Актуальность статьи связана с высокой значимостью проектов в социально-экономическом развитии современного общества.
Цель статьи - выявление теоретико-методологических основ и раскрытие содержания проектного пространства как одного из составляющих проектного управления.
Методы исследования: применены различные методологические подходы, в том числе системный, проектный, теоретического знания, аналитический, структурный и другие, характерные для данного уровня исследования.
Результаты исследования: проанализированы теоретические и методологические аспекты, определяющие сущность проектного пространства. Проведен аналитический обзор состояния теоретико-методологических основ данной проблематики. Предложено понятие «проектное пространство» и установлены его составляющие для дальнейшего углубленного изучения. Описана структура проектного пространства, включающая в себя ряд взаимосвязанных подпространств. Подчёркивается, что проектное пространство является специализированным элементом экономического пространства. Делается вывод о том, что представленные в исследовании аспекты способствуют расширению потенциала для решения актуальной экономической задачи: разработки теоретико-методологического фундамента для анализа проектного пространства с целью повышения его роли и значимости в процессах социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом.
Цель статьи – представить результаты Всероссийской с международным участием конференции «Развивая науку: молодежный потенциал библиотек» и конкурса научных работ молодых библиотекарей.
Мероприятия были организованы кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры при поддержке Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации. Дана общая характеристика выступлений, прозвучавших на пленарном и секционных заседаниях, проанализирована тематика работ, занявших призовые места на конкурсе в номинациях «Библиоисследование: открываем научные горизонты», «Библиопроект: от идеи до реализации».
Цель статьи. Проблема использования проектной технологии в педагогическом процессе занимает значительное место в научных исследованиях многих известных специалистов уже довольно длительное время. Быстрое развитие новых тенденций образования и необходимость использования в практической работе современных технологий ставят перед педагогами инновационные задачи, в т. ч. по проектному моделированию. Популярны проектные технологии стали в ХХ в. Целью статьи стал анализ зарубежного опыта эволюции проектных технологий в педагогике, исследование зарубежных педагогических моделей использования технологий проектов и возможности их применения в отечественной педагогической практике.
Методология и методы исследования. Методология исследования представлена общенаучными методами: анализ зарубежной историографии по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.
Результаты. Установлено, что проектные технологии в их современном понимании имеют давнюю историю своего существования, хотя их методологические и методические инструменты менялись с течением времени. Дана характеристика основных направлений зарубежной научной мысли ХХ в. в сфере проектных технологий, показана их преемственность и эволюционность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение зарубежного опыта педагогической деятельности в области проектных технологий может способствовать активизации соответствующего направления в российской педагогической практике, т. к. метод проектов стоит у истоков возрождения достижений отечественной экспериментальной педагогики ХХ в., ориентированной на принципы саморазвития и активности личности. Подобная педагогическая модель имеет полное право на существование в условиях радикального реформирования всех уровней российского образования, запланированного на 2025-2026 гг.
Выводы. Показана эволюция проектных технологий с начала внедрения проектного обучения в США в начале ХХ в. и до наших дней. Представлены возможности этого метода с привлечением данных социологических опросов; отмечены несомненные достоинства. Полученные результаты могут быть востребованы при организации проектного обучения в отечественных образовательных учреждениях разного типа.
Цель исследования - определить и предложить способы оптимизации учебных материалов и форм работы с текстами произведений А. С. Пушкина и об А. С. Пушкине для студентов-иностранцев, опираясь на анализ особенностей восприятия этих текстов обучающимися и анализ опубликованных учебных материалов.
Методология и/или методы исследования: анализ теоретических подходов в области преподавания иностранных языков, анализ практических методических разработок по работе с текстами А. С. Пушкина и об А. С. Пушкине, анкетирование студентов и анализ их речевой деятельности.
Результаты исследования. Опросы, проведённые среди иностранных стажёров-бакалавров 3 курса из КНР со специализацией «Русский язык», диагностические задания, которые выполнялись студентами в рамках отдельных дисциплин, входящих в программу «Практический курс русского языка» для иностранных стажёров, показывают, что студенты имеют развитую страноведческую компетенцию. Вместе с тем они не могут использовать полученные знания в реальной коммуникации и учебной деятельности. Во многом это связано с тем, что обучающиеся мало вовлечены в учебный процесс, в имеющихся учебных материалах на основе художественных текстов представлены в основном задания, которые могут выполняться механически. Авторами предлагаются методические рекомендации по разработке коммуникативных заданий для иностранных обучающихся на основе современных педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, квесты) и способов подачи информации (инфографика), которые позволяют вовлечь студентов в самостоятельное исследование жизни и творчества А. С. Пушкина, организовать коммуникацию на занятии.
Теоретическая и/или практическая значимость работы. Статья содержит обобщения в области методики работы с художественным текстом в практическом курсе русского языка для иностранных студентов, которые могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в методике преподавания РКИ, конкретные рекомендации по организации этой работы.
