В статье рассматриваются политические изменения в Турции, возникшие на фоне капиталистического развития систем глобализации и регионализации. Особенно заметны эти тенденции во внешнеполитической стратегии Турции, которая в последнее время активно трансформируется в новую неореспубликанскую модель, которой присущи отход от традиционной формы, завещанной Ататюрком и элементы постимперской модификации. В работе анализируется процесс эволюции турецкого республиканизма через призму современной внешнеполитической практики, включая усиление регионального влияния Турции на Ближнем Востоке, в Африке и на Балканах.
В исследовании используются методы сравнительного анализа, исторического институционализма и системного подхода для выявления особенностей новой модели внешней политики. Особое внимание уделяется концепции «Империализм 2.0», объединяющей традиционные и современные инструменты влияния, а также роли этноконфессиональных и культурно-исторических факторов в формировании стратегических приоритетов страны. В результате исследования выявлено, что современная Турция стремится занять позицию регионального центра силы, сочетая реализацию собственных интересов с интеграцией в глобальные процессы.
В статье рассматриваются отдельные аспекты тюркской интеграции в регионе Центральной Евразии. На фактическом материале демонстрируется процесс правового и экономического сопряжения усилий Организации тюркских государств (ОТГ) по налаживанию взаимного сотрудничества. Выделяются позитивные моменты формирования сети международных транспортно-логистических коридоров. Вместе с тем показано восприятие сегодняшних планов экономической кооперации ОТГ другими участниками интеграционных процессов в обширном макрорегионе Центральной Евразии. Целью настоящего исследования является выявление происходящих интеграционных процессов в Центральной Евразии, особенно в части институционального становления и развития Организации тюркских государств. Этот процесс является неотъемлемой составляющей региональной геополитики. Его значение трудно переоценить. С ростом экономического, ресурсного, транзитно-логистического и трудового потенциала тюркских государств, увеличивается и их вес в мировой политике, а также роль, которую они играют в отношениях с мировыми державами. Правовая и экономическая составляющая тюркской интеграции раскрывают в сравнении совокупный экономический потенциал государств ОТГ и Евразийского экономического союза. В качестве важнейшего компонента рассматриваются, в том числе, новые альтернативные транспортно-транзитные маршруты, открывающие дополнительные пути доставки грузов по трансконтинентальным линиям между Европой и Азией. Отдельно показаны интересы ключевых внешних игроков - России, Китая, Ирана и Турции в процессе сопряжения евразийского и тюркского векторов. Суммируя результаты исследования, автор приходит к своему главному выводу: евразийский и тюркский векторы развития интеграции для государств - участников ОТГ и ЕАЭС являются взаимодополняемыми. Это позволяет избежать конфликтности и излишней конкуренции между бенефициарами процесса сопряжения обоих векторов. Исследование выстраивалось с опорой на количественный (анализ статистических данных), институциональный (роль интеграционных объединений в развитии экономической интеграции), структурно-функциональный (изучение интеграции как целостного явления в современных международных отношениях) методы. Системный подход способствует определению взаимосвязей основных элементов интеграционной системы в изменяющейся внешней среде. Указанные методы позволяют проанализировать специфические особенности и закономерности в развитии интеграционных процессов на территории евразийского континента, что способствует комплексному рассмотрению данной проблематики. Источниковой основой исследования послужили статистические и информационно-аналитические материалы, нормативные и служебные документы.
Культурно-образовательный фактор давно стал необходимым инструментом внешней политики современных государств. Деятельность институтов внешней политики, занимающиеся непосредственной гуманитарной ее составляющей, выполняемые ими функции в рамках определенной компетенции - всё это составляет сферу международного гуманитарного сотрудничества. Турецкая Республика также уделяет большое внимание развитию этой части своей внешней политики. Методами институционального и функционального анализов в статье был проанализирован один из успешных инструментов внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - турецкий просветительский фонд Маариф (Türk Maarif Vakfı), основанный в 2016 году с целью развития образования за пределами Турции. Достаточно новый, но стремительно быстро набирающий вес инструмент внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - ответ на «гюленовские» учебные заведения. Де-факто, основная направленность «Маариф» - лоббирование закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру. Но на примере центральноазиатских стран видно, что появление школ, учебных комплексов Маариф в конкретной стране не обязательно приводит к закрытию «гюленовских» учреждений. Вышеотмеченные методы были дополнены методом контент-анализа при оценке динамики гуманитарного взаимодействия Анкары со странами региона. Так, большое внимание уделяется точным наукам, техническим специальностям, таким как робототехника, космонавтика и тому подобное. Несмотря на свой быстрый рост, фонду до сих пор сложно закрепиться в некоторых странах. В данной статье проведен анализ и рассмотрены уже достигнутые результаты учебных заведений фонда.
