Это определялось, в первую очередь, техническими проблемами, а именно, отсутствием средства оперативного сбора и обработки больших объёмов слабоформализованной информации. В настоящее время, с появлением технологий обработки больших данных Big data, появилась возможность реализации данных требований. Соответственно, актуальной стала выработка требований к таким системам, обоснование требуемых параметров, структуры и характеристик обратной связи. Для этого в статье предложено использовать методы математического моделирования, с описанием модели в терминах теории автоматического управления. На основе анализа особенностей управления сложными человеко-машинными системами синтезированы предложения по организации обратной связи для повышения устойчивости управления ими. С использованием общенаучных методов анализа и синтеза, в статье сформулированы основные принципы организации обратной связи в социальных системах управления. Основным выводом является возможность внедрения технологий обратной связи в системы муниципального и государственного управления, а также их положительного влияния на функционирование системы управления. Основными научными результатами, изложенными в статье, можно считать выводы по оценке эффективности реализации обратной связи. Авторами обоснованы требования к компонентам обратной связи, их влияние на устойчивость и эффективность управления. Разработанные в статье положения могут повысить эффективность функционирования систем муниципального и государственного управления. С учётом турбулентности современного мира, использования деструктивных социальных технологий в рамках «гибридного» противоборства, предложенные методы могут обеспечить повышение устойчивости и эффективности системы управления, обеспечивая устойчивость государства в целом.
Темой исследования являются все более востребованные в настоящее время для безопасной морской деятельности системы динамического позиционирования и низкоскоростного маневрирования.
Отмечается, что широкое применение системы динамического позиционирования находят не только в нефтегазовой промышленности, но также и на судах снабжения, баржах и буровых установках, океанских лайнерах и грузовых судах.
Разработка и анализ систем управления для эффективной работы системы управления судном с динамическим позиционированием требует использования его математической модели, на основе которой производится исследование синтезированных систем управления.
В статье предлагается для моделирования общая структура системы управления судна с динамическим позиционированием. Система управления представлена совокупностью объекта управления (в данном случае морского судна), задающего устройства, устройства управления (контроллера), а также информационно-измерительной системы.
В статье рассмотрена математическая модель плоскопараллельного движения судна, описывающая движение судна в трех обобщенных координатах: поступательное продольное движение, боковой снос и рыскание. В качестве примера рассмотрены два типа судов с различными движительными системами: суда, оснащенные двумя кормовыми азимутальными винторулевыми колонками и носовым туннельным подруливающим устройством, и аналогичные суда, оборудованные носовой винторулевой колонкой. Упоры, формируемые движительными устройствами судов, определяются посредством связи с обобщенными силами и моментами через матрицу тяги для соответствующей кинематической схемы.
Приведенные движительные схемы обеспечивают возможность удержания судна в режиме динамического позиционирования. Описание математических моделей представлено в виде векторно-матричных нелинейных дифференциальных уравнений. Используемый для представления математических моделей судов математический аппарат позволяет использовать модели для синтеза и моделирования систем управления.
Приведены структура программной реализации системы управления, выполненная в среде Matlab, описание разработанных модулей и результаты моделирования.
В статье предложен метод представления и исполнения логики системы управления технологическим процессом палетизации коробок в виде конечного автомата, реализованного средствами реляционной модели данных и языка SQL. Целью исследования является разработка инженерного подхода, обеспечивающего формализованное, масштабируемое и конфигурируемое описание дискретной логики управления, пригодное для интеграции с цифровыми производственными платформами. Каждое состояние автомата реализуется в виде таблицы базы данных с управляющими сигналами и флагом активности, а переходы задаются через условия и исполняются с помощью SQL-триггеров. Такая архитектура позволяет управлять логикой процесса непосредственно в структуре данных, без привязки к программному коду контроллера, обеспечивая прозрачность, адаптируемость и возможность верификации поведения системы. Предложенный подход успешно описывает как штатные, так и аварийные сценарии палетизации, включая взаимодействие роботов, конвейера и системы машинного зрения. Реализация была протестирована на производственном стенде и подтвердила устойчивость и гибкость модели. Сравнение с традиционными средствами проектирования логики показало, что применение реляционной модели и SQL-автомата упрощает модификацию, поддержку и интеграцию системы управления в цифровую инфраструктуру предприятия.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с возможностью автоматизации терминально-складского комплекса (ТСК). Приводятся основные этапы для реализации проекта по автоматизации объекта исследования. На основании существующей технологии работы детально описываются технологические операции комплекса и приводится схема всех функциональных зон. С учётом применения уникальной маркировки грузовых единиц с помощью QR-кода рассматривается алгоритм сквозного прослеживания единиц с товаром - картонных упаковок с момента прибытия до момента отправления грузов. Детально исследуются процессы автоматизированной сортировки и пакетирования продукции. Сортировка продукции осуществляется с использованием инструментов для сканирования QR-кода с каждой упаковки, благодаря чему появляется возможность автоматического учёта выходящего потока, распределения упаковок по способу доставки с помощью распределительного конвейера, а также преобразование данных с QR-кода в задачи кинематики для последующей операции пакетирования. Приводится пример генерации QR-кода. Пакетирование продукции осуществляется с помощью напольного пакетоформирующего автомата с манипулятором. В статье представлена конструктивная схема пакетоформирующего автомата, в частности, манипулятора; схема управления манипулятором. На основании исследуемого технологического подхода запроектирована пооперационная последовательность процессов сортировки и пакетирования в едином последовательном отображении, которая позволяет приступить к разработке программного обеспечения по автоматизации ТСК.
