Политика партнерства НАТО: от военного альянса к сообществу безопасности и обратно (2024)

Несмотря на то что в этом году НАТО отмечает свой 75-летний юбилей, споры вокруг сущности и природы Североатлантического альянса, его роли в международных отношениях вообще и архитектуре европейской безопасности в частности не утихают до сих пор. Особенную актуальность эти дискуссии приобретают сейчас, когда система международных отношений вступила в период глобальной трансформации. Проблема осмысления феномена НАТО дополнительно осложняется тем обстоятельством, что на протяжении долгой истории альянса его организационные и идентитарные аспекты также неоднократно подвергались достаточно серьезным изменениям. Для того чтобы приблизиться к пониманию логики и динамики этих изменений, в данной статье предпринимается попытка выявить и проанализировать ключевые особенности политики партнерства НАТО в постбиполярную эпоху в контексте гибкой системы партнерских связей «коллективного Запада». Автор приходит к выводу, что после окончания холодной войны Североатлантический альянс столкнулся с серьезным кризисом идентичности и взял курс на радикальное расширение своего функционала, в том числе в рамках политики партнерства, за счет включения в него вопросов посткризисного регулирования, гуманитарной и гендерной безопасности, публичной дипломатии, изменения климата и т. д. Всё это свидетельствовало, на первый взгляд, об уверенной и последовательной трансформации НАТО из традиционного военно-политического объединения в «сообщество безопасности». Однако конфликт на Украине и глубокий раскол между Россией и Западом, которые во многом были спровоцированы именно специфическими установками политики партнерства и расширения НАТО, вновь вывели на первый план в процессах формирования коллективной идентичности блока традиционную бинарную логику «свой» — «чужой» и позиционирование себя в качестве прежде всего военного альянса.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Автор(ы): Прохоренко Ирина Львовна
Сохранить в закладках
«Открытые двери» НАТО в постбиполярный период и отношения альянса с Россией (2024)

Одна из важнейших проблем, с которой столкнулась Россия после холодной войны при отстаивании своих национальных интересов, была связана с ее стремлением найти свое место в европейском порядке в условиях доминирования коллективного Запада и его институтов. Североатлантический альянс (Организация Североатлантического договора, НАТО) не только не был распущен после завершения миссии, ради которой он был создан, но и стал принимать на себя новые задачи ради удержания европейских союзников в орбите США. Среди механизмов, которые использует Вашингтон в этих целях, особую роль сразу после распада биполярной системы в Европе стал играть процесс постоянного расширения НАТО, в первую очередь за счет бывших союзников СССР по Организации Варшавского договора. В настоящей статье автор ставит двойную цель: выявить логику эволюции политики НАТО по расширению на восток и оценить ее последствия для самого альянса, а также проследить изменения в официальной позиции российской стороны в контексте реализации этой политики. В первом разделе статьи выделяются основные этапы расширения НАТО в постбиполярный период. Отмечается, что западные страны, рассматривая принцип «открытых дверей» как продолжение политики сдерживания в новых геополитических условиях и получая по мере его реализации конкретные военно-политические дивиденды, в определенный момент осознали невозможность быстрого принятия государств постсоветского пространства в НАТО и переключили внимание на регион Северной Европы. Во втором разделе анализируется реакция России на маневрирование альянса. Подчеркивается, что постепенно обеспокоенность российского руководства возможной маргинализацией страны в евро-атлантических институтах сменилась политикой силового противодействия принципу «открытых дверей», по мере того как альянс выходил за рамки зоны своей традиционной ответственности. В заключение автор приходит к выводу, что расширение НАТО оказало неоднозначное влияние и на систему европейской безопасности, и на сам альянс. С одной стороны, оно дало США новые возможности для проекции мощи и закрепления статуса гегемона в Европе. С другой стороны, целесообразность и эффективность такой политики на современном этапе ставятся под сомнение коллективным Западом, столкнувшимся с рядом серьезных вызовов как в Европейском регионе, так и за его пределами. В условиях этой неопределенности, по мнению автора, НАТО будет постепенно отказываться от принципа «отрытых дверей» в пользу более гибких форматов военно-политического взаимодействия со странами, не являющимися членами блока.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Автор(ы): Смирнов Павел Евгеньевич
Сохранить в закладках
Политика санкций ЕС: тернистый путь трансформации (2025)

