В публикации делается попытка показать связь подходов к типологии утопий в ХХ веке с восприятием этих типологий как вариантов решения проблем, социальных и политических, и определить место идей К. Э. Циолковского в этом типологическом многообразии. Рассматривая проект идеального, но возможного общества у Циолковского, автор выделил базовые элементы этого общества - алгоритмы и рецепты этих усилий по созданию наилучшего общества, опираясь на два, исчерпывающим образом описывающих это общество понятия: долг и польза, - когда долг жительства в идеальной общине (наилучшем обществе) идеального человечества лежит на каждом, польза же существует для всех.
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.
Рассматривается рукопись из хранящегося в ГПНТБ СО РАН собрания М. Н. Тихомирова. В статье представлен результат анализа текста Предисловия к «Книге о правой вере», написанной в 1714 г. В нем автор сообщает адресату, который обратился к нему с просьбой дать в письменном виде «твердое и известное» свидетельство от Божественного Писания об истинной вере, что в ответ высылает Книгу из 62-х глав. В Предисловии обозначены основные проблемы, которые освещаются в ней, а также помещена информация, позволяющая сделать вывод об авторстве Тимофея Лысенина и определить жанр Книги в качестве своеобразного религиозного учебника, излагающего особенности вероучения, богослужебной и обрядовой практики дьяконова согласия.
В данной статье представлен семиологический анализ идеологии на основе семиологической теории Р. Барта. Предметом исследования является идеология как семиологическая система. Рассматривать свою семиологическую теорию Р. Барт начинает с выделения первичной или «естественной» семиологии и вторичной или мифологической семиологии. Первичная семиология представляет собой «естественный» язык как простое нагромождение смыслов, понятий и знаков. В свою очередь, мифология является вторичной семиологией, которая надстраивается над «естественным» языком. Р. Барт вводит понятие идеологии через разоблачение мифологии. В этом контексте особое внимание уделяется семиологической системе мифологии, на основе анализа которой выводится идеологическая семиология. Особенность рассмотрения Р. Бартом семиологии заключается в определении означаемого, означающего и знака применительно к «естественной» и мифологической семиологических систем. Методология данного исследования основывается на семиологической теории Р. Барта. К анализу социальной мифологии применяются психоаналитическая теория К. Г. Юнга и феноменологическая теория А. Ф. Лосева. В свою очередь, для анализа идеологии используются социальные теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и Л. Альтюссера. Научная новизна исследования заключается в построении идеологической семиологии. Гипотеза исследования состоит в том, что идеология представляет собой семиологическую систему третьего порядка, которая основывается на разложении мифологической семиологической системы. Для «естественной» семиологии означаемое является смыслом, означающее - понятием, а знак включает в себя означаемое и означающее в их единстве. В мифологической семиологии означаемым является форма, означающим - понятие, а знаком - значение. Идеологическая семиология надстраивается над мифологической семиологией также, как мифологическая семиология надстраивается над «естественной». Основной вывод данного исследования заключается в том, что идеология преодолевает и разоблачает мифологию и возвращает конкретно-историческую реальность в противоположность мифологии, которая выдает реальное за вечное и метафизическое. В следствие разрушения мифологической семиологии образуются новая идеологическая семиология. Особым вкладом авторов является обоснование и выведение семиологической системы идеологии, в которой означаемым является символ, означающим - интерес той или иной социальной группы, а знаком - реальное.
В публикации рассматриваются взгляды известного политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева с точки зрения его влияния на религиозную политику советской власти в 1920-е годы. Проделана попытка проследить связь между взглядом Султан-Галиева на общественно-политическую основу ислама, его рекомендациями по корректировке религиозной политики Советского государства и предписаниями партийных органов того времени. Установлено, что в первое десятилетие советская власть в основном полагалась на идеологический задел Султан-Галиева и в соответствии с этим проводила свою религиозную политику. Определено, что Султан-Галиев был лоббистом достаточно мягкой политики по отношению к мусульманским институтам. Также выявлено, что он выступал защитником интересов всех мусульманских народов СССР.