Введение. Многоплановость и амбициозность решаемых в настоящее время строительной отраслью задач указывают на необходимость нового трактования их постановки, особенно относительно обеспечения научного лидерства и технологического суверенитета. В подобной логике возможно рассматривать отраслевой научно-производственный комплекс (ОНПК) как систему с диссипативной организационной структурой. Приведено определение диссипативных организационных структур, указаны их свойства и место в организационно-экономическом механизме управления ОНПК. Проведенные исследования позволили показать перспективы применения диссипативных структур в системе управления строительством, сформулировать рекомендации по их формированию и функционированию.
Материалы и методы. Решение задач исследования предполагает системный подход к рассмотрению управления ОНПК, использование положений теорий жизненного цикла, логистики регулирующих воздействий, а также методов структурно-функционального анализа, дедукции и индукции. Методологической основой, помимо указанных инструментов исследования, послужил научный задел, сформированный отечественными и зарубежными учеными по данной проблематике.
Результаты. Установлены особенности формирования и функционирования систем управления ОНПК, терминологически идентифицированы диссипативные организационные структуры, определены их свойства, а также возможности использования в системе ОНПК, даны базовые положения организационно-экономического механизма функционирования подобных комплексов на основе диссипативных структур, для которых детерминирована эффективность применения, показаны перспективы использования диссипативных структур в системе управления строительством, сформулированы рекомендации по их формированию и функционированию.
Выводы. Отраслевой научно-производственный комплекс можно рассматривать как систему с диссипативной организационной структурой. В данном случае основной акцент управления - это не поиск равновесия системы, а обеспечение развития во многом за счет ее самоорганизации. Подобное представление ОНПК будет способствовать повышению его результативности.
Управление развитием инфраструктурного обеспечения любого объекта представляет собой процесс формирования комплексного видения деятельности объектов в их взаимосвязи и взаимодействии с множеством элементов внешней среды. Авиационная инфраструктура Арктической зоны России представляет собой макроэкономическую систему, в которой управленческая деятельность должна иметь широкие возможности к восприятию обратной связи от управляемых элементов. В отсутствии этой связи регулярно возникают многие несогласованности. В этой связи исследование методов управления развитием современной авиационной инфраструктуры движения по Северному Морскому Пути в Арктике является приоритетной задачей в реализации крупных федеральных проектов, утвержденных до 2035 года, направленных на развитие Арктической зоны России и страны в целом. В работе произведена группировка методов управления развитием авиационной инфраструктуры движения пассажиров и грузов по Северному Морскому Пути, необходимая для осуществления выбора метода управления, позволяющего обеспечить рациональное построение отношений между субъектом и объектом управления.
Рецензия посвящена монографии Е. А. Гунаева (Калмыцкий научный центр РАН) «Национальные автономии Юга России в советский период: территориальное устройство и система управления (на примере Калмыкии)» (Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 400 с.). Монография написана на основе широкого круга источников и литературы, включая 30 дел 6 фондов 3 государственных архивов, 425 публикаций документов и исследований. Е. А. Гунаев выделил три этапа в изменении административно-территориального устройства и системы управления в национальных автономиях Юга России: 1920–1943 гг., 1944–1976 гг., 1977–1991 гг. Каждый этап представлен в отдельной главе монографии. Автор предложил историко-правовой анализ рассматриваемых проблем с упором на изучение нормативно-правовых аспектов. Значительный интерес представляет исследование проблемы правопреемственности между национальными автономиями, воссозданными после реабилитации репрессированных народов, и их национально-государственными образованиями до принудительного выселения. Е. А. Гунаев разграничивает категории континуитета, правопродолжательства и правопреемства, анализирует возможности их использования в рамках рассматриваемого вопроса.