Представлены результаты исследования информационного пространства Балканских государств, проведенного во время президентских выборов в Турции в 2023 году. Авторы обратились к этому периоду как к одному из самых ярких политических событий страны за последние пять лет.
Цель работы - установить уровень интереса к внутриполитическим событиям Турции как со стороны жителей Балканского полуострова, так и со стороны национальных СМИ Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также сравнить полученные данные, выявить корреляцию между ними. Выдвигается гипотеза, что граждане балканских государств уделяют большое внимание вопросам внешней и внутренней политики Турции. Однако уровень их интереса - анализ больших данных в пространственно-временной системе координат (медиагеографический подход). Ранговый и медиаметрический анализ позволяют проследить динамику изменения количества запросов по темам «Турция» и «Реджеп Тайип Эрдоган» - основным маркерам президентской гонки. Результаты второго этапа исследования (контент-анализ публикаций национальных массмедиа Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины) позволяют сопоставить итоги двух этапов анализа. Авторы приходят к выводу, что интернет-пользователи балканских государств не проявили значительного интереса к политической жизни Турецкой Республики и рассматривали указанную страну в большей степени как место для туризма и отдыха, в то время как национальные СМИ этого региона значительно чаще обращались к политической жизни Турции, чем к другим темам.
Греко-российские отношения имеют долгую историю, когда периоды тесного и плодотворного взаимодействия сменялись периодами затишья и даже противостояния. Между тем Греция имеет статус государства, зачастую играющего роль своеобразного диалогового моста между Западом и Россией. Нынешние глобальные изменения в мире, в том числе на политической арене, оказали кардинальное влияние на двусторонние греко-российские связи, поставив под вопрос их дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество: причиной тому послужила международная дипломатическая изоляция Российской Федерации со стороны западных государств в связи с обострившимся в начале 2022 г. украинским конфликтом. Исследование направлено на решение следующих задач: проанализировать актуальные двусторонние связи Греции и России в контексте современного состояния международных отношений через призму украинского конфликта, определить роль Киева в дипломатических контактах Афин и Москвы, а также охарактеризовать позицию греческого руководства относительно специальной военной операции России на Украине. В то же время изучено общественное мнение рядовых граждан греческого государства по отношению к текущей политической деятельности Москвы с учетом дезинформационного процесса в западных и греческих СМИ. Основными методами исследования выбраны конкретно-исторический метод и кейс-стади. Авторами сделан вывод, что в условиях затяжного конфликта между евроатлантическим сообществом и Россией отношения Москвы с Афинами, которые, в свою очередь, заняли прозападную позицию, ухудшатся как на двустороннем, так и на межнациональном уровнях. Выдвинуто предположение о смене региональных приоритетов России: Грецию в качестве ключевого регионального партнера Москвы в Балканском регионе, Причерноморье и Средиземноморье вытеснил главный соперник Греции - Турция, чему в немалой степени способствовало охлаждение греко-российских отношений и занятая Афинами позиция относительно украинского конфликта. Также представлены предварительные выводы о последствиях реализации Грецией своего внешнеполитического курса в отношении России, а также о влиянии украинского конфликта на греко-российские взаимосвязи.