Выводы. Проведённый анализ показывает, что классическая литература и тексты о писателях-классиках могут использоваться и используются как учебный материал. Уже созданные разработки содержат недостаточное количество заданий, которые мотивируют студентов анализировать творческий путь писателя, его творческое наследие, культуру страны изучаемого языка, а также заданий, которые мотивируют студентов общаться на изучаемом языке. Обсуждающиеся в методике преподавания иностранных языков, в том числе в методике преподавания русского языка как иностранного, приёмы работы могут применяться при работе с произведениями А. С. Пушкина и материалами о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Их использование при условии релевантной работы преподавателя-методиста повышает эффективность занятий и позволяет развивать коммуникативную компетенцию студентов, заинтересовывать исследованием культуры страны изучаемого языка.
Цель статьи – охарактеризовать особенности управления рисками проекта в условиях неопределенности. Актуальность исследования вопроса управления проектными рисками в условиях неопределенности определена усилившимися в настоящее время проблемами экономики, что оказывает сдерживающее воздействие на устойчивость предпринимательского сектора и деятельность его субъектов. То есть проблемой можно обозначить сдерживающие факторы при разработке и реализации проектов по причине повышенных рисков, что требует выбора оптимальной методики реализации проектных решений. Важность реализации в процессе управления организацией практики проектного управления не вызывает сомнений, поскольку инвестиционные вложения дают возможность повышения инвестиционной привлекательности и, как следствие, стимулируют к развитию предпринимательской деятельности, расширению мощностей, обновлению и модернизации оборудования и так далее.
Стремительное развитие информационных технологий, а также процессы глобализации и интеграции, с одной стороны, а также ограничительные явления в мировой экономике, обусловленные пандемией COVID-19, а также обострением внешнеполитических конфликтов, с другой, спровоцировали активное развитие занятости в удаленном формате. В таких условиях на повестке дня остро стоит вопрос разработки эффективных механизмов управления удаленными (виртуальными) командами. Речь идет о необходимости адаптации традиционных методов управления к новым условиям работы. В статье представлены результаты наукометрического анализа концепта «удаленная (виртуальная) команда». В статье предлагается авторская модель четырех «столпов» менеджмента удаленными (виртуальными) командами, необходимых для их успешного функционирования. К этим «столпам» автор статьи относит: доверие, проект, эффективную коммуникацию, лидерство. Статья будет интересна исследователям-теоретикам, занимающимся проблемами менеджмента, управления персоналом и командного лидерства; менеджерам-практикам; специалистам в сфере управления персоналом и руководителям организаций, заинтересованным в поиске путей оптимизации процессов управления персоналом в условиях удаленной работы. Результаты исследования могут служить основой для разработки практических рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности командной работы в современных организациях.
Актуальность. Реализуемые в Арктическом макрорегионе принципиально новые инфраструктурные и производственные решения впоследствии могут быть масштабированы как в субарктических регионах, так и в стране в целом, что обусловливает значимость анализа арктических проектов, проблем, принимаемых решений и актуализирует исследования различных аспектов предметной области. Цель исследования: изучение содержания арктических проектов (в разрезе приоритетных проектов опорных зон развития), проблем и цифровых решений при их реализации. Задачи исследования: характеристика приоритетных проектов опорных зон развития; изучение передовых кейсов нефтегазовых компаний КНР и РФ в области искусственного интеллекта. Методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез, контентанализ открытых источников, моделирование. Результаты. Внедрение цифровых технологий в реализации ресурсных арктических проектов заключается в предварительном применении интеллектуального оборудования, использования больших данных, машинного обучения и других ИT-технологий в обработке и анализе данных для разведки и разработки. Внедрение технологий ИИ в ресурсных отраслях только началось и, несмотря на полученный операционный эффект, пока не принесло желаемых масштабных результатов. Оценка эффективности инвестиционных арктических проектов должна базироваться на совокупности показателей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности. Предлагаемая концептуальная модель оценки экономической эффективности DT (Digital Twin) включает три уровня оценки в зависимости зрелости двойника и генезиса образования экономического эффекта. Максимальный экономический эффект от внедрения DT достигается за счет автоматизации принятия решений, интеграции DT в производственные процессы в реальном времени и значительного сокращения совокупных операционных расходов. Автономные и когнитивные DT высокого уровня зрелости обеспечивают управленческую гибкость, стратегическое повышение стоимости компании и возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды.
Статья посвящена совершенствованию системы управления проектами на основе «Agile» на предприятиях производства пищевых продуктов. В ней представлена концептуальная модель системы управления проектами на основе «Agile», которая адаптирована к условиям предприятий производства пищевых продуктов, отличающаяся от существующих разработанных моделей введением новой роли (специалист по качеству; Quality Specialist) и новых дополнительных процессов Scrum-методологии («Ретроспектива Продукта» и «Перспективное планирование») в методику управления проектами. Внедрение новых положений в модель управления проектами на основе «Agile» позволит определенно существенно снизить риски, связанные с длительными сроками разработки и возможным несоответствием конечного продукта требованиям рынка.
