Данное исследование посвящено комплексному анализу приграничного экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В работе подробно рассматриваются ключевые направления взаимодействия в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, трудовых отношений, финансово-расчетных механизмов, технологического обмена, энергетического сотрудничества, а также вопросы развития совместных экономических зон и трансграничных проектов. Особое внимание уделено анализу функционирования транспортных коридоров, роли рублевой платёжной системы и цифровизации финансовых операций, механизмам адаптации к международным санкциям, а также влиянию геополитических факторов на устойчивость и динамику сотрудничества. Цель исследования - выявление современных тенденций, факторов устойчивости и проблем развития двустороннего сотрудничества в условиях международных санкций. Для анализа применена комплексная методология, включающая системный и сравнительный анализ официальных статистических данных, двусторонних соглашений, документов международных организаций и открытых источников. Использованы экономико-статистические методы, контент-анализ и экспертная оценка политико-экономической ситуации. Получены новые данные о взаимосвязи развития транспортной инфраструктуры и экономических процессов в приграничных регионах. Установлена значимость рублевой платёжной системы и цифровых финансовых технологий для устойчивости двусторонних расчетов. Выявлено, что трудовое и технологическое сотрудничество способствуют повышению производительности и модернизации региональных экономик. Подтверждена стратегическая роль поставок нефти и нефтепродуктов для экономической стабильности КНДР. Результаты исследования имеют практическую значимость для государственных органов и региональных администраций при разработке мер по укреплению экономического взаимодействия и повышению устойчивости приграничных регионов. Рекомендовано активизировать развитие транспортных проектов, расширять финансовое сотрудничество и внедрять инновационные технологии для повышения эффективности и прозрачности взаимодействия. Новизна работы заключается в комплексном исследовании влияния санкционного давления на приграничное сотрудничество России и КНДР, выявлении новых адаптационных механизмов и конкретных факторов, обеспечивающих устойчивость и развитие двусторонних отношений.
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации оптимального управления железнодорожным транспортом. Показана роль транспорта в организации национального экономического развития и международной торговли. Проанализированы основные особенности истории железнодорожной системы Республики Беларусь, ее стратегический и геополитический потенциал, а также трудности и вызовы, с которыми она столкнулась, начиная с середины XIX века. Рассмотрены экономические и географические факторы формирования железнодорожной сети в белорусских губерниях.
В статье обсуждаются вопросы обеспечения информационной и экономической безопасности, являющиеся одними из важнейших качественных характеристик логистических систем, определяющих способность соблюдать в процессе товародвижения установленные параметры материальных потоков при внедрении современных информационных систем и технологий. Проводится анализ современных рисков и угроз, характерных для развития цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. Исследуются ключевые факторы обеспечения экономической безопасности и их значение в логистике с точки зрения обеспечения оперативного контроля за соблюдением установленных ключевых показателей товародвижения. Затрагиваются вопросы обеспечения параметров товародвижения в рамках установленных пороговых значений с целью достижения оптимальности функционирования товаропроводящей системы и обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия всеми необходимыми ресурсами. Исследуются логистические системы на предмет эффективной организации и управления материальными потоками, направленных на обеспечение надежности функционирования и реализации стратегии хозяйственных субъектов. Обосновывается необходимость использования современных цифровых технологий для повышения уровня экономической безопасности в логистических системах и обеспечения прозрачности, контролируемости и прослеживаемости материальных потоков в сфере товародвижения. При этом сам факт цифровизации процессов доставки грузов рассматривается с позиции экосистемной парадигмы и платформенной концепции. Обосновываются закономерности трансформации традиционных логистических операторов в провайдеров цифровых логистических услуг. Разработана модель киберфизической экосистемы в логистике, обеспечивающей сквозное управление бизнес-процессами и обмена данными в процессе товародвижения.