Рост международной напряженности в последние годы ставит перед руководством Европейского союза острые вопросы о перспективах как внутреннего развития объединения, так и его глобального позиционирования. В этом контексте особый интерес представляет анализ санкционной политики ЕС как ключевого инструмента его внешнеполитической стратегии. Подобный анализ может помочь не только выявить специфические особенности Евросоюза как субъекта рестрикций, но и приблизиться к пониманию современных тенденций эволюции данного интеграционного объединения в целом. В первом разделе рассмотрены ключевые институты, ответственные за разработку санкционной политики ЕС, а также принципы и механизмы принятия и имплементации соответствующих мер. В качестве отличительных маркеров политики санкций ЕС автор выделяет ее адресный и ценностно-ориентированный подход, стремление к многосторонности и внимание к вопросам гуманитарных исключений. Во втором разделе прослежена эволюция санкционной политики ЕС в период с 1992 по 2022 г. Показано, что уже в 2010-е годы обозначилась тенденция к переходу от использования ЕС санкций как прежде всего средства донесения до адресата определенного политического послания, призванного способствовать защите прав человека и демократических ценностей, к их применению в качестве инструмента экономического давления. Одновременно громко заявляют о себе противоречия с США по вопросам вторичных санкций. Всё это подталкивает руководство ЕС к осознанию необходимости укреплять санкционную политику и стратегическую автономию. В третьем разделе проанализированы ключевые аспекты начавшейся в 2022 г. качественной трансформации санкционной политики ЕС. Автор отмечает, что наряду с резким увеличением объема санкционных ограничений против России в связи с проводимой ею специальной военной операцией на Украине важнейшим элементом этой трансформации стала активизация борьбы ЕС с обходом санкций. Всё это говорит о растущей готовности Брюсселя, прежде осуждавшего практику экстерриториальных санкций, пойти на применение санкционных мер за пределами своих территориальных границ. Одновременно наметилась тенденция к значительному усилению роли Еврокомиссии в разработке ограничительных мер, что существенно меняет институциональный баланс внутри ЕС в ее пользу, способствуя усилению наднационального начала. Перспективы реализации этих тенденций во многом будут зависеть от международного контекста и способности объединения согласовать между собой широкую палитру интересов государств — членов ЕС.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 16 № 4 (2024)
Автор(ы): Оганисян Лида Давидовна
Сохранить в закладках
ПОТЕРЯ СВЯЗИ - ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИТОГАХ 2023 ГОДА (2024)

Политические и экономические итоги 2023 года - это дальнейшее нарастание неопределенности и многовариантности мирового развития. Вместе с тем в 2023 г. стала очевидной невозможность возврата в «дивный старый мир». Препятствием для этого стали не Россия и не Китай, а вся объективно сложившаяся совокупность международных отношений, в том числе в экономической сфере. Авторы сознательно не затрагивают проблематику СВО, так как исходят из того, что это не причина, а следствие накопленных противоречий глобального масштаба.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (181) (2024)
Автор(ы): Максимцев Игорь Анатольевич, МЕЖЕВИЧ НИКОЛАЙ МАРАТОВИЧ, Хлутков Андрей Драгомирович
Сохранить в закладках
Трансформация нормативной силы Европейского союза и построение цифрового суверенитета под влиянием новых вызовов (2025)

Цель статьи состоит в том, чтобы определить является ли геополитическое позиционирование Европейского союза (ЕС) и дискурс «цифрового суверенитета» отказом от нормативного проекта ЕС. Объектом исследования является нормативная сила ЕС. Предметом исследования является цифровая политика ЕС. Автор рассматривает положения теории нормативной силы Яна Маннерса и приводит критику теории другими исследователями. Особое внимание уделяется принципам действия нормативной силы Евросоюза в цифровой политике. Также рассмотрены легитимность нормативной силы ЕС через теорию ролей, геополитизация цифровой политики ЕС и влияние геополитического поворота на нормативную силу ЕС. В статье обсуждается концепция «цифрового суверенитета» в контексте нормативной силы и сочетаемости геополитического ЕС с прежним образом. Дискурс «цифрового суверенитета» ЕС анализируется как попытка активировать новую международную норму в противовес моделям регулирования Интернета в Китае и США. Приводятся аргументы в пользу мнения, что «цифровой суверенитет» - новое проявление нормативной силы ЕС. В работе применены методы теоретического исследования, а именно: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и классификация. Новизна исследования заключается в анализе нормативной силы Европейского союза в контексте регулирования цифровой политики и создания новых стандартов управления цифровой сферой. Вкладом автора в исследование темы является рассмотрение нормативной силы ЕС через призму теории ролей и проявления адаптивности по отношению к внешним вызовам. Новизной исследования является анализ “цифрового суверенитета” как проявления нормативной силы ЕС. Основным выводами приведенного исследования являются: 1) Новый геополитический курс ЕС в цифровой политике не означает отказ от нормативного проекта ЕС и смену парадигмы. Принципы могут принимать разные формы для соответствия мировой конъюнктуре, но ядро в виде европейских ценностей остается неизменным и используется как основа для создания регулирующего законодательства. 2) Использование дискурса «цифрового суверенитета» и более жесткая риторика позволяют ЕС вписаться в новый геостратегический мир и получить возможность и дальше экспортировать европейские ценности и стандарты. 3) «Цифровой суверенитет» - дискурсивное выражение нежелания ЕС занимать одну из крайних позиций, олицетворенных в подходах США и Китая.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ватулина Александра Александровна
Сохранить в закладках
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