Статья посвящена исследованию внешней политики России и неоосманизма Турции в период Второй карабахской войны, длившейся с 27 сентября 2020 г. по 10 ноября 2020 г. В фокусе внимания автора находятся события осени 2020 г. как переломной точки в длительном этнополитическом и территориальном конфликте на Южном Кавказе. Основное внимание уделено определению факторов влияния на позиции, занятые Россией и Турцией в конфликте, как главных внешних арбитров и ключевых региональных игроков, а также последствий предпринятых действий. Выделены главные причины активной поддержки Азербайджана со стороны Турции, а именно: концептуальные основы неоосманизма в комплексе с элементами пантюркизма и мусульманского аспекта, подразумевающие стремление к региональному лидерству на Южном Кавказе и расширение своего доступа в тюркском мире. Определены факторы, оказавшие влияние на отсутствие прямого вмешательства России в ход войны на стороне Армении: сохранение статус-кво конфликта как наиболее приемлемого для поддержания безопасности в регионе; согласие с юридически обоснованными притязаниями Азербайджана на территорию Нагорного Карабаха с точки зрения международного права; важность сохранения стабильных отношений с Турцией при Р. Т. Эрдогане. Отмечается, что шестинедельная война изменила конфигурацию сил в регионе и привела к трансформации полюсов влияния на Южном Кавказе. Турция значительно укрепила свои позиции в качестве регионального актора, а Россия напротив, столкнулась с вызовами и прозападным векторами развития среди бывших стран СССР.
В последние десятилетия страны Центральной Азии стали участниками разных проектов международных транспортных коридоров. Для стран региона эти проекты представляют значительный интерес, поскольку позволяют преодолеть географическую удаленность от основных рынков сбыта. Большая часть транспортных проектов была инициирована внерегиональными акторами, которые в свою очередь, проявляют к Центральной Азии повышенный интерес. Разработка и продвижение проектов транспортных коридоров определялись, прежде всего, долгосрочными экономическими интересами. Для внерегиональных государств, прежде всего, США, ЕС, Китая, Турции, приоритетной задачей являлось закрепление государств Центральной Азии в сфере своих интересов. В последние годы транспортные международные коридоры были дополнены двусторонними и многосторонними механизмами, которые инициировали внерегиональные акторы. Они направлены на формирование устойчивых политических и экономических отношений с центрально-азиатскими государствами. Для стран Центральной Азии участие в международных транспортных коридорах дает возможность получать доходы от транзита грузов, идущих через территорию региона, и одновременно открывает новые возможности для организации поставок собственной продукции на внешние рынки. В частности, большое внимание уделяется проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута. Помимо других транспортных маршрутов, этот проект привлекает внимание ЕС и Китая, которые рассчитывают увеличить по нему поставки товаров. Новым направлением политики внерегиональных государств в отношении Центральной Азии является получение доступа к месторождениям редкоземельных металлов. Большая роль в реализации проектов, связанных с разработкой месторождений редкоземельных металлов и его вывозом из региона отводится транспортным коммуникациям, идущим из стран Центральной Азии.
В статье исследуется внешнеполитический курс Турецкой Республики в Центральной Азии, который активизировался в последние годы. Анализируются амбициозные энергетические проекты Турции, которая стремится стать энергетическим «хабом». В статье большое внимание уделяется исследованию институциональной основы и ключевых инструментов «мягкой силы» Турции, которая проводит активную политику в отношении тюркоязычных стран Центральной Азии. Это позволило Турции значительно расширить свое влияние в странах региона, конкурируя с российским и китайским влиянием. В статье исследуется роль «Организации тюркских государств» (ОТГ), деятельности которой Анкара уделяет повышенное внимание. Турецкая политика направлена на использование потенциала этой организации в реализации собственных интересов. В статье делается вывод, что ОТГ играет значительную роль в качестве одного из важных субъектов между Турцией и государствами региона. Также в заключении отмечается, что политика Турции в Центральной Азии направлена на решение долгосрочных задач, связанных с расширением политического, экономического и культурного влияния.