Цель. Определение важнейших национальных интересов России в новых исторических условиях в основных сферах её внутренней и внешней политики.
Процедура и методы. В статье анализируются теоретические аспекты и основное содержание национальных интересов России в новых политических условиях. Применяются историко-политологический метод, сравнительный метод, метод анализа и синтеза, метод многостороннего подхода.
Результаты. Проведённое исследование показало, что приоритетными национальными интересами России в новой политической реальности являются экономические интересы, реализация которых создаёт базовую парадигму государства и общества, их устойчивого развития и суверенитета. Укрепление российского социального государства гарантирует внутреннюю стабильность, единство государства и общества, а идеологические ориентиры, основанные на традиционных духовно-нравственных ценностях, помогут сформировать стратегию развития России в ХХI в. Чтобы быть мировой державой, России достаточно считать приоритетной зоной своих национальных интересов саму себя. В эту зону входят и сопредельные территории, где так или иначе распространён русский мир. Встав во главе данного макрорегиона, Россия останется одним из ведущих игроков в новом миропорядке и сможет эффективно бороться за поддержание мира на нашей планете. Всё это позволит сохранить Российское государство-цивилизацию, русский государствообразующий народ и другие народы России в условиях новой политической реальности.
Теоретическая и практическая значимость. Раскрытие конкретного содержания базовых национальных интересов России поможет определить стратегию развития нашей страны в новых исторических условиях, что вносит определённый вклад в российскую политическую науку.
В статье рассмотрено взаимодействие факторов, определивших соотношение оплаты труда двух основных социально-профессиональных групп (рабочие и служащие) в рамках ключевого для индустриального общества сектора материального производства (промышленности) в России/СССР. Эмпирическая база статьи - обработанные официальные данные о заработных платах. Для характеристики совокупных доходов, социальных расходов и трансфертов привлечены материалы из научной литературы. Предложен новый ракурс анализа исторических данных: какие факторы лежали в основе вековой циклической динамики неравенства; какую роль играло перераспределение доходов. Среди факторов выделены: соотношение спроса и предложения квалификаций и навыков, мотивации, социальные механизмы и институты. Роль первой группы факторов раскрывает теория человеческого капитала, фокусирующаяся на взаимодействии сферы образования и трудовых отношений. Институциональный подход к изучению неравенства связывает его измеряемые показатели с их восприятием и характеризуется имманентной историчностью. Сравнение с альтернативными оценками неравенства доходов показывает, что динамика относительного дифференциала оплаты интеллектуального труда в отечественной промышленности отражает вековую циклическую тенденцию неравенства совокупных доходов. Делается вывод, что эгалитарная коммунистическая идеология советской элиты влияла на величину относительного дифференциала оплаты труда, но не на направление его динамики, которое определялось в первую очередь соотношением спроса и предложения. В условиях преобладания в СССР административных методов их балансирования и сильной компрессии зарплат в 1960-е-1980-е годы предприятия имели гибкие инструменты стимулирования производительного труда, в том числе социальные трансферты, - они выступали скорее фактором повышения неравенства, что не соответствовало их целевому назначению выравнивать доходы социально уязвимых групп. Для современной социальной политики важный исторический урок состоит в приоритетности избирательного и целенаправленного использования фискальных инструментов и социальных трансфертов по сравнению с регулированием заработных плат.
Проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом имеют глобальный характер в настоящее время, и для российского государства также актуально исследовать вопросы совершенствования антиэкстремистской и контртеррористической деятельности. В современных реалиях, связанных с обострением геополитических конфликтов на постсоветском пространстве, Российская Федерация сталкивается с международным неодобрением проводимой внешней и внутренней политики, что выражается посредством введения санкций со стороны многих зарубежных государств. Несмотря на то, что санкции носят экономический характер, в настоящее время они оказывают весьма системное негативное влияние на развитие российского общества. На фоне проявлений внешнего санкционного давления наблюдается активное развитие поведения экстремистской и террористической направленности, что напрямую связано с дестабилизацией общественного сознания в вышеназванных реалиях. Целью представленного исследования выступает анализ процесса трансформации современной экстремистской и террористической идеологии, получившей распространение на территории российского государства, в условиях внешнего санкционного давления. Автор приходит к выводу о том, что экстремизм и терроризм как деструктивные явления стабильно развиваются в первую очередь из-за наличия устойчивой идеологической составляющей, которая активно трансформируется в контексте многих процессов, происходящих в государстве и обществе. Акцентируется внимание на конкретных проявлениях внешнего санкционного давления в процессе современного функционирования российского государства и общества (экономический кризис, проявившийся в дестабилизации отдельных секторов экономики; отсутствие определенных товаров и услуг, которые полностью покинули российский рынок; увеличение уровня безработицы; снижение уровня благосостояния населения, обусловленное ростом цен и необходимостью перераспределения ресурсов в контексте обеспечения нужд специальной военной операции; дестабилизация банковско-кредитной системы российского государства, которая постепенно преодолевается в настоящее время). Отмечается необходимость учета указанных проявлений в целях совершенствования антиэкстремистской и контртеррористической деятельности.
Вопросы обеспечения национальной безопасности в сложных геополитических условиях являются одними из самых приоритетных в рамках государственной политики РФ, поэтому целью настоящей работы является исследование тенденций развития, проблем противодействия, а также особенностей современного экстремизма и терроризма, представляющих существенную угрозу принципам гражданского общества практически любого правового государства. На сегодняшний день экстремизм и терроризм как социально-политические явления занимают одно из центральных мест в современном научном дискурсе. Обсуждение проблем, которые связаны с данными негативными феноменами, активно идет на страницах научных и публицистических журналов, что в свою очередь позволяет вести речь о возможности и актуальности их рассмотрения. В работе отмечается, в качестве одной из общих тенденций данных высоко резонансных преступлений является неуклонное повышение степени их общественной опасности как для основ общественного и государственного строя России, так и для международных отношений и международной безопасности. В свою очередь это предполагает со стороны государства в качестве одной из приоритетных задач правовую регламентацию борьбы с данными радикальными социальными феноменами. Задачи исследования: состоят в необходимости выработки всестороннего комплекса контрмер нацеленных на профилактику, а также борьбу с деятельностью экстремистских и террористических организаций которая, на наш взгляд, должна в свою очередь быть основана: во-первых на общегосударственном едином комплексе превентивных мер, предполагающих системность и постоянный характер, охватывающий все необходимые уровни нормативно-правового регулирования; во-вторых на повышении эффективности практики применения антитеррористического и антиэкстремистского законодательства; в-третьих на использовании международного опыта других стран, также столкнувшихся с экстремизмом и терроризмом в любых формах своих проявлений. При исследовании всего блока проблем связанных с противодействием экстремизму и терроризму необходимо отметить что, речь идет о культурно-социальных феноменах основной идеей которых является выражение ненависти и вражды, и, касаясь некоторых причин их возникновения и развития следует обратить внимание на моральные, социально-психологическое установки в том или ином обществе. Выводы: мы можем говорить об эффективности мер принимаемых по противодействию экстремистским и террористическим проявлениям лишь в том случае, когда в данный процесс вовлечено помимо лиц, уполномоченных на то законом, все общество в целом, и, конечно же, в их числе представители научного сообщества, ученые различных специальностей. Терроризм и экстремизм на современном этапе развития общества определены некоторыми отличительными особенностями и признаками, кроме того, можно проследить системные тенденции и проблемы в противодействии данным преступлениям, что в свою очередь предполагает и требует всестороннего изучения, и исследования данных явлений в целях выработки комплекса научно обоснованных практических мер, необходимых для повышения эффективности борьбы с ними. Кроме того, результаты такого всестороннего изучения могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, подготовки научных работ и практического применения рассмотренных инновационных методов в будущем, которые станут эффективным инструментом в борьбе с преступностью.