Целью исследования является анализ текущего состояния и среднесрочных перспектив развития экономики России на основе ее внешнеторговых взаимодействий. Выявлено, что российская экономика характеризовалась высокими рисками для инвестирования и барьерами внешнеэкономических взаимодействий, а также зависимостью от динамики мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу ее экспорта. Показано, что в 2014-2023 гг. Россия столкнулась с санкциями (вначале - с «локальными», далее - с «широкомасштабными»), в результате которых увеличились риски функционирования ее экономики при смещении внешней торговли с европейского рынка в пользу дружественных государств: Китая, Индии, Турции, некоторых постсоветских стран и Бразилии. Выявлено, что по причине проявления эффекта «ловушки большой страны» ключевым фактором развития экономики России в среднесрочном периоде является динамика цен на сырую нефть, даже в условиях санкций. На основе международного и российского прогнозов показаны сценарии развития российской экономики в среднесрочной перспективе, основными параметрами которых является динамика цен на сырую нефть на мировом рынке, а также влияние государственной политики.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Изотов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
Влияние положения малой страны и исторических травм на внешнюю политику Сербии в контексте противостояния России и Запада (2025)

Предметом исследования настоящей статьи является внешняя политика Сербии как малой страны в отношении России и Запада в период их противостояния с 2022 года. Объектом же исследования является Республика Сербия. Автор фокусирует свое внимание на анализе поведения Белграда через концепцию “малой страны” (small state) и через особенности исторического развития республики. При анализе факторов малой страны отдельное внимание уделяется их внешнеполитическим стратегиям, которые выделили исследователи XX-ого века и которые Белград применяет сейчас. При выявлении факторов исторического развития политического руководства в Белграде в сравнительной перспективе фокус исследования направлен на периоды внешней Югославии при Й. Броз Тито и противоположный курс при С. Милошевиче. Все эти факторы суммируются и объясняют выбранную Сербией стратегию внешней политики балансирования между двумя крупными игроками. В исследовании применяется социальный конструктивизм, позволяющий проанализировать, как исторически сложившаяся идентичность Сербии (нейтралитет Тито, изоляционизм Милошевича) влияет на ее современный внешнеполитический курс. Неореалистский подход используется для оценки системных ограничений, с которыми сталкивается Белград, будучи малой страной. Контент-анализ официальных документов позволяет проанализировать заявления сербских властей и медиадискурса в заданный период. Новизна настоящего исследования заключается в анализе внутриполитических факторов Республики Сербия в контексте ее внешнеполитической стратегии в период с 2022 года. Новым представляется также анализ внешней политики Сербии сквозь призму теорий малых стран. В отечественной научной литературе исследования сконцентрированы лишь на двусторонних отношениях Москвы и Белграда. В настоящей работе же происходит изучение факторов, которые побуждают руководство Сербии вести отношения как с Россией, так и с Западом. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Сербии сохраняет стратегическую осторожность и балансирование между великими державами по причине исторического опыта (негативными последствиями изоляции 1990-х гг. при Милошевиче и поражения в югославских войнах, с одной стороны и нейтралитет Тито и рост экономики Югославии с другой) до той поры, пока внутренние и внешние обстоятельства не вынудят Белград сделать выбор в пользу одной из великих держав.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Болиев Сергей Олегович
Сохранить в закладках
Анализ некоторых последствий защиты права на осуществление правосудия по спорам, связанным с санкционными сделками (2025)