Валютно-финансовая система Турции играет решающую роль в формировании ее экономического ландшафта. В данной статье рассматриваются основные направления деятельности Центрального банка Турецкой Республики и его роль в стабилизации экономики страны. В статье анализируется динамика инфляции и курса турецкой лиры с 1980-х гг. до 2025 г. Рассматриваются периоды гиперинфляции (до 110% в 1990-х), экономические реформы начала XXI в., деноминация 2005 г. и период низкой инфляции, а также современные вызовы (инфляция 53,9% в 2023 г.). Особое внимание уделено таким аспектам деятельности Центрального банка Турции как переход к таргетированию инфляции, повышению ключевой ставки (до 42,5% в 2024 г.) и стратегии «мягкой посадки». Показано, что с июня 2024 г. наблюдается процесс дефляции, который с тех пор продолжается непрерывно: инфляция в июле 2025 г. снизилась до 33,5%, а к концу 2025 г. будет находиться в диапазоне 25%–29%, 2026 г. — в пределах 13%–19%. Сделан вывод о том, что значительный прогресс в снижении инфляции связан с возвращением к традиционной денежно-кредитной политике. Вместе с тем, несмотря на снижение инфляции, ключевыми рисками остаются волатильность лиры и внешние шоки. Использованы данные МВФ, Центрального банка Турции и Всемирного банка.
В статье исследуются экономические риски, с которыми сталкивается строительный бизнес на рынке частной недвижимости в регионе Мармара (Турция) в период 2022–2024 гг. Актуальность исследования обусловлена активным выходом российских компаний на международные рынки, включая турецкий, который сохраняет привлекательность несмотря на инфляцию и высокую ключевую ставку. Присутствует анализ рынка недвижимости и макро- и микроэкономические риски турецкого строительного рынка, такие как инфляция, валютная нестабильность, высокие ставки по кредитам, выделены характеристики реагирования отрасли на экономические санкции, объёмы вложений со стороны российского бизнеса, а также особенности структуры строительного сектора. Авторы анализируют российско-турецкие экономические отношения, динамику инвестиций. Результаты исследования показывают, что, несмотря на высокие риски, включая инфляцию (до 60%) и конкуренцию с местными девелоперами, рынок частной жилой недвижимости Турецкой Республики для российских компаний остается открытым в сегментах бюджетного и премиального жилья. Ключевыми рекомендациями являются использование гибких стратегий управления рисками, партнерство с локальными игроками и адаптация к турецким стандартам строительства. Работа основана на данных официальной статистики Турции, аналитических отчетов и экспертных оценок. Исследование подтверждает гипотезу о рентабельности выхода российских девелоперов на рынок региона Мармара при условии учета специфики местной экономики и строительного сектора.
В статье проводится анализ динамики ключевых экономических показателей Турции во взаимосвязи с положением страны в рейтингах; по ним и выделяются причины изменений за последнее десятилетие. Рассматривается динамика и структура экспорта и импорта товаров. Отдельно выделяется сектор услуг, структура экспорта которого почти полностью состоит из туристического и транспортного сервиса, покрывающих часть отрицательного сальдо торгового баланса товаров. Рассматривается экономическое сотрудничество Турции с другими странами и интеграционными блоками. Отдельно выделяется партнерство с Российской Федерацией (РФ), которое продолжает укрепляться, несмотря на геополитическую обстановку. Отмечается реализация крупномасштабных проектов между странами, особенно в энергетическом секторе.
Турецкая Республика за последнее десятилетие продемонстрировала значительный рост влияния на мировой арене, усиление амбиций в области информационной безопасности также не обошло стороной Турецкую Республику. Турция на данный момент находится в авангарде развития цифровых и информационных инициатив среди государств Ближнего Востока. Не последнее место в новостных сводках страны занимают и новости блокировки и актов активной регуляции интернет и традиционных СМИ, которые вызывают все большую озабоченность турецкого общества. Рассмотрены исторические предпосылки, правовая база, актуальное состояние и тенденции в подходах к обеспечению цифровой и информационной безопасности Турции, а также регулятивной функции государства по отношению к интернету и СМИ. В качестве методологической основы исследования был использован кейс-стади конкретных примеров, настроивших руководство Турции на непосредственное вовлечение в процессы регулирования информационного пространства и СМИ. Помимо этого, был проведен контент-анализ, подкрепленный изучением уставных документов основных регуляторных структур Турции. В ходе работы были также изучены ключевые статьи и монографии ведущих турецких ученых в области юриспруденции, информационной безопасности и истории информационного поля страны. Выявлено, что одной из основных причин усиления контроля за информационным пространством стала нацеленность ряда кибератак на окружение президента Р. Т. Эрдогана. Вместе с тем подчеркивается, что народные волнения последних лет стали дополнительным триггером для изменения подходов к обеспечению цифровой безопасности и регулированию СМИ.