SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье с учетом анализа положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также правоприменительной деятельности выявляется ряд проблем в области осуществления контроля со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением запрета подозреваемыми (обвиняемыми) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления. Для повышения эффективности такого контроля обосновывается необходимость дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации статьей 18.2 с расширением задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе (например, содействие в организации контроля за запретами в отношении подозреваемых, обвиняемых с мерами пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога) и соответствующих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (в частности, наличие постановления об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и залога).
В статье на основе официальных статистических данных о численности и движении осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в Республике Казахстан рассматривается тенденциозность реализации института условного осуждения казахстанской службой пробации. В результате проведенного анализа автор приходит к выводам об обнаруженных закономерностях применения службами пробации условного осуждения на территории Республики Казахстан.
При рассмотрении различных аспектов освобождения осужденных от отбывания принудительных работ в связи с признанием последних инвалидами первой или второй группы выявлена недостаточность правовой регламентации. Автором сделан акцент на закреплении материального права на исследуемый вид досрочного освобождения и процессуального основания рассмотрения вопроса судом; права законного представителя инвалида на подачу ходатайства и полномочия (обязанности) администрации исправительного центра направлять представление в суд об освобождении; возможности привлечения освобожденного инвалида к уголовной ответственности и наказанию в случае непрохождения переосвидетельствования. В статье определяется целесообразность запрета назначения принудительных работ лицам, имеющим инвалидность.
В статье проведен анализ отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с целью оценки перспектив исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества в отношении лиц без определенного места жительства. По результатам анализа сформулирована гипотеза о высоком потенциале деятельности пробации в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении указанной категории осужденных. Кроме того, обнаружены отдельные несовершенства правового регулирования, возможные коллизии Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», предложены пути их устранения.
Статья посвящена исследованию юридической природы условного осуждения, применяемого к несовершеннолетним. Институт условного осуждения требует глубокого анализа с точки зрения не только уголовно-правового, но и уголовно-исполнительного права. Обоснована позиция о том, что, преследуя цель совершенствования правового регулирования и применения условного осуждения к несовершеннолетним, необходимо учитывать особенности правового статуса условно осужденного к лишению свободы, а также проводить качественную работу по осуществлению контроля в рамках исполнительной пробации за поведением несовершеннолетних. Условное осуждение в отношении несовершеннолетних к лишению свободы представляет собой иную меру уголовно-правового характера, которая позволяет не изолировать их от общества, сохраняет за ними максимальный объем и содержание прав и обязанностей, выступает условным основанием для освобождения от реального отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательной колонии.
В статье с учетом положений международных актов аргументируется необходимость разработки концептуального обоснования введения в России досудебной пробации, не включенной в Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Анализируются три предыдущие законопроекта о пробации, обсуждавшиеся в нашей стране во втором десятилетии ХХI века. Рассматриваются три модели досудебной пробации, общепринятые в мировой практике, и приводятся аргументы для реализации в России ее судебной модели как наиболее отвечающей сложившейся правоприменительной практике в сфере уголовного судопроизводства.
В статье представлен анализ конституционно-правовых аспектов регулирования нового для отечественной правовой системы института пробации, который проведен по следующим направлениям: исследование системы законодательства о пробации и ее отраслевого характера; уточнение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в отношении мероприятий, охватываемых системой пробации; систематизация принципов пробации на основе конституционных норм и положений. Установлено, что идеи ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, не являются принципиально новыми для отечественного законодательства. Модель российской системы пробации в формате, получившем законодательное закрепление, опирается на опыт международного сообщества и зарубежных стран. Представляя собой сложный междисциплинарный феномен и комплексный правовой институт, система пробации включает в себя широкий перечень вопросов, относящихся как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что отражает принцип федерализма в ее организации. Система законодательства о пробации охватывает нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня. Конституционные принципы пробации включают в себя принципы гуманизма, федерализма, социального характера государственности, самостоятельности органов местного самоуправления, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равенства.
В статье рассматриваются такие негативные тенденции современного общества, как слабые семейные связи, увядание традиционных семейных ценностей, снижение роли брака, которые выступают в качестве детерминант совершения осужденными, отбывающими наказания без изоляции от общества, повторных преступлений. Предлагается ряд предупредительных мер разного уровня. Выделяются общесоциальные предупредительные меры, направленные на решение проблем института семьи, а также специально-криминологические меры борьбы с причинами повторных преступлений среди осужденных изучаемой категории, имеющих проблемы в семейных отношениях. Сделан вывод о том, что крепкие семейные связи могут оказывать положительный профилактический эффект на совершение повторных преступлений среди осужденных, снижая их число.
В статье осуществлен прогноз возможной несогласованности Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с другими нормативными правовыми актами, а также разработана модель предлагаемых первостепенных изменений для эффективного функционирования системы пробации в России. Подчеркивается, что принятый Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации» является началом глобальной модернизации системы применяемых мер в отношении не только осужденных, но и обвиняемых и подозреваемых, которым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с осмыслением и характеристикой институциональных принципов пробации, с учетом действия положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Принципы пробации как основные руководящие идеи являются векторными ориентирами обеспечения в практической деятельности института пробации. Раскрытие сущности всей системы принципов и каждого принципа в отдельности позволит грамотно осуществлять комплекс мер пробации, что эффективно скажется на единстве правоприменительной практики в отношении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с совершением преступления. По мнению автора, обращение государства к реализации института пробации является подтверждением обеспечения действующей социальной политики и социальных функций. Применение в процессе исследования совокупности общенаучных и частнонаучных методов позволило сформулировать вывод о том, что только при постоянном, системном и единообразном руководстве принципами пробации можно добиться положительной динамики всех пробационных мероприятий и эффективных показателей результативности пробации. Статья отражает субъективную позицию автора по данной проблематике.