В условиях стремительного роста объёмов грузоперевозок и усложнения логистических процессов особую актуальность приобретает внедрение интеллектуальных технологий, способных адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка. Одним из таких решений является применение методов машинного обучения на графах для построения рекомендательных систем в логистике. Целью данной работы является исследование возможностей персонализированных графовых моделей, предназначенных для оптимизации логистических процессов за счёт более точного подбора маршрутов, перевозчиков и сопутствующих услуг с учётом индивидуальных предпочтений участников логистической цепочки. В работе исследуется применение графовых методов машинного обучения для построения рекомендательных систем в сфере транспортной логистики с учётом индивидуальных предпочтений пользователей. Предложен подход к персонализации графовых моделей на основе интеграции пользовательских характеристик и динамического пересчёта весов связей в графе. Разработанная модель позволяет оптимизировать логистические процессы, повышая релевантность рекомендаций по выбору маршрутов и перевозчиков. Эффективность предложенного метода подтверждена экспериментальными результатами на реальных данных: достигнуты значения Precision 88 %, Recall 81 % и NDCG 0,94. Представленные результаты демонстрируют преимущества разработанной системы по сравнению с традиционными методами логистического планирования в условиях динамически изменяющейся среды.
В статье выполнен сравнительный анализ и оценка транспортной инфраструктуры и логистического обеспечения межправительственной организации «Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика». Объектом исследования является базовый состав и расширенный в 2024 г. состав членов данной организации. Показателями анализа являются три глобальных индекса, рассчитываемые международными организациями с целью составления глобальных рэнкингов стран по уровню развития транспорта и логистики: индекс развития логистики, индекс устойчивости грузоперевозок и оценка развития транспортной инфраструктуры в индексе глобальной конкурентоспособности. Анализ сделан также по компонентам глобальных индексов. Выполнен детальный анализ и составлен профиль стран по компонентам каждого индекса. Для оценки общего состояния транспорта и логистики блока рассчитаны индекс организации как среднее значение стран-членов. Дисперсионный анализ установил наличие взаимосвязи и согласованности в оценках индексов. В результате анализа установлено значительное различие в уровнях развития транспорта и логистики стран - членов межправительственного объединения. В блоке лидером рэнкингов по транспорту и логистике являются Объединенные Арабские Эмираты. Транспорт и логистика Российской Федерации соответствуют средним оценкам по объединению. Показатели развития транспорта и логистики исследуемой межправительственной организации значительно уступают лучшему достигнутому мировому уровню. Автор предлагает рассматривать выявленное отставание как потенциал для роста и качественного улучшения экономики государств на основе модернизации транспортной инфраструктуры и цифровизации логистики.
Необходимость устойчивого развития сектора транспорта признана на международном уровне и обусловлена достижением глобальных целей в области устойчивого развития. Международная конференция по торговле и развитию Организации Объединенных Наций является организацией, направляющей и отслеживающей развитие грузового транспорта стран и мира. Цель статьи - рассмотреть методологический подход данной организации к определению и оценке устойчивости грузовых перевозок как сектора экономики страны и сделать анализ позиции Российской Федерации в международном рэнкинге устойчивости грузовых перевозок. В статье представлена мировая концепция по устойчивым грузоперевозкам, ее ключевые идеи, аспекты и факторы устойчивого развития транспорта. Раскрыто содержание методики определения и расчета индекса устойчивости сектора грузовых перевозок. Сделан вывод о недостатках действующей международной методики, в особенности недостаточном наборе показателей, и о необходимости ее совершенствования. Проанализированы значения индекса устойчивости сектора грузовых перевозок, присвоенного транспортному сектору России, и места страны в международном рэнкинге по этому индексу. Автор выполнил сравнение оценок России по категориям устойчивого развития транспорта и установил приближенность оценок российского транспортного сектора к среднемировому уровню, а также явное отставание от уровня развитых стран. Присутствует дисбаланс в структуре устойчивости транспорта и диспропорции в развитии видов транспорта. Наиболее проблемным станет переход на устойчивое развитие автомобильного транспорта. Следует ожидать сложностей для повышения позиции России в рэнкинге в части транспортной инфраструктуры и транспортных затрат.
