SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Новое в жизни, науке, технике Серия IX «Физика, математика, астрономия» №10 1966 г. Ученые выступают в центральном лектории Всесоюзного общества «Знание» Беседы по актуальным проблемам науки Звезды и вселенная В беседе участвуют: академик В. А. Амбарцумян, доктор физико-математических наук Б. А. Воронцав-Вельяминов, член-корреспондент АН СССР В. Л. Гинзбург, академик АН Эстонской ССР Г. И. Наан, кандидат физико-математических наук И. Д. Новиков, доктор физико-математических наук Я. А. Смородинский Москва: Издательство «Знание», 1966
«Всеобщая история искусств» представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства середины XX века.
Книга 2: рассмотрены (также начиная с конца 19 в. до нашего времени) искусство стран мировой системы социализма.
Самоорганизация — удивительное свойство живых организмов, к пониманию которого настойчиво продвигается современная наука. Изучение процессов самоорганизации имеет не только принципиальное, но и большое практическое значение, открывая возможность использовать природные механизмы при создании современных технических устройств.
В книге собрано 22 доклада видных американских и английских ученых, в том числе таких всемирно известных исследователей, как Эшби, Розенблатт, Маккаллок, Паск и др. Тематика докладов чрезвычайно разнообразна, она охватывает пограничные вопросы математики, физики, техники, биологии, психологии и философии. Особую ценность придает книге помещенная в конце докладов дискуссия.
Материал книги весьма интересен для специалистов различного профиля — математиков, инженеров, биологов, нейрофизиологов, психологов, философов и всех, кто интересуется проблемами современной кибернетики и бионики.
Автор ставит себе цель рассмотреть ряд методологических проблем статистической науки, непосредственно связанных с социальными, в том числе и социологическими исследованиями.
В предлагаемой брошюре речь пойдет о логике статистического познания действительности, о конкретных приемах статистического познания в той мере, в какой это необходимо для ознакомления с сущностью статистических выводов.
А. Моля является интересной попыткой распространить методы математики, кибернетики и экспериментальной психологии на изучение некоторых вопросов эстетики. По существу книга представляет собой первую монографию, где с точки зрения теории информации рассматриваются сложные проблемы художественного восприятия и творчества.
Помимо интересных обобщений, в книге содержится богатый фактический материал, широко привлекаются примеры из области музыки, литературы, изобразительных искусств, театра, кино и телевидения и излагаются собственные исследования автора в области „экспериментальной эстетики“.
К книге приложена богатая библиография, существенно дополненная редакторами русского издания.
Во вступительной статье и послесловии дана философская и конкретнонаучная оценка книги.
Книга написана языком, понятным как специалистам гуманитарных направлений, так и представителям точных наук. Она представляет значительный интерес для работников искусства и литературы, философов, психологов и специалистов в области эстетики, для математиков и инженеров, разрабатывающих проблемы моделирования психических процессов, и для широких кругов советской интеллигенции.
Философия диалектического материализма представляет собой науку о всеобщих законах природы, общества и человеческого мышления, учение об универсальных свойствах движущейся материи. Она исследует такие стороны и законы действительности, которые проявляются во всех окружающих нас явлениях, в самом человеческом познании. В силу этого она выступает в качестве целостного синтетического мировоззрения, основывающегося на обобщении достижений всех наук о природе и обществе.
Здесь собраны образцы древнеиндийской афористики: изречения из басен, поэм, трактатов, созданных в древней Индии. Изречения эти лучше всего говорят сами за себя и вряд ли требуют обширных пояснений. Ниже будет высказано лишь несколько замечаний об афоризмах вообще и об индийской афористике, некоторые черты которой определили характер этой антологии.
Под афоризмом (от греческого aphorismos — букв. «ограничение», «определение») понимают обычно обобщение жизненного опыта, наставление в определенном образе действий, изложенное в сжатой, удобной для запоминания форме. В зависимости от характера традиции — устнофольклорной или письменной — афоризмы тяготеют, с одной стороны, к типам пословицы, поговорки, с другой — к сентенции, изречению, заповеди 1 1. Здесь представлены лишь афоризмы второго рода — о них в основном и будет идти речь.
У Альбрехта Дюрера есть гравюра «Меланхолия». Она изображает удрученную и уставшую Мудрость. Удручение это произошло оттого, что Мудрость дерзнула постигать мир с помощью инструментов, созданных наукой: пыталась открыть истину, наблюдая и сравнивая, исчисляя и взвешивая.
И вот научные инструменты (циркуль, рычажные весы, песочные часы) в беспорядке разбросаны вокруг, а сама Мудрость обращает взор внутрь. Там, в неисповедимых глубинах собственного духа, она надеется подслушать то, чего искала и не нашла в наблюдаемом и измеримом мире.
Каким образом предшествующие явления связаны с последующими, в какой степени прошлое предопределяет будущее и можно ли на основе знания всех причинных связей в настоящем определить все возможные следствия на будущее? Все эти и аналогичные им вопросы возникали с незапамятных времен, и их обсуждение всегда стояло в центре внимания науки и практики.
Во многих философских системах прошлого на них давались положительные ответы, и это соответствовало оптимистическому мировоззрению людей, которые всегда хотели видеть будущее лучше настоящего и надеялись со временем решить все задачи, доставлявшие им неприятности и страдания в прошлом. Будущее оптимистами представлялось как улучшенное настоящее, изображалось в идеализированных образах и представлениях.
Но часто этим надеждам не суждено было сбыться. Опустошительные войны и эпидемии, голод и нищета уносили в могилы миллионы людей, их повсюду подстерегали несчастья и непредвиденные бедствия. И вот тогда возникала мысль, что пути господа бога неисповедимы, что будущее не обязательно может быть лучше настоящего и что эта земная жизнь представляет собой юдоль скорби и печали, а подлинное освобождение от страданий может быть лишь в загробной жизни, в раю, куда допустят только праведных.
В 20е годы нашего столетия в Германии и во Франции возникает новое идеалистическое течение, за которым закрепилось название экзистенциализма, или «философии существования».
В своем содержании экзистенциализм чутко уловил и возвел в ранг философской истины мироощущение потерянности и трагичности жизни, представление о неустойчивости и бессмысленности человеческого существования, неминуемом крахе «естественных» устоев человеческого общежития — черты, характерные для мелкобуржуазного и буржуазного сознания эпохи империализма.
Экзистенциализм, таким образом, не узнал «академическая» философская школа, интересующая лишь небольшой круг профессионалов; впитавши глубокий кризис общественной психологии и идеологии современного буржуазного общества, он создал своеобразный вариант идеализма по существу религиозного толка, претендующий на роль единственной «философии человека XX в.»