СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ПРИМОРСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

Цель исследования - выявление наиболее острых проблем, связанных с рекреационным природопользованием приморских туристических территорий, и разработка рекомендаций по их решению или смягчению. Материалы и методы. Исследование охватывает наиболее популярные приморские территории России. Использован сравнительно-описательный метод, SWOT-анализ, метод дедукции для отражения его результатов, проведена оценка рекреационной емкости береговой зоны. Результаты и обсуждение. Развитие туризма в приморских регионах сдерживается несовершенством законодательства, опасными природными явлениями, неэффективным управлением, конфликтами природопользования в целом. Эффективное стратегическое планирование, в частности, развитие новых видов туризма способствует перераспределению туристических потоков в пространстве и во времени, что позволит снизить нагрузку на природные ландшафты и инфраструктуру. Необходимы конкретные меры законодательной поддержки новых видов туризма. Выводы. Для предотвращения негативных последствий ожидаемого роста туристического потока рекомендуется использовать механизмы стратегического планирования: комплексные оценки рекреационного потенциала, мониторинг антропогенной нагрузки, совершенствование нормативно-правовой базы.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ. ГЕОЭКОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Кулаковская Валентина Андреевна, САНИН А.Ю.
Сохранить в закладках
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (СППР) НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. АРХИТЕКТУРА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СППР В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ (2025)

Рассматривается роль систем поддержки принятия решений (СППР) в процессах управления организациями. Прослеживается путь СППР от простейших систем обработки данных до современных платформ. Обсуждаются ключевые принципы СППР, такие как принятие решений на основе данных, ориентация на пользователя и применение принципов системного дизайна. Рассматривается архитектура СППР, включая основные компоненты: системы управления базами данных (СУБД), системы управления моделями (СУМ), пользовательский интерфейс (UI) и компоненты управления знаниями. Анализируются типы архитектур, их преимущества, ограничения и подходы к проектированию СППР. Акцентируется внимание на применении СППР в разных секторах - от бизнеса и здравоохранения до городского планирования. В статье подчеркивается роль СППР в повышении эффективности, поддержке сложных решений и внедрению стратегических инициатив. Также рассматривается специальный тип СППР - нечеткие когнитивные карты и когнитивные системы, которые расширяют функциональность СППР путем моделирование сложных взаимосвязей и предоставление динамичных стратегий развития систем. В итоге СППР позиционируются как ключевые инструменты для управления сложными и изменяющимися аспектами современного процесса принятия решений, при этом постоянные инновации усиливают их стратегическую ценность и значимость.

Издание: ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Петухова Алина Владимировна, Коваленко Анна Владимировна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИИ (2025)

Сложность происходящих политических событий и ситуаций актуализирует вопросы поиска методологических и аналитических конструкций, способных объяснить политическую действительность. Политическая картина мира, находящая свой источниковый потенциал в политических формальных и неформальных институтах и отображающаяся в политическом сознании и действиях как лиц, принимающих решения, так и простых граждан, может служить исследовательской моделью для осмысления происходящих процессов. Целью статьи является исследование представленности в документах стратегического планирования России структурных элементов концепта «политическая картина мира» как понятийно структурированного образа, интерпретирующего происходящие общемировые и внутригосударственные процессы и содержащего представления о целевых направлениях политического, социально-экономического, экологического, технологического развития. В качестве методологической основы исследования выбраны системный и структурно-функциональный подходы и теория коммуникативного действия. Для анализа документов стратегического планирования применялись методы сравнительного анализа и контент-анализа. Система стратегического управления государства не только выступает в качестве механизма трансляции политических картин мира, но и включает в себя картиноформирующие политические институты. Политическая картина мира в системе стратегического планирования является, по сути, компенсаторным механизмом предотвращения конфликтов в глобальном пространстве взаимодействия различных картин мира.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): ИВАНОВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
Административные механизмы имплементации технологического прогнозирования в государственную технологическую политику: опыт Республики Корея (2025)