Для успешного функционирования экономики любой страны требуется грамотное управление ее транспортным комплексом, в т. ч. и инфраструктурой морского транспорта. В этих целях авторами рассмотрена структура транспортного комплекса Российской Федерации с позиций субъектов и объектов управления и выявлены их особенности. Определены основные элементы инфраструктуры морского транспорта, действующие на территории морского порта. Разработана концепция построения системы управления предприятием морского транспорта, в основе которой лежат три компонента: принципы менеджмента, положения институциональной теории и принципы процессно-ориентированного управления. Установлены проблемные аспекты этих компонентов для транспортного комплекса Российской Федерации. Определено, что для успешного внедрения предлагаемой концепции необходимо разработать новую систему оценки эффективности деятельности предприятий морского транспорта.
В статье рассматривается сложная динамика отношений между Пакистаном и Афганистаном после возвращения к власти движения Талибан в августе 2021 г. На фоне первоначальных надежд на стабилизацию и экономические перспективы в Афганистане росла обеспокоенность Исламабада ситуацией в этой стране по мере того, как система управления при талибах противоречила международным нормам, особенно в сфере прав человека и женщин. Исторический опыт недоверия, пограничные споры, а также пакистанская концепция «стратегической глубины» применительно к Афганистану еще более осложняли отношения между двумя странами. Еще одним источником напряженности стала активизация «Техрик-э-Талибан Пакистан»: Пакистан требует от афганских талибов противодействия этой вооруженной группировке, ведущей операции в т. ч. с территории Афганистана. Несмотря на обещания талибов бороться с ней, в этой сфере удалось достигнуть лишь ограниченного прогресса, что ведет к росту разочарования со стороны Пакистана и других соседей, прежде всего Китая. В заключении делается вывод о необходимости более нюансированных подходов к этим давним проблемам, включая посредничество третьих сторон в их решении, и к укреплению стабильности в регионе.
В статье обосновывается применение методов проектного управления при решении проблем агропромышленного комплекса Российской Федерации в условиях воздействия санкций. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы, метод структурного анализа и метод обобщения данных, графический метод. По результатам проведенного исследования были выявлены объемы производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции; объемы государственного финансирования агропромышленного комплекса Российской Федерации по горизонту 2015/2023 годов и осуществлен анализ динамики данных показателей. Определены ключевые проблемы агропромышленного комплекса Российской Федерации в условиях санкций, связанные с транспортно-логистическими, финансовыми, технологическими, снабженческо-сбытовыми и торговыми ограничениями со стороны стран ЕС, стран G7 и ряда их союзников, разрушающими международную интеграционную кооперацию производственно-хозяйствующих субъектов АПК России со странами мирового сообщества. Сделан вывод о том, что использование методов проектного управления в рамках решения проблем АПК России, ограниченных временными рамками, ресурсами и достижениями конкретных целей - структурирует и систематизирует планирование, организацию, реализацию и контроль управления для предприятий АПК всех категорий, сокращает потери производственно-хозяйствующих субъектов в процессе ведения деятельности в условиях неопределенности, угроз и рисков, и тем самым увеличивает эффективность применяемых принципов, техник, инструментов, методов, процессов и процедур в процессе освоения бюджета специалистами системы управления, направленного на решение проблем в рамках успешного достижения целей агропромышленного комплекса.
Актуальность. Исследование системы управления движением безэкипажного катера актуально благодаря своему потенциалу для повышения экономической эффективности, безопасности и экологичности морской индустрии. Развитие таких технологий соответствует глобальным трендам цифровизации и автоматизации, а также стратегическим интересам государства. Исследование в этой области способствует созданию инновационных решений, которые могут быть применены в различных отраслях, от логистики до национальной безопасности.
Цель. В статье рассматриваются характеристики системы управления движением безэкипажного катера, разработка структурной схемы моделирования управляемого движения, а также получение результатов, которые могут быть использованы при проектировании конкретного безэкипажного катера.
Методы. В рамках исследования были использованы линейные и нелинейные функции управления движением катера, а также разработаны и преобразованы в структурные схемы математические модели.
Результаты. В процессе работы проанализированы характеристики системы управления безэкипажного катера.
Выводы. В результате исследования были разработаны математические модели системы управления движением безэкипажного катера, которые могут быть использованы при проектировании конкретного безэкипажного катера.