В статье кратко рассмотрены проблемы оценки управления развитием территориальных образовательных систем в Арктической зоне Российской Федерации на примере арктических районов Республики Саха (Якутия). Установлено региональное своеобразие образовательных систем арктических районов Якутии: территориальная разобщенность, малокомплектность и низкий уровень дифференциации образовательных организаций, удаленность органов управления образованием. Выявлена пространственная и демографическая маркированность управления образованием в Арктике. На основе исследований, проведенных в Северо-Восточном федеральном университете в 2012-2024 гг., раскрываются особенности позиционирования арктических районов в образовательном пространстве республики. Выделены доминантные компоненты управления развитием образовательных систем арктических районов. Показаны расширение масштаба и разнообразие используемых методов оценки, их вариативность и адаптируемость к контекстным факторам.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследований по оценке влияния пространственного и демографического факторов на развитие территориальных образовательных систем обусловлена значительным разнообразием образовательного ландшафта в регионах, ростом неопределенности среды. В условиях выстраивания новых моделей образования основным фактором развития человеческого капитала в регионах становится эффективность механизмов управления и наличие соответствующих инструментов оценки.
Список литературы
1. Модели и методы прогнозирования: Азиатская Россия в экономике страны. Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2023. EDN: OHZDLZ
2. Экономическая политика России в межотраслевой и пространственном измерении: материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевой и региональному анализу и прогнозированию. Москва: НАУКА, 2023; Т. 5.
3. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): статистический сборник. Якутск: Типография СМИК, 2023.
4. Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы. Государственная программа Республики Саха (Якутия), утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. № 892.
5. Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и плановый период до 2026 года. Государственная программа Республики Саха (Якутия), утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года № 353.
6. Публичный отчет Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) за 2023 года и задачи на 2024 год. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Obispolnitelynom-OGV-RS-/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS-/publichnye-doklady-mo-rsja.
7. Can digital transformation solve the problem of arctic youth migration outflow? Sustainability. 2020; Vol. 12, № 24: 1-12.
8. Can digital transformation solve the problem of arctic youth migration outflow? Sustainability. 2020; Vol. 12, № 24: 1-12.
9. Публичный отчет о состоянии и развитии системы общего образования Абыйского улуса (района) по итогам 2022-2023 учебного года. Available at: https://uoabiy.obr.sakha.gov.ru/dejatelnost/otchety.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается влияние использования игровых механик на процесс обучения. Авторами описаны возможности, которые предоставляет игрофикация обучающимся и преподавателям: создание сильной мотивации, улучшение вовлеченности, повышение эффективности обучения, помощь в усвоении сложных понятий, получение новых навыков и др. Установлено, что основной сильной стороной геймификации является мгновенное получение обратной связи по результату выполнения задания, чего недостает традиционному образованию. Особое внимание уделяется игровым механикам и тому, как они могут быть использованы в учебной деятельности: введение системы баллов, квесты, «игры по ролям», использование механики командных заданий, получение «ачивки», различные прогресс-бары и графики. На практических примерах авторы показывают, как игровые механики могут применяться в процессе преподавания иностранного языка и философии. Вместе с тем подчеркивается, что игрофикация не универсальна, игровые механики невозможно применять при преподавании всех учебных дисциплин и нельзя полностью заменить классические методы преподавания. Глубокого изучения предмета не представляется возможным достигнуть только через игровые элементы, так как механики концентрируются на упрощении подачи материала.
Исследование интенсифицирует практику применения субъектно-ориентированных технологий в рамках подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в перспективе появления нового спектра профессий на основе междисциплинарности в самом обозримом будущем. Акцентируется необходимость развития субъектной позиции студентов бакалавриата как основы самоопределения и самоактуализации. Объясняется роль высшего образования в отечественной подготовке кадрового инновационного потенциала междисциплинарной направленности и необходимость методологического обоснования применения субъектно-ориентированных технологий в учебном процессе. Обозначены концептуальные основы нормативно-правовой документации, апеллирующие к необходимости пересмотра идей и принципов интерактивных технологий, ориентированных на активизацию позиции обучающихся и развитие их индивидуальности. Предлагается авторский анализ подходов к понятию «субъективно-ориентированные технологии», раскрыт его смысл, характерные особенности. Предпринята попытка представить этапы педагогического сопровождения актуализации субъектно-ориентированных технологий, обеспечивающие диалоговый, партнерский характер взаимодействия. Проанализирован кейс по реализации субъектно-ориентированных технологий с целью стимулирования активности, самостоятельности, ценностного отношения студентов бакалавриата четвертого года обучения к будущей профессиональной деятельности на примере направления подготовки 38.03.06 Торговое дело (ОП «Международная коммерция») на базе Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС (г Москва). Конкретизированы способы реализации субъектно-ориентированных технологий: работа над проектом, сюжетно-ролевая игра, кейс-технологии и средства - социальные медиа. Заявлены результаты применения субъектно-ориентированных технологий в попытке оценить положительное влияние на становление субъектности, процесс самоопределения и эффективную реализацию свободного выбора будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности.