В рамках статьи автор анализирует условия применения положения статьи 248.1 АПК РФ в части обоснования исключительной подсудности российских судов по спорам с участием лиц, затронутых санкционными ограничениями, а также условия применения статьи 11(а) Регламента (ЕС) 833/2014, предоставляющей гражданам Европейского Союза и юридическим лицам, инкорпорированным в Европейском Союзе право на возмещение убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением спора, связанного с санкционной сделкой, в юрисдикции за пределами Европейского Союза и, в частности в российских государственных судах в случае обоснования компетенции российским судом на основании статьи 248.1 АПК РФ. Автор рассматривает предпосылки применения соответствующих норм с учетом актуальной судебной практики, выделяет различия и общность подходов к реализации соответствующих правомочий. Автор использует сравнительно-правовой метод и проводит сравнение правовых подходов к применению статьи 248.1 АПК РФ с предпосылками применения статьи 11(а) Регламента (ЕС) 833/2014. Тематика исследования представляется автору актуальной в связи с необходимостью анализа нарабатываемых судебных подходов к применению статьи 248.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, направленных на защиту конституционного права российских физических и юридических лиц на судебную защиту. Также научный интерес представляют подходы иностранных государств, направленных на защиту иностранных лиц и переноса судебных споров в иностранную юрисдикцию в целях гарантирования максимальной защиты иностранных граждан и юридических лиц, независимо от возможности предоставления равных юрисдикционных и организационных гарантий российских участников спора. Сравнительный анализ предпосылок применения соответствующих правовых норм в Российской Федерации и Европейском Союзе позволяет выявить как схожие подходы к правовому регулированию, так и различия, а также оценить влияние применения данных норм на правовое и экономическое положение участников спора.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Безбородов Александр Юрьевич
Сохранить в закладках
Однополярность в понимании гендерного равенства: игнорирование мужских аспектов в глобальной политике (2025)

В представленном научном исследовании выявляется существенный дисбаланс в подходах к обеспечению равноправия полов. Анализ глобальных тенденций показывает, что чрезмерная концентрация на женской проблематике создает значительные препятствия для достижения подлинного гендерного паритета. Примечательно, что систематическое игнорирование маскулинных аспектов в социально-политическом дискурсе существенно затрудняет реализацию комплексного подхода к решению гендерных вопросов. Данная научная работа акцентирует внимание на необходимости переосмысления текущей парадигмы, где доминирующее положение занимает исключительно феминистская повестка, что противоречит принципам всеобъемлющего равенства. Предметом исследования является фокусирование на комплексном анализе стратегических инициатив и программных документов наднациональных структур (в частности, Европейского Союза и Организации Объединенных Наций) в контексте гендерной проблематики. Основополагающей задачей данной научной работы выступает критическое осмысление текущих диспропорций в гендерной политике с последующей разработкой научно обоснованного инструментария по эффективной имплементации маскулинных компонентов в существующую систему гендерного регулирования международных организаций. Для достижения поставленных целей использовались различные методы, включая сравнительный анализ, контент-анализ и структурный анализ дискурса, что позволило выявить доминирующие подходы к гендерным проблемам и оценить степень включения проблем мужчин в официальные документы. Результаты исследования указывают на то, что игнорирование вопросов маскулинной идентичности и гендерной дискриминации создает существенные препятствия для формирования эффективной системы гендерно-правовых взаимоотношений. Данная проблематика усугубляется возникновением межличностных конфронтаций и социальной напряженности в сфере гендерного взаимодействия. Более того, наблюдается дезориентация индивидов в контексте поведенческих паттернов, характерных для представителей обоих полов, что приводит к дискриминационным практикам в отношении молодежи и эскалации конфликтного потенциала в межполовых отношениях. В контексте современных научных изысканий проблематика гендерного паритета требует методологической трансформации и переосмысления базовых концептуальных положений. Интеграция кросс-культурных компонентов в систему анализа социальной стратификации позволяет сформировать многоаспектную модель равноправия, учитывающую этнокультурные и демографические особенности различных общественных групп. Особую значимость приобретает модернизация существующих подходов к миграционной политике через призму гендерной дифференциации, что способствует созданию эффективного механизма обеспечения равных возможностей в глобальном масштабе.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Мадатов Олег Яковлевич
Сохранить в закладках
Европейское законодательство об общественном контроле: проблемы и перспективы развития (2025)

