SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматриваются вопросы привлечения китайских прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях снижения роли потоков прямых иностранных инвестиций в развитии мировой экономики. Показано, что существуют тенденции снижения роли потоков входящих прямых иностранных инвестиций в мировой экономике в целом с 2001 г., соответственно в экономике России подобные тенденции фиксируются с 2009 г., при этом в случае с российской экономикой основными причинами указанных тенденций можно назвать финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., и введение и ужесточение односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада с 2014 г. Автором приводятся некоторые причины снижения притока китайских прямых иностранных инвестиций в экономику России с 2015-2016 гг., среди которых названы опасения односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада и связанных с ними вторичных санкций, снижение сложности доступа крупных китайских компаний к поставкам российских углеводородных ресурсов и иного сырья (что являлось одним из факторов привлечения прямых иностранных инвестиций из Китая в Россию), наличие сложностей с реализацией инвестиционных проектов у ряда китайских инвесторов в последние годы, обусловленных внутрироссийскими факторами. Также в статье приводятся рекомендации по мерам стимулирования и регулирования потоков китайских прямых иностранных инвестиций в Россию.
Foreign direct investment (FDI) has been crucial in transitioning Central and Eastern European countries from planned to market economies, facilitating technological modernisation, job creation, export performance, and regional competitiveness. However, FDI alone cannot solve economic development challenges; effective policies are essential for leveraging FDI as a catalyst for economic catch-up. This paper aims to derive economic policy lessons for emerging economies through a critical assessment of the Bulgarian experience in attracting FDI. It employs a methodological approach that combines quantitative analysis of key FDI indicators with qualitative evaluation of the policy landscape. Since the end of the 1990s, Bulgaria has secured macroeconomic and political stability as an important precondition for FDI, applying an open-door policy for foreign investors without strategic targeting. The country’s accession to the European Union in 2007 further enhanced its investment appeal. Nevertheless, the passive policy of reliance on a low tax regime and low labour costs without a strategic focus has led to unbalanced regional and unfavourable sectoral distribution with foreign investors crowding into the metropolitan area and sectors like non-tradable services and low-end manufacturing. Thereby, the Bulgarian experience, where the quantity of incoming FDI overshadowed the quality, demonstrates the insufficiency of a laissez-faire FDI strategy for maximising the benefits of FDI. The study underscores the necessity for proactive state policies in emerging economies that not only attract FDI but also ensure it fosters technological transfer and stimulates the economic potential of underdeveloped regions.