Данная статья посвящена вопросу использования мобильных технологий в обучении слабослышащих китайскому языку. Свое исследование авторы основывают на принципах обучения слабослышащих иностранным языкам и результатах анализа мобильных технологий, которые способны реализовать данные принципы в обучении. Последовательно рассматриваются технологии дополненной и виртуальной реальности, технологии тактильной обратной связи, технологии социальных сетей, использование русского и китайского жестового языка в обучении китайскому языку, визуальную дифференциацию фонетических явлений и иллюстративно доказывается то, что указанные принципы и технологии способны оказать положительное влияние на процесс обучения слабослышащих китайскому языку. Авторы также привлекают визуальную наглядность, формирование ассоциаций и динамическое отображение жестового языка к применению в методике обучения китайскому языку слабослышащих обучающихся. Представленные данные позволяют сделать вывод, что использование мобильных технологий способно повысить эффективность обучения слабослышащих китайскому языку. Результаты исследования можно использовать при разработке методик обучения слабослышащих китайскому языку.
Цель статьи - обобщение специфических национальных, психологических, этносоциальных особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки) в рамках начального этапа обучения с установкой на выявление сходных или сближающих их черт. В качестве сходных этнопсихологических черт были выявлены следующие: страх «совершить ошибку», нежелание прямого диалога с преподавателем, не всегда высокая мотивация и быстрая утомляемость. На основе установленных сходных этнопсихологических черт даётся ряд рекомендаций для работы в мультикультурной группе, касающихся типов заданий, характера подачи учебного материала, специфики взаимодействия преподавателя со студентами. В качестве наиболее эффективных и продуктивных приёмов для работы в мультикультурной аудитории в статье предлагаются различные интерактивные виды деятельности, фрагментарность в подаче учебного материала, визуализация, геймизация, частая смена видов деятельности и индивидуальный подход.
Статья посвящена анализу физико-математического образования в России на всех уровнях - от начальной школы до университета. Проводится сравнение с образованием в других странах. Показано, что образование, даже такое наиболее далекое от общественно-политических проблем, как физико-математическое, неизбежно оказывается идеологизированным, и это накладывает отпечаток на все его аспекты от отбора материала до выбора степени строгости изложения. Обозначены проблемы, возникающие на данном этапе развития российского физико-математического образования, и предлагаются рациональные способы устранения имеющихся трудностей, начиная с частных методик преподавателей, возможности интернет-образования, использования искусственного интеллекта, обращение к которому доступно современным студентам и школьникам, и заканчивая полномасштабным участием государства в формировании доктрины образования. Обозначены и конкретные проблемы, возникающие, например, при проведении единого государственного экзамена.
Статья посвящена исследованию феномена «государственно-патриотическое воспитание». Целью статьи является анализ подходов отечественных ученых к рассматриваемому явлению и определение сущности, структуры и особенностей государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета. Применены педагогические методы: изучение и анализ научной литературы, контент-анализ научных публикаций, синтез, обобщение, конкретизация, беседа, опрос. Результат исследования - обоснованы и раскрыты сущность и компоненты государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета; систематизированы характерные особенности изучаемого явления. Материалы и выводы обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью и являются основой для разработки концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Они будут востребованы учеными и исследователями, преподавателями высшей и средней профессиональной школы, организаторами патриотического воспитания учащейся молодежи для проведения научных изысканий, организации воспитательно-патриотической работы.
Издательство
- Издательство
- РМНКО
- Регион
- Россия, Горно-Алтайск
- Почтовый адрес
- 649000, г. Горно-Алтайск, пр-т. Коммунистический, 68, офис 301, редколлегия журнала "Мир науки, культуры, образования".
- Юр. адрес
- 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г. И., д. 34, кв. 32
- ФИО
- Петров Андрей Андреевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- mnko@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (980) 1122508