В настоящее время индустрия контейнерных перевозок активно развивается благодаря внедрению новых технологий и современных информационных систем. Они позволяют оптимизировать процессы управления цепочками поставок и автоматизировать транспортно-логистические процессы, что в свою очередь повышает эффективность управления. При этом, одной из важных задач при планировании интермодальной перевозки является выбор оптимального маршрута, что напрямую влияет на стоимость и скорость доставки груза. Для ее решения необходимо разработать инструмент, с помощью которого будет возможно оперативно анализировать все сценарии перевозки, выбирать оптимальный маршрут и предлагать его клиенту. В статье рассматриваются существующие методы машинного обучения, применяемые для оптимизации маршрута транспортных средств. Основная цель данной статьи заключается в исследовании разработанных решений для их дальнейшего применения в транспортно-логистических процессах. Внедрение изученных инструментов поможет участникам транспортно-логистического рынка эффективно сопоставлять инфраструктурные возможности с возникающим спросом на перевозки.
Внешние факторы требуют от логистики поиска новых решений для оптимизации процесса перевозок и снижения себестоимости услуг. В эпоху цифровизации платформенные экосистемы могут помочь компаниям снизить себестоимость и оптимизировать основные бизнес-процессы в области транспортной логистике. В статье рассмотрены понятия платформы и экосистемы, типы экосистем. На примере транспортной отрасли логистики показаны функционирующие на рынке платформенные экосистемы. Сделан анализ эффективности использования экосистем для заказа транспортных услуг
Организация транспортно-экспедиционных услуг является важным аспектом современного бизнеса, поскольку она напрямую влияет на эффективность логистических процессов и, как следствие, на конкурентоспособность компаний. Объектом данного исследования выступает организация транспортно-экспедиционных услуг, которая охватывает широкий спектр процессов, связанных с перевозкой грузов, управлением логистическими цепями и взаимодействием с различными участниками рынка. Предметом исследования являются процессы и методы, используемые в организации транспортно-экспедиционных услуг, что позволяет глубже понять механизмы, влияющие на их эффективность.
Цифровизация логистики стремительно трансформирует инфраструктуру и логистический комплекс по перевозке сборных грузов в международном сообщении. В данной статье рассматривается, в чём конкретно заключается влияние цифровизации на инфраструктурно-логистический комплекс и какой потенциал имеет его будущая трансформация. Внедрение цифровых услуг, таких как искусственный интеллект, Интернет вещей, беспилотные транспортные средства, автоматизированные складские системы, большие данные и технология блокчейн в логистику, может значительно повысить эффективность, снизить затраты и повысить прозрачность цепочки поставок. В статье приведен расчет эффективности внедрения цифровых сервисов в комплекс перевозки сборных грузов для иллюстрации потенциальных преимуществ. Однако внедрение цифровых услуг в логистику требует значительных инвестиций, новых навыков и изменений в традиционных бизнес-моделях. Статья завершается обсуждением проблем и возможностей логистических компаний в адаптации к цифровизации и трансформации своей деятельности для удовлетворения будущих потребностей по организации международных перевозок сборных грузов.
В логистике существует проблема поддержания оптимального уровня запасов в многоуровневых сетях поставок. Одной из частных задач в рамках данной проблемы является задача о ритмичных поставках. В данной статье рассмотрены содержательная постановка задачи о ритмичных поставках товаров на региональный склад, показано, что данная задача является задачей квадратичного программирования, и дана ее математическая постановка, а в практической части показан пример ее решения в среде MATLAB.
Цель работы исследование применение информационного каскадирования в управлении перевозочными процессами. Исследуется модель «сложные перевозки». Она включает мультимодальные перевозки, интермодальные перевозки, перевозки внутри мегаполиса и в пригородах мегаполиса. Для сложных перевозок характерно большое количество разнородной информации. такой информационный комплекс часто исключает применение алгоритмических методов для управления. информационное каскадирование относится к методам поддержки принятия решений. Это множественный эвристический метод, уменьшающий индивидуальные ошибки и не рациональные альтернативы. Показано различие проектной каскадной моделью и информационным каскадом. Описаны два направления применения информационного каскада. Информационное каскадирование позволяет вырабатывать более надежный план перевозок и накапливать опыт реализации перевозок в сложных условиях.