В статье обосновывается необходимость комплексного исследования процессов, связанных с управлением персоналом при реализации проектов. Авторы определяют основные теоретико-методологические подходы, которые эвристичны для проблематики управления персоналом проекта (В. Г. Асеев, П. В. Вейл, А. П. Волгин, В. М. Матирко, В. И. Воропаев, М. Р. Вудкок, И. Н. Герчикова, В. К. Гупалов, А. А. Демченко, Г. Д. Дитхелм). Раскрываются основные этапы подбора и отбора персонала, определяется их специфика. Приводятся результаты кабинетного исследования, проведенного в апреле 2024 среди организаций, реализующих проекты различной направленности в сфере организации мероприятий. Анализ результатов проведенного исследования показывает специфику управления персоналом, занятого в проекте, обозначает ряд проблемных мест. В качестве рекомендаций по разрешению существующих трудностей предлагается комплекс мероприятий, включающий в себя организацию системы непрерывного обучения руководителей, введения в штат организации должности психолога, усовершенствования системы стимулирования. Внедрение представленных рекомендаций будет способствовать повышению конкурентоспособности организаций на рынке услуг, и их экономической и социальной эффективности.
В статье рассматривается влияние изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» на развитие проектных компетенций у студентов четвертого курса бакалавриата, обучающихся по направлению 18.03.01 Химическая технология в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Исследование проводилось на кафедре Инноватики в химической технологии и заключалось в анкетном обследовании студентов четвертого курса. Проведенное анкетное обследование показало, что в результате изучения данной дисциплины процент теоретических знаний в области проекта и проектной деятельности возрастает, происходит развитие практических навыков по решению конкретных проектных задач и кейсов, студент становится способным принимать правильное решение при разработке проекта. Помимо этого, проанализированы мягкие компетенции студента и выявлены наиболее востребованные из них при работе в проекте. Установлено, что студенты готовы заниматься проектной деятельностью в любом секторе экономики, готовы примерять на себя проектные роли в команде, при этом не испытывая страха или неуверенности в себе. Однако существует ряд барьеров на пути к проекту, предложена система мотивации студентов к развитию проектных компетенций и устранению выявленных барьеров.
В статье отмечается, что Республика Мордовия по показателям инновационной деятельности в течение последних лет уверенно лидирует в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации. Это диссонирует с общим проблемным состоянием пока еще депрессивного региона, но в то же время свидетельствует о наличии у него серьезного потенциала для роста и устойчивого развития. Курс на импортозамещение принципиально изменил и расширил направления создания и внедрения инноваций для отечественных разработчиков, стал исключительно привлекательным для представителей малого бизнеса. НИОКР в сфере малого предпринимательства характеризуется их высокой актуальностью и востребованностью, что определяется позиционированием малых предприятий и, соответственно, знанием проблем товарных и технологических рынков изнутри. Вместе с тем остается немало вопросов, требующих совершенствования системы поддержки разработки и внедрения инноваций в регионе, особенно в малом бизнесе. В статье обобщаются и анализируются основные результаты действующей региональной поддержки развития инновационной деятельности в малом бизнесе, формулируются и обосновываются конкретные предложения по ее совершенствованию.
Данная статья посвящена особенностям формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке. Изучая историю, культуру и традиции своего региона, учащиеся развивают чувство принадлежности и ответственности перед своим сообществом. Кроме того, краеведение помогает сохранять и популяризировать наследие малой Родины, способствуя более глубокому пониманию прошлой и настоящей жизни региона. Включение местной истории в учебную программу не только расширяет знания учащихся, но и развивает критическое мышление, терпимость и гражданскую активность. Когда молодые люди узнают об истории и достижениях своих предков, они с большей вероятностью осознают важность активного участия в формировании будущего своего сообщества. Изучая край, учащиеся также могут извлечь ценные уроки о сохранении окружающей среды, социальной справедливости и развитии общества. Изучая уникальные особенности своего региона, у детей развивается чувство гордости за свое культурное наследие, и мотивация вносить свой посильный вклад в его сохранение и развитие. Вследствие этого в современной образовательной среде одной из важнейших целей является формирование гражданской позиции школьников. Авторы статьи предлагают фрагмент из авторской программы, разработанной для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В программе предлагается комплекс заданий на базе краеведческого материала об известных персоналиях Самарской губернии, которые родились или проживали(-ют) в регионе в конце XX - начале XXI веков; а также знаковых географических локациях Самарской области. В статье представлен материал для уроков в рамках внеурочной деятельности или для самостоятельной работы учащихся общеобразовательных организаций. Завершением изучения каждого Модуля авторы предлагают создание творческих и проектных работ.