В статье выявлены основные меры и административные механизмы имплементации технологического прогнозирования в государственную технологическую политику, включающие государственные закупки инноваций, создание особых экономических зон, соглашения о свободной торговле, формирование сети знаний, подготовку кадров и развитие человеческих ресурсов, национальные стратегии, поддержку инновационных компаний. В работе проанализировано, каким образом указанные меры и административные механизмы реализуются в рамках технологической политики Республики Корея. В итоге представленные административные механизмы классифицированы с точки зрения их свойств: правовой и организационной составляющих, свободы или обязательности действий субъектов. Такая классификация может иллюстрировать возможные подходы к управлению технологической политикой и служить справочником для выбора государственными органами советующих механизмов к реализации в зависимости от принятых особенностей (культурных, управленческих, политических) в стране. Практическое применение вышеобозначенного перечня административных механизмов обусловлено необходимостью создания «базы» для адаптации и внесения изменений в проводимые государственные технологические политики с целью учета технологических прогнозов. Кроме того, изученный опыт Республики Корея может быть интересен для российской практики с точки зрения способов реализации административных механизмов.

Издание: КОНТУРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Выпуск: Том 18, №2 (2025)
Автор(ы): Шашков Артем Юрьевич, Веселитская Наталия Николаевна, Карташова Любовь Владиславовна
Сохранить в закладках
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОСТАВЛЕНИЮ РЕЙТИНГОВ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)

Введение. В настоящей статье автор рассматривает российскую систему высшего образования, которая организована в том числе как один из сегментов экономики знаний. Экономический взгляд предполагает, что обучающиеся и конкурирующие друг с другом образовательные организации должны наиболее эффективно обмениваться информацией. В качестве такого средства обмена критически важными сведениями на рынке образовательных услуг рассматриваются различные рейтинги, дается обзор основных рейтинговых систем, ключевых аспектов их методологии. Целью настоящей статьи является предложение подхода к построению рейтингов образовательных организаций высшего образования, составленных из трех взаимосвязанных уровней: вуза, направления подготовки (специальности) и образовательной программы.

Методы. В работе использованы инструменты моделирования, сравнительный анализ существующих рейтинговых систем. Предлагаемый подход опирается на методики расчета показателей в рамках форм официальной статистики (ВПО-1, ВПО-2), мониторинга системы высшего образования. Научная новизна исследования. Принципиальное отличие предложенного подхода от действующих рейтинговых систем состоит во введении иерархического принципа построения рейтингов, в котором обеспечена связанность разных рейтинговых уровней, последовательное влияние результатов одного уровня на другой. Данный принцип, по мнению автора, логически коррелирует с задачей, которую решает потребитель образовательной услуги, последовательно выбирая образовательную организацию, направление подготовки (специальность) и образовательную программу для обучения. Кроме того, группировка показателей в рейтинговой методике произведена по субъектному принципу, через акторов, взаимодействующих с вузом (абитуриент, студент, выпускник, преподаватель), а не по направлениям деятельности вуза, как это обычно реализовано в основных рейтинговых моделях (образовательная деятельность, научная деятельность, международная деятельность и т. д.). Таким образом, автором представлен результат систематизации существующих классификаций рейтингов и предложен свой оригинальный подход с многоуровневой классификацией, не только по показателям, но и по целевой аудитории.

Результаты. Предложена модель иерархически связанного семейства рейтингов трех уровней: вуз, направление подготовки, образовательная программа. Для всех уровней сформированы наборы показателей, объединенные в одни и те же блоки: «абитуриент», «студент», «выпускник», «научно-педагогический работник», «комплексный блок показателей рейтингового уровня», «штрафы». Для каждого блока показателей в каждом из уровней предложен его вес. Приведены две расчетные формулы - для расчета рейтингового значения на каждом из рейтинговых уровней, для расчета значения каждого блока показателей на любом уровне рейтинга. В каждом блоке показателей каждого уровня рейтинга предложены наборы показателей, их предлагаемый вес в расчете, а также сами принципы калькуляции, предпочтительные исходные информации для расчетов и/или верификации сведений.

Выводы. Предлагаемая рейтинговая модель может быть пилотирована на группе образовательных организаций высшего образования, либо может логически лечь в основу развития существующих отечественных рейтинговых систем. Реализация иерархического подхода к составлению рейтингов российских вузов позволит повысить эффективность обмена информацией на рынке образовательных услуг за счет адаптации к пути выбора поступающего: от вуза к направлению подготовки и конкретной образовательной программе.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: Т. 22 № 1 (2025)
Автор(ы): Нишукова Ольга Юрьевна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О МАССОВОСТИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ (2025)

Введение. Никто не отрицает важности и необходимости участия населения в управлении муниципальными образованиями, поскольку такое участие повышает эффективность управления за счет учета интересов населения, делает его демократичным, способствует преодолению коррупции. В настоящее время большинство авторов оценивают масштаб гражданской активности как низкий и дают этому факту негативную оценку. Однако уровень гражданской активности зависит от многих внутренних и внешних факторов и изменяется со временем. Целью исследования является оценка масштаба гражданской активности в процессах управления муниципальными образованиями на примере региона Свердловская область.

