В ситуации внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, ограничения ее доступа к мировым рынкам товаров, услуг и капиталов возникает проблема несоответствия спроса и предложения на них в условиях внутреннего рынка. Для успешного решения данной проблемы становится необходимой структурная перестройка экономики страны, для осуществления которой требуется рассмотрение макроэкономических пропорций. Цель исследования заключается в изучении структурных пропорций в экономике Российской Федерации, которые связаны с ее секторальной и отраслевой структурами, для количественной и качественной оценки экономического развития. Методологической основой исследования являются теория секторов и концепция отраслевой структуры экономики. Для достижения поставленной цели исследование проводится по установленным стадиям, последовательно дающим соответствующие результаты. На первой стадии оцениваются пропорции между тремя основными секторами экономики: сельским хозяйством, промышленностью и услугами в рамках экономики Российской Федерации за период с 1991 по 2022 г. На второй стадии изучаются межотраслевые пропорции экономики страны на основе таблиц «затраты – выпуск» за 2011 и 2016 гг., охватывающих 16 видов экономической деятельности (разделы А–Р по классификатору ОКВЭД-2007). На этой же стадии с помощью статистических данных по валовой добавленной стоимости анализируется структура валового внутреннего продукта Российской Федерации за 2016–2022 гг. (разделы А–Т по классификатору ОКВЭД2). На основе проведенного анализа на третьей стадии исследования формулируются соответствующие выводы. Авторы статьи утверждают, что в условиях беспрецедентного санкционного давления необходим более интенсивный рост отечественной экономики, изменение ее межотраслевой и технологической структуры через развитие обрабатывающих производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной продукции с использованием различных видов инноваций.
В данной статье рассматривается черноморский вектор политики Болгарии после вступления страны в Европейский союз. Расширение ЕС на Восток в 2007 году изменило восприятие Черноморского региона как ключевого стратегического пространства, включая отношение самого Союза. Принятие Болгарии и Румынии в ЕС придало Черному морю статус «европейского моря», превратив его в восточную границу Союза. Это изменение подчеркнуло значимость региона в контексте европейской политики и безопасности. В статье анализируются основные направления внешней политики Болгарии в Черноморье, включая укрепление трансграничного сотрудничества, интеграцию в евроатлантические структуры и обеспечение морской и энергетической безопасности. Цель исследования заключается в определении роли и места Болгарии в регионе. Работа основана на анализе официальных документов и научных публикаций. В заключении делается вывод о возрастающей значимости Черноморского региона для Республики Болгария ввиду ее обязательств по защите внешних границ НАТО и ЕС, а также потенциала добычи энергетических ресурсов на континентальном шельфе. Официальная София рассматривает Черноморье в европейском и евроатлантическом контексте, стремясь углублять сотрудничество в области экономики, торговли и безопасности.
Проблемное поле политического взаимодействия стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) конструируется под воздействием актуализирующихся национальных приоритетов внешних политических игроков с учетом стратегического и ресурсного значения постсоветского пространства в целом. Акцентируется внимание на вкладе внерегиональных и транснациональных субъектов в развитие политического и экономического пространства ЕАЭС. Усиливается политическое присутствие США, а также западных и европейских государств в данном регионе. В данном контексте речь идет о пересечении и конкуренции геостратегических, политических, экономических и иных целей действующих политических участников в рамках межгосударственного обмена. С одной стороны, это создает некоторые дополнительные факторы и механизмы проявления и расширения конфликтогенных прецедентов, с другой стороны, это обусловливает появление качественно новых возможностей для раскрытия специального политического потенциала, упрочения статусно-ролевых позиций, налаживания двусторонних и многосторонних связей и т. д. В конечном итоге создаются реальные предпосылки для трансформации символической природы и деятельностного значения ЕАЭС в контексте внутриполитических и наднациональных процессов. В этом смысле интересны концептуальная основа и инструментарий американских медийных изданий в направлении актуализации политической повестки США в отношении стран ЕАЭС. Проанализированы идейно-смысловые и технологические особенности публикаций The Washington Post на тему политических отношений США и других внешнеполитических акторов с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизией и Арменией. В результате определено, что политическое участие США в данном регионе выстраивается в фокусе создания сдерживающих факторов стабилизации политико-экономического партнерства стран-участниц ЕАЭС в рамках концепта «большой Евразии». Имеющийся институциональный и функциональный потенциал постсоветских государств используется с целью негативизации политико-региональной роли и усиления геополитического противодействия Российской Федерации и КНР. В частности, наиболее часто публикуемыми темами применительно к политической проблематике ЕАЭС являются российское участие в специальной военной операции на украинской территории и внешнеполитическое участие зарубежных государств в основных процессах евразийской интеграции.
Статья посвящена рассмотрению особенностей административно-правового регулирования вопросов режимной организации и направлений реализации государственно-правовой политики в области физической культуры и спорта на примерах законодательства Российская Федерация и Республики Казахстан. При этом в сравнительно правовом ключе рассматриваются принципы и особенности государственной политики в области физической культуры и спорта, субъектный состав физической культуры и спорта. Подчеркивается, что государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия, обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения, принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Статья посвящена исследованию истории правового сопровождения процессов создания и функционирования на территории Республики Крым российских судебных органов в переходный период, который длился с 18 марта 2014 г. по 01.01.2015 г. В настоящей научной работе приведены нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, составляющие правовые основы вышеуказанных процессов, а также сферы их применения.
