SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В настоящих очерках критически рассматриваются философские взгляды предшественников и главнейших представителей позитивизма — одного из наиболее влиятельных направлений в буржуазной философии XIX—XX вв. Здесь проанализированы учения тех позитивистов, с деятельностью которых связано существование относительно самостоятельных этапов развития позитивизма, заметно отличающихся друг от друга по характеру содержащихся в них философских идей.
Возникнув в результате обработки отдельных разделов прочитанных лекционных курсов по домарксистской и современной буржуазной истории философии, эти очерки имеют своей задачей прежде всего дать читателям общее представление о позитивизме и указать на важнейшие изменения, происходившие в этой философии на протяжении более чем столетия ее существования. Но этого было бы недостаточно. Студентам, специально изучающим историю философии, необходим также материал для изучения ими в отдельности философских воззрений О. Конта, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Э. Маха, Р. Авенариуса, М. Шлика и Р. Карнапа.
Наибольшие трудности в педагогическом отношении представляет неопозитивизм как в силу сложности его доктрины, так и в силу отсутствия на русском языке достаточно полных изданий первоисточников и критических работ, которые могли бы быть использованы в практике преподавания. По замыслу автора данные очерки должны хотя бы в некоторой мере удовлетворить потребность студентов в учебном пособии указанного рода.
В силу сложившихся исторических условий народы Средней Азии и Ирана в эпоху средневековья оказались под эгидой арабского халифата, а позднее входили в состав одних и тех же феодальных государств. Несмотря на тяжелые условия, вызванные господством иноземных захватчиков, народы Средней Азии и Ирана создали свою оригинальную самобытную культуру, пронесли через ряд веков прогрессивные традиции.
Огромную роль в процессе взаимодействия и взаимного влияния культур этих народов сыграли общность литературного языка, их культурная и этническая близость. Поэтому деятельность выдающихся представителей научной, философской и общественно-политической мысли эпохи средневековья — Хорезми, Рази, Фараби, Бируни, Ибн-Сина, Омара Хайяма и многих других — связана с историческими судьбами как народов Средней Азии, так и Ирана.
В настоящей книге собраны статьи немецких авторов-марксистов, посвященные мало исследованному в современной марксистской литературе вопросу — развитию немецкой буржуазной философии после 1917 года. Иными словами, авторы рассматривают особенности развития немецкого идеализма в связи с тем влиянием, которое оказала Великая Октябрьская социалистическая революция на капиталистический мир.
Несмотря на скромные размеры книги, в ней собран интересный и тщательно отобранный материал. Первоначально статьи были написаны по заказу Института философии АН СССР для шеститомной «Истории философии». Вслед за тем они были опубликованы в ГДР отдельным изданием.
Марксизм-ленинизм — это научное выражение коренных интересов рабочего класса и всех трудящихся, это наука о законах развития природы и общества, наука о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о путях построения социализма и коммунизма. Марксизм-ленинизм дает научную основу для политики партии рабочего класса. Вот почему отстаивание чистоты марксистско-ленинского мировоззрения — это закон существования и развития коммунистических партий.
Развитие марксизма-ленинизма осуществляется не изолированно, а в острой борьбе с враждебными марксизму течениями, как вне революционного рабочего движения (буржуазная идеология), так и внутри его (догматизм и ревизионизм). «Осуждая догматизм,— говорится в Декларации представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран,—коммунисты считают ревизионизм главной опасностью в современных условиях».
Ревизия или «пересмотр» марксизма, как указывал В. И. Ленин, является «одним из главных, если не самым главным проявлением буржуазного влияния на пролетариат и буржуазного развращения пролетариев» (1). Ревизионисты всегда стремились извратить и продолжают извращать все коренные положения марксистско-ленинской теории.
Предлагаемая вниманию читателей «Книга для чтения по марксистской философии» имеет задачей просто и доходчиво рассказать о некоторых важнейших вопросах диалектического и исторического материализма. В ее основу положены получившие положительную оценку читателей брошюры по философии из серии «Популярная библиотечка по марксизму-ленинизму», соответствующим образом переработанные и дополненные.
В процессе обработки этих брошюр не ставилась задача полностью устранить повторения в различных статьях. Редакция стремилась сохранить самостоятельное значение отдельных статей, чтобы каждая из них могла быть прочитана и понята независимо от других. Это не учебник, а книга для чтения. Однако само собою разумеется, что последовательное изучение содержания этой книги наиболее целесообразно и плодотворно. В создании книги приняли участие: доктор философских наук М. М. Розенталь («Что такое философия», «Что такое марксистская теория познания»), доктор философских наук Т. И. Ойзерман («В чем сущность и значение материалистической философии»), кандидат философских наук А. И. Уемов («Что такое материя и каково ее строение»), кандидат философских наук А. Е. Фурман («Материалистическая диалектика как метод познания и практической деятельности»), доктор философских наук В. П. Тугаринов («Законы природы и общества»), доктор философских наук Г. Е. Глезерман («Способ производства и его роль в развитии общества»), профессор П. С. Черемных («Что такое классы и почему происходит классовая борьба», «Диктатура пролетариата — главное орудие преобразования общества»), доктор философских наук Д. И. Чесноков («Государство и его роль в истории общества»), кандидат исторических наук С. М. Ковалев («В чем состоит коммунистическое воспитание трудящихся»), кандидат философских наук П. К. Гальдаев («Что такое научный социализм»). Общая редакция книги принадлежит профессору М. М. Розенталю.
Книга рассчитана на широкие круги читателей, интересующихся вопросами марксистско-ленинской философии. Она окажет помощь изучающим диалектический и исторический материализм в системе партийного просвещения.
В книге Ф Ю. Зигеля «Вселенная полна загадок» рассказывается о некоторых, пока еще не решенных проблемах современной астрономии. Издательство и автор выражают глубокую благодарность доктору физико-математических наук Алле Генриховне Масевич за ее ценную помощь в работе над этой книгой.
«Всеобщая история искусств» представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства середины XX века.
Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании.
Эта книга знакомит читателя с основами математической статистики.
Ее автору, известному ученому ван дер Вардену, удалось, не поступаясь математической строгостью, построить свое изложение таким образом, что для чтения книги не требуется знакомства ни с какими специальными разделами математики. Многочисленные примеры, иллюстрирующие применение математической статистики к разного рода научным и практическим задачам, представляют значительный интерес.
Книга принесет большую пользу как специалистам-прикладникам, использующим в своей работе методы математической статистики, так и научным работникам, аспирантам и студентам, специализирующимся в этой области.
Труды Математического института им. В. А. Стеклова.
Одним из источников излагаемого в этой монографии материала являются задачи на диофантовы приближения с показательной функцией.
В книгу включены статьи по истории учебного естествознания, опубликованные на протяжении полувека. Приведенные в хронологический порядок, эти статьи дают довольно полную картину развития методики естествознания в русской школе начиная с XVIII в. Этот материал составляет первую часть книги.
Вторая часть посвящена основным вопросам общей методики естествознания, в разработке которой автор принимал личное участие начиная с 1905 г.