Методы. В выборке объектов исследования применен территориально-пространственный принцип разделения территории на управленческие округа, центрами которых являются города разной людности. В анализ вошли города широкого спектра: от малого до крупного, что позволило получить целостную картину изучаемого феномена. Эмпирическую базу исследования образуют статистические данные и отчеты об участии населения в мероприятиях по принятию управленческих решений, опубликованные на официальных сайтах муниципалитетов региона. К ним отнесены общественные слушания по принятию бюджета, Устава муниципального образования, участие населения в разработке стратегий развития, инициативного бюджетирования, голосования по благоустройству территории. В своей совокупности эти мероприятия лежат в фундаменте функционирования и развития муниципалитетов.

Результаты. Установлено, что по всем формам участия в управлении муниципальным образованием на этапе принятия решений гражданскую активность населения следует оценить как низкую.

Выводы. Необходимо преодолеть негативную коннотацию оценки низкого участия населения в управлении муниципальным образованием и признать факт типичности масштаба гражданского участия в современных условиях. Для отдельных управленческих мероприятий нужна высокая активность населения, для других массовость нежелательна и может служить помехой работе аппарата управления. Органы власти должны способствовать формированию гражданской активности и созданию условий для дозированного кооптирования населения в текущий управленческий процесс.

Издание: МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 1 (50) (2025)
Автор(ы): Заборова Елена Николаевна
Сохранить в закладках
Стратегическое планирование в сфере использования и охраны лесов в России: правовой аспект (2025)

С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 1 (125) (2025)
Автор(ы): БЫКОВСКИЙ Вадим Кириллович
Сохранить в закладках
Расширение направлений экспериментальных правовых режимов (на примере федеральной территории «Сириус») (2025)

Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. В фокусе авторского внимания находятся также особенности апробации новаторских подходов в сфере образования в рамках осуществления экспериментального правового режима на федеральной территории «Сириус». При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный, диалектический и формально-юридический методы. Одновременно автор исходит из объективно-субъективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, подходах к ее исследованию. Автор делает вывод о том, что расширение практики применения экспериментального нормотворчества в целях нивелирования риска утраты правопорядком своей устойчивости указывает на необходимость создания федерального нормативного правового акта, который создаст единый понятийно-категориальный аппарат, введет стандарт (порядок) учреждения экспериментальных правовых режимов, а также создаст параметрическую шкалу показателей мониторинга эффективности и результативности экспериментальных правовых режимов.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Ахмадова Марьям Абдурахмановна, Щунина Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
Новая администрация Д. Трампа и проблемы преемственности стратегического планирования США (2025)