В статье исследованы порядок формирования федеральных судов соответствующей юрисдикции, их подведомственность и подсудность, особенности рассмотрения соответствующих дел, в т. ч. в первой и апелляционной инстанциях, финансовое и организационное обеспечение их деятельности в рассматриваемый исторический период и т. д. Работа содержит анализ определенных проблем осуществления деятельности судебных органов в Республике Крым, связанных с необходимостью взаимодействия норм российского и украинского законодательства в сфере осуществления правосудия именно в переходный период, и путей их преодоления. Рассмотрен вопрос применения общих правил преюдициальности в отношении судебных актов, принятых в Республике Крым в переходный период. Отдельно исследован порядок создания и деятельности мировых судов в Республике Крым в переходный период, их юрисдикция, требования к мировым судьям и т. д. Кроме того, в данной научной работе рассмотрено соотношение понятий «Правосудие», «Судебная власть» и «Судебная система».
В статье анализируются и оцениваются возможности США, Китая и России по созданию автономных систем военного назначения.
США, Китай, Россия и другие страны обладают большими возможностями по созданию автономных систем военного назначения. В то же время продолжается обсуждение проблемы гонки вооружений в области искусственного интеллекта на международном уровне.
Рассмотрение и анализ опыта управления разработками образцов вооружения и военной техники с использованием искусственного интеллекта в США и Китае предоставляют возможность его использования в интересах Российской Федерации.
В статье анализируются и оцениваются возможности США, Китая и России по созданию смертоносных автономных систем.
США, Китай, Россия и другие страны обладают большими возможностями по созданию смертоносных автономных систем. В тоже время продолжается обсуждение проблемы гонки вооружений в области искусственного интеллекта на международном уровне.
Только политическая воля руководства России, США и Китая может ограничить гонку вооружений с использованием искусственного интеллекта.
В данной статье автор рассматривает наиболее актуальные вопросы в сфере правового регулирования биомедицины и биотехнологий в ряде стран Европейского Союза, США и России. Поднимаются вопросы развития молодой отрасли права “биоэтика”, рассматриваются уникальные модели и выдвигаются предложения для имплементации наиболее подходящих мировых моделей в медико-юридическую сферу в Российской Федерации.
Цель. Выявить особенности развития российского суверенитета в современных условиях, произвести внутриполитическое измерение данного феномена.
Процедуры и методы. На основании политологического анализа современной ситуации рассмотрена эволюция российского суверенитета, охарактеризованы его основные виды. Рассмотрен спектр мнений российских и зарубежных исследователей по проблемам современного состояния суверенитета в Российской Федерации.
Результаты. Показана сложность и структурированность суверенитета, выделены его виды, интегрированные в системную сущность его качества. Особое внимание в статье уделено инновационным чертам суверенитета, вызванным к жизни турбулентностью современного переходного этапа развития человечества. Анализ российского суверенитета дополнен характеристикой актуального политологического дискурса и его отражения в текущей российской повестке.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для изучения современной российской политики.
В статье анализируются и оцениваются возможности США, Китая и России по созданию автономных систем военного назначения и подходы к разработке образцов вооружения и военной техники с использованием искусственного интеллекта. США, Китай, Россия и другие страны обладают большими возможностями по созданию автономных систем военного назначения. В тоже время продолжается обсуждение проблемы гонки вооружений в области искусственного интеллекта на международном уровне. Рассмотрение и анализ опыта управления разработками образцов вооружения и военной техники с использованием искусственного интеллекта в США и Китае предоставляют возможность его использования в интересах Российской Федерации.
В предложенной публикации проводится комплексное рассмотрение исторического пути изменения подходов (теоретических и практических) к определению принципов права и правотворчества и устанавливается характер эволюционного процесса в политико-правовой материи. На основе всеобщего диалектического метода, анализа и сравнительно-правового подхода обозначаются и раскрываются принципы права и правотворчества в зависимости как от уровня и степени обобщенности (специальные, отраслевые, межотраслевые, всеобщие), так и от специфики текущего или исторического этапа развития политико-правовой действительности, устанавливается содержание понятия «правотворчество» в непосредственной связи с близкими категориями, характеризуется правотворческий процесс и виды правотворчества. По ходу изложения материала автор устанавливает, что актуальное российское право строится на синтезе достижений основных концепций правопонимания - естественноправовой доктрины, позитивизма и реалистической школы права. Обозначается, что в течение последних лет принципы права в России эволюционируют на фоне неуклонной суверенизации отечественного политического и правового порядка. Дается определение правотворчества как целенаправленной деятельности компетентных органов по изменению, установлению или отмене правовых норм, являющейся высшей формой выражения процесса правообразования и составным элементом нормотворчества, устанавливается, что принципы правотворчества должны коррелировать с актуальными принципами права. В заключении статьи делается вывод о том, что эволюция принципов права и правотворчества носит нелинейный характер, она варьируется в зависимости от уровня развития каждого отдельного правопорядка и индивидуальных особенностей становления, функционирования и развития социума. На примере отечественного правопорядка автор показывает, что рецепция западноевропейских принципов права по мере укрепления независимости Российской Федерации на международной арене сменилась построением национального законодательства с учетом особого исторического пути страны и тех традиционных фундаментальных ценностей, которые имманентны единому многонациональному народу России.
В статье анализируются и оцениваются возможности США, Китая и России по созданию смертоносных автономных систем. США, Китай, Россия и другие страны обладают большими возможностями по созданию смертоносных автономных систем. В то же время продолжается обсуждение проблемы гонки вооружений в области искусственного интеллекта на международном уровне. Только политическая воля руководства России, США и Китая может ограничить гонку вооружений с использованием искусственного интеллекта.