Настоящая статья посвящена анализу современных проблем развития европейского законодательства об общественном контроле. Авторы исследуют современное состояние и этапы развития европейского законодательства, составляющего основы общественного контроля в Европейском Союзе. Отмечается, что термин «общественный контроль» в целом не знаком юридической терминологии как европейского законодательства, так и законодательства стран, являющихся членами Европейского Союза. В терминологическом обороте используются термины «прозрачность» и «участие». При этом, под прозрачностью понимается доступность, открытость как органов власти Европейского Союза, так и государств, входящих в его состав. А под участием следует понимать возможность институтов гражданского общества участвовать в принятии решений Европейского Союза, взаимодействовать с его институтами, например, посредством диалога через организации гражданского общества, членами которых они являются. В работе использован ряд методов научного познания, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе выявлены, формализованы и исследованы основные проблемы, которые препятствуют развитию института общественного контроля в Европейском Союзе, в частности, отсутствие: на уровне Европейского Союза единого кодифицированного акта конституционного уровня; закрепления в европейском законодательстве прямого указания на право институтов (субъектов) гражданского общества осуществлять контроль за европейской бюрократией и органами публичной власти национальных государств, являющихся членами Европейского Союза, а также за иными объектами, реализующими отдельные публичные полномочия на территории Европейского Союза (например, европейскими неправительственными организациями); в правовой доктрине гражданского общества и его контроля комплексных исследований, посвященных анализу форм, методов, принципов, видов и форм мероприятий вышеназванного контроля гражданского общества; у субъектов гражданского общества набора реальных полномочий по контролю за европейской бюрократией; закрепления в европейском законодательстве системы мер уголовной ответственности должностных лиц европейской бюрократии за игнорирование требований институтов гражданского общества или воспрепятствование их законной деятельности; специализированных субъектов вышеназванного контроля гражданского общества.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Чешин Андрей Владимирович, Гончаров Виталий Викторович, Малиновский Олег Николаевич, Петренко Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
Новая космическая политика Европейского Союза для сохранения позиций Европы среди космических лидеров (2019)

В этой статье анализируется текущая космическая стратегия ЕС и проводится её сопоставление с существующими глобальными вызовами в космической отрасли. Конечная цель этого исследования — предложить Европейской комиссии хорошо продуманную космическую политику, которая обеспечит эффективное и устойчивое исследование и использование космического пространства на благо всех стран — членов ЕС. Для разработки наиболее эффективной космической политики необходимо изучить особенности космической отрасли в Европе. В этой статье утверждается, что космическая политика ЕС должна быть направлена на обеспечение европейской автономии в вопросах доступа к космическому пространству и его использования. Автор подробно анализирует проблемы и возможности, связанные с динамичным развитием частного космического сектора. Особое внимание уделяется важности взаимовыгодного сотрудничества между государственными учреждениями и частными компаниями. В статье делается вывод о том, что Европейскому союзу пора разработать смелую и перспективную космическую политику.

Издание: ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМОСА
Выпуск: № 2 (2019)
Автор(ы): Кольчиньский Петр
Сохранить в закладках
Право на эвтаназию за рубежом: опыт публичноправового исследования (2025)

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу права на эвтаназию, закрепленному в ряде иностранных государств. Предметом анализа становятся соответствующие положения зарубежного законодательства, посвященные возможности лишения физических лиц жизни как ими самими (с помощью третьих лиц), так и непосредственно третьими лицами (по решению вышеназванных физических лиц, их родственников, а также в ряде иных случаев). Под правом на эвтаназию следует понимать право на прекращение человеком своей жизни третьими лицами, либо при помощи третьих лиц (без которых оно не могло быть реализовано), осуществленное путем использования способов и при соблюдении условий, закрепленных в действующем законодательстве, правовых обычаях, либо отраженных в судебных прецедентах. Эвтаназию следует отличать от самоубийства, то есть от лишения человека себя жизни путем совершения определенных действий (активное самоубийство), либо путем бездействия (следствием которого выступает наступление смерти). В работе использован ряд методов научного исследования: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Мы считаем, что понятие ассистированное самоубийство, активно используемое в зарубежном законодательстве при описании права человека на эвтаназию (и способов ее совершения), когда человек лишает себя жизни сам, но при помощи третьих лиц, является корректным лишь в случаях, когда отсутствие вышеназванной помощи не влияло на вероятность наступления смерти. Если же наступление смерти без вышеупомянутой помощи третьих лиц было бы не возможным, то речь идет не об ассистированном самоубийстве, а об убийстве. Проведен анализ и классификация зарубежного законодательства ряда стран в контексте закрепления и реализации в данных странах физическими лицами права на эвтаназию. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы, касающиеся возможности, необходимости и перспектив закрепления данного права в Российской Федерации и Республике Беларусь. Цель исследования состоит изучении права на эвтаназию как социально-правового явления, причин его возникновения и продвижения в законодательстве и судебной практике ряда иностранных государств.

Издание: АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Василевич Дмитрий Григорьевич, Гончаров Виталий Викторович, ПОТАПЕНКО Сергей Викторович, Безуглов Сергей Вячеславович
Сохранить в закладках