Каждая новая американская администрация принимает и публикует ряд важных документов, в которых отражены официальные взгляды руководства страны на наиболее актуальные проблемы внешней и внутренней политики Соединенных Штатов. Среди подобных проблем государственного уровня далеко не последнее место занимают вопросы войны и мира, оценки угроз и вызовов международной безопасности, роли военной силы и ядерного оружия в ее обеспечении и целый ряд других. При этом каждая новая администрация так или иначе корректирует взгляды своих предшественников на названные проблемы, особенно если те принадлежат к другой политической партии. Настоящая интрига сложилась в этой связи с приходом в 2025 г. к власти в США Д. Трампа. Для того чтобы приблизиться к пониманию контуров обновленной стратегии США в сфере международной безопасности, оценить степень ее возможной преемственности по отношению к подходам предыдущих администраций, авторы провели последовательный сравнительный анализ ключевых документов американского политико-военного планирования по нескольким основным параметрам: 1) как в них оценивается международная обстановка в целом; 2) какими видятся основные угрозы и вызовы безопасности; 3) кто рассматривается в качестве вероятных противников США; 4) как оценивается роль ядерного оружия в политике безопасности США; 5) как трактуются проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания; 6) какие требования предъявляются к ядерным силам США; 7) какие приоритеты ставятся в рамках программ модернизации ядерных сил; 8) какую позицию они занимают по проблеме контроля над ядерными вооружениями. Авторы приходят к выводу, что новая администрация Д. Трампа, безусловно, внесет определенные изменения в документы стратегического планирования США, принятые Дж. Байденом, прежде всего в направлении усиления роли ядерных вооружений в политике безопасности, равно как и развития систем противоракетной обороны. Основное внимание США будет, вероятно, обращено на Китай, в то время как проблемы, связанные с Россией, станут рассматриваться как носящие менее долгосрочный характер и более поддающиеся урегулированию в интересах Соединенных Штатов. При этом контроль над ядерными вооружениями отойдет на второй план в американской политике, хотя попытки привлечь Китай к этому процессу могут быть продолжены. Запланированные программы модернизации стратегических ядерных сил США останутся неизменными, но могут быть дополнены расширением программ в области противоракетной обороны. В целом политика безопасности США будет носить более жесткий характер и требовать, наряду с прочим, быстрого и эффективного разрешения всех существующих и потенциальных проблем в данной области.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 17 № 2 (2025)
Автор(ы): Александрия Ольга Михайловна, Савельев Александр Георгиевич
Сохранить в закладках
Методика форсайт в стратегическом развитии промышленности Пензенской области (2025)

Предметом исследования являются особенности прогнозирования и стратегического планирования в регионах. Объектом исследования выступают промышленные предприятия Пензенской области. Сегодня выполнение задачи перехода России на инновационную модель развития, технологической модернизации, цифровизации экономики осложняется ситуацией неопределенности, необходимостью отвечать на большие вызовы, сложностью построения стратегических планов. Главным образом данные обстоятельства негативно сказываются на функционировании и развитии предприятий отечественной промышленной отрасли, что определяет актуальность пересмотра традиционно используемых ими методов и инструментов планирования. Особое внимание предлагается обратить на набирающий популярность в российской и зарубежной практике, форсайт. Целью данного исследования является рассмотрение возможности применения методики форсайт при формировании стратегий развития Пензенской области, в том числе промышленности, и выборе механизмов их реализации. Рассматривались научные труды иностранных и отечественных ученых в области стратегического планирования и форсайта, Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, Закон Пензенской области о стратегическом планировании в Пензенской области. Использовалась методология системного анализа, SWOT-анализ, общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции, сравнительный и библиографический методы. Изучены теоретические аспекты форсайта, опыт его применения в мире, стране и регионе, определен перечень задач промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования, при решении которых может использоваться методика форсайт, выделены ее преимущества перед традиционными методами планирования и прогнозирования. Новизна исследования заключается в предложении мер по сокращению субъективности форсайт-исследований и разработке рекомендаций по внедрению форсайта в методику прогнозирования и планирования развития промышленности Пензенской области, созданию системы критериев отбора участников форсайта, формировании схемы влияния различных факторов на готовность региона (отраслей) к стратегированию. Методика форсайт-исследований способствует переходу от адаптивного подхода к изменениям внешней среды к конструктивному подходу формирования желаемого образа будущего.

Издание: ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Куликова Татьяна Андреевна, Войнова Ксения Игоревна
Сохранить в закладках
Стратегическое планирование в системе государственного управления (2025)

Статья посвящена анализу формирования стратегического планирования как новой формы государственного управления и влияния на социально-экономическую динамику. Раскрываются особенности современного индикативного планирования в РФ, его отличия от государственного планирования в условиях общественной и частной собственности на средства производства. Определены функции органов государственного управления в процессе стратегического планирования, показан особый управленческий статус национальных проектов. Представлены алгоритмы целеполагания и выделение приоритетов для долгосрочного планирования на основе нормативного и ресурсного подходов. В статье поставлены проблемы рисков прогнозирования и реализации долгосрочных индикаторов в условиях социально-экономической неопределенности и проблематичности определения ряда показателей результативности и механизмов их достижения. Структурированы социальные цели, индикаторы их достижения и национальные проекты стратегии до 2036 г.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 3 (2025)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
Сохранить в закладках
Проблемы правового регулирования реализации основных направлений научно-технологического развития России (2025)

Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Остроушко Александр Владимирович
Сохранить в закладках