Авторы предлагают технологию моделирования художественной реальности («неурока»). Технология строится на погружении в образный слой изучаемого материала, его эмоционально-смысловом освоении-преобразовании, реализует сотворческий диалог педагога и ученика. Основа технологии: решение образной (метафорической, художественной) задачи, вхождение в образ по образной ассоциации с переживанием, которое он провоцирует. Ключевые черты этой технологии: образность, диалог, авторство. Результат – рождение образа нового знания (артефакта) и авторской, личностной позиции «Я−автор», способный моделировать свою образную реальность – в диалоге и согласии с собой, другими и окружающим миром. Технология «неурока» реализует личностный компонент содержания образования.
Юбилейная статья посвящена научно -педагогической деятельности выдающегося отечественного дидакта, доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Селиверстовой. В статье изложены основные направления исследований Е. Н. Селиверстовой (реализация развивающей функции обучения, формирование познавательного опыта школьников, познавательная, исследовательская, игровая, проектная деятельность в обучении, отбор содержания образования, оценка качества образования), освещена её педагогическая, организаторская деятельность.
Дидактическая система «учитель-ученик» - слабоструктурированный и плохо формализуемый объект, функционирующий в условиях неопределенности и недостатка информации. Его изучение требует сочетания методов качественного, математического и компьютерного моделирования. В статье рассмотрены: 1) линейная и нелинейная модели системы «учитель-ученик»; 2) многокомпонентная модель усвоения логически несвязанной информации; 3) модель усвоения логически связанной информации; 4) модель усвоения и забывания частично связанного материала; 5) модель, учитывающая зависимость степени понимания от быстроты поступления учебной информации. Полученные графики показывают изменение количества знаний ученика во время обучения и забывания. Правильность предложенных моделей подтверждается тем, что их отклик на изменение параметров и входных величин соответствует объективно существующим закономерностям учебного процесса.
Статья посвящена анализу затруднений учителей школ в организации процесса обучения в условиях цифровой трансформации общего образования. Актуальность данного анализа обусловлена наличием противоречий между существенным объемом дидактического знания, накопленным на данный момент в отечественной и зарубежной педагогике, и объективными и субъективными переживаниями педагогов, связанными с ощущением сложности применения этого знания на практике. Вызовы цифровой эпохи только усугубляют данные тревоги. Целью представленного исследования является анализ дидактических затруднений педагогов, обусловленных влиянием на учебный процесс вызовов цифровой трансформации жизни и отсутствием эффективного ответа на данные вызовы в традиционных, привычных, хорошо освоенных и ранее результативных педагогических средствах. В исследовании определены ключевые характеристики дидактических затруднений педагогов, обосновано их разделение на устойчивые и ситуативные. Сформулирована идея о том, что дидактические затруднения являются не столько препятствиями, сколько задачами практической деятельности, расширяющими границы возможностей организации процесса обучения в новой социокультурной ситуации. Исследование базируется на интеграции положений парадигмального и компетентностного подходов. Методами исследования стали теоретический анализ дидактических публикаций и анкетирование с помощью онлайн-сервисов 190 педагогов школ г. Ярославля и Ярославской области. По результатам исследования сделан вывод о направлении поиска дидактических решений не в сторону использования цифровых ресурсов и технологий для обучения, а в сторону поиска новых способов обучения человека, обладающего характеристиками «расширенной личности», привыкшей делегировать часть своих когнитивных функций цифровым средствам.
Анатолий Федорович Кони - выдающийся юрист России, гуманист и этик - посвятил свою жизнь российскому народу. Образование и литературный дар позволяли ему заниматься популяризацией знаний в форме научно-популярных работ и докладов, в стенах учебных заведений, в общественных организациях, парламенте, на страницах различных изданий. В исследовании популяризаторской деятельности Кони использован системный подход. Широкий обзор популяризаторской деятельности Кони является научно новым и позволяет достичь цели формирования представлений о масштабе научной пропаганды А. Ф. Кони. Безупречный высокоморальный «этический» характер Кони через его труды влияет на юристов современной России, его идеи проникли в процессуальные кодексы нашей страны, его представления о сочетании законности с моралью находятся в основе преподавания права, а идея постепенной модернизации с соблюдением принципов морали и законности влияет на современную политическую систему России.