Введение. Коммунистическая партия Китая и Коммунистическая партия Югославии (с 1952 г. – Союз коммунистов Югославии) – партии, пришедшие к власти в КНР и ФНРЮ, соответственно, в результате Второй мировой войны, национального освобождения и социальных революций (1945 – 1949 и 1945 гг., соответственно. История взаимоотношений между этими двумя участниками международного коммунистического движения развивалась очень сложно и противоречиво. В статье рассматривается динамика межгосударственных и межпартийных отношений между КНР и Югославией. Масштаб и характер взаимодействия этих двух партий и государств находилась в теснейшей взаимосвязи с их отношениями с ВКП(б) (с 1952 г. – КПСС) и СССР. Материалы и методы. В статье проанализированы официальные партийные документы КПК, КПЮ/СКЮ и КПСС, стенограммы встреч лидеров этих партий и государств, протоколы заседаний и доклады Коминфома, партийные газеты и журналы, личные записи партийных лидеров, а также литература по проблематике отношений КПК/КНР, СКЮ/ Югославии и КПСС/СССР. В своем исследовании авторы использовали следующие методы: нарратив, реконструкцию, историко-генетический, сравнительно-исторический и историко-типологический методы.
Анализ. Международное коммунистическое движение (далее – МКД) объединяет коммунистические партии, организации и движения по всему миру, стремящиеся к построению общества, основанного на социалистических принципах и, в конечном счете, к переходу к коммунизму. Формировалось коммунистическое движение на основе учений Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, а позже развивалось с учётом влияния лидеров и, с течением времени становившихся теоретиками, таких как Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Йосип Броз Тито. После Октябрьской революции, в 1919 г. в России был создан Коминтерн – организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, просуществовавшая до 1943 г. Его сменил Коминформ (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий), действовавший в 1943-1956 гг. и объединявший наиболее влиятельные коммунистические партии Европы. В Коминформ вошли ВКП(б), а также компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и Италии. Центральным печатным органом организации была газета «За прочный мир, за народную демократию!», первоначально издававшаяся в Белграде, а после начала в 1948 г. конфликта СССР с Югославией, в Бухаресте. Одна из главных задач Коминформа заключалась в борьбе с идеологическими отклонениями внутри коммунистического движения. Решение о роспуске Коминформа было принято 17 апреля 1956 г. Официальной причиной называлось желание СССР и его союзников укреплять международное коммунистическое сотрудничество на двусторонней основе, а не через централизованную структуру. Однако реальной причиной стала постепенная децентрализация МКД, начавшаяся после XX-го съезда КПСС в 1956 г. После упразднения Коминформа МКД функционировало на уровне встреч коммунистических и рабочих партий – всемирных, общеевропейских и социалистических стран.
Результаты. По итогам проведенного исследования авторы сделали вывод о том, что в 1945–1957 гг. отношения между правящими коммунистическими партиями прошли сложную эволюцию.
В исследовании предложена методология системного подходя для исследования политических процессов, происходящих в политической систем. Политическая система государства должна быть основана на научно-теоретической базе, на основании исполнения нормативно-правовых актов, а также на идеологии мобилизующей нравственные силы народа на общее дело страны. Устойчивость политических систем достигается усилением связи или увеличением количества связей между различными административными, экономическими, нормативными, общественными, религиозными, элементами политической системы. Жизнеустойчивость политических систем сильнее при наличии в системе политического «люфта». Отмена института «замполита», как некого люфта в жестких системах привели к всплеску преступлений, связанных с превышением своих полномочий командирами, особенно тактического звена. Подчиненные, которые раньше находили правду у замполита, в настоящее время идут сразу в прокуратуру и суды. Не говоря уже о роли и значимости данного института власти для кадрового фильтра. Задача формулирования обобщающей цели, как идеи для всех, должна сводиться к задаче уменьшения энтропии, где энтропия - мера хаоса, связанная с информацией, так как информация приводит или к порядку (устранению неоднозначности, неопределенности, неясности) или к беспорядку (избыточная, ложная информация), являющаяся губительной для политической системы.
В статье авторы обращаются к генезису белорусского коллективного символического капитала и выделяют в нём языковой аспект. Это позволяет выявить слабое место в построении информационной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства и исследовать методы воздействия на государственную и цивилизационную общности с целью изменения мировосприятия народа для его последующего разделения.