SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Малое и среднее предпринимательство в современной России играет стратегическую роль в обеспечении экономического роста, создании новых рабочих мест, стимулировании инновационного потенциала и расширении экспортных возможностей. Однако на фоне глобальных и внутренних вызовов, включая международные санкции, изменения в макроэкономической конъюнктуре, реформы законодательства и усиление регулирующего давления, предпринимательский сектор сталкивается с рядом системных ограничений. Основной исследовательский интерес статьи сосредоточен на анализе налоговой нагрузки и доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства, как наиболее критических барьеров для их устойчивого развития. Цель работы заключается в комплексном изучении актуальных проблем предпринимательской среды в России с учетом внешнеэкономических факторов и в разработке рекомендаций по улучшению условий для ведения бизнеса. Методологическая база исследования опирается на анализ статистических данных, обзор нормативно-правовой базы, а также на обобщение выводов, сделанных в ряде научных публикаций. Результаты анализа показывают, что, несмотря на реализуемые государственные программы поддержки, предприниматели продолжают испытывать трудности в доступе к финансированию и адаптации к новым экономическим условиям. Предлагаемые рекомендации ориентированы на снижение административных и фискальных барьеров, а также на стимулирование инвестиционной активности в малом и среднем предпринимательстве.
В работе представлен подход, который позволяет на основе оценки бюджетной безопасности с позиции индикаторов остроты кризисной ситуации выявить наиболее острые угрозы и проблемы бюджетной безопасности в сложившихся условиях турбулентности и экономической неопределенности. Цель настоящей статьи - провести комплексный анализ состояния регионального бюджета с позиции обеспечения его бюджетной безопасности для определения тенденций, формирующих кризисную ситуацию в регионе. Материалами настоящего исследования явились труды, разработки и рекомендации отечественных ученых-экономистов и практиков, затрагивающие проблемы бюджетной безопасности. Расчетно-аналитическая составляющая базировалась на статистических данных и данных Министерства финансов Республики Мордовия. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы (научная абстракция, метод исторического и логического единства), так и специальные методы (метод сравнительного и индикативного анализа, зонной теории). Авторами проведен сравнительный анализ динамики показателей сбалансированности регионального бюджета, дана оценка уровня бюджетной обеспеченности, проанализирован индекс бюджетных расходов. Дана оценка бюджетной безопасности с позиции индикаторов остроты кризисной ситуации, что позволило выявить наиболее острые угрозы в исследуемой сфере. Проведенный анализ показал, что уровень бюджетной обеспеченности за исследуемый период снизился. Сделан вывод о том, что данное обстоятельство является определенным вызовом, поскольку отражает недостаточную мобилизацию собственных доходов в региональный бюджет.
Актуальность темы исследования определяется тем, что социальные обязательства государства являются традиционным приоритетом в российском обществе. Цель статьи состоит в рассмотрении финансирования государством выполнения социальных обязательств. Объектом исследования являются социальные расходы федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
В качестве полученных результатов можно назвать анализ социальных расходов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Показаны социальные расходы государства в области социальной политики, образования, культуры и кинематографии, здравоохранения, физической культуры и спорта. В социальной политике рассмотрено финансирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социального обеспечения населения, охраны семьи и детства.
Основным выводом является признание значительной роли федеральных средств в выполнении социальных обязательств государства. Социальные расходы в абсолютных цифрах увеличиваются; вместе с тем, в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общем объеме расходов такого постоянного увеличения нет.
Знакомство с отечественной литературой дает основание для утверждения о наличии публикаций, в которых анализируется различные аспекты доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Исходя из цели данной статьи, следует отметить, что есть научные публикации о финансировании здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, социальной политики.
Бюджетно-налоговая политика нацелена на устойчивое развитие российской экономики через модернизацию, повышение уровня жизни, снижение социального неравенства и адаптацию бюджетной системы. Санкции ЕС и США затрагивают производство и эконо-мику в целом, а такие факторы, как снижение цен на нефть, девальвация рубля и отток капитала, ведут к дефициту бюджета. В этих условиях налоговая политика остаётся ключевым инструментом, а повышение эффективности налоговой системы становится приоритетным направлением.
В статье рассматривается специфика формирования региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Выявлены актуальные проблемы формирования и исполнения доходной части региональных бюджетов, а также предложены основные направления решения сложившихся проблем.
В Российской Федерации (далее - РФ, Россия), являющейся федеративным государством, имеющей трехуровневую бюджетную систему, предполагается наличие налогового потенциала на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. С помощью налогов формируется финансовая основа органов местного самоуправления, обеспечивается социально-экономическое развитие муниципальных образований. В развитых странах муниципальные бюджеты формируются в основном за счет налогов, закрепленных за ними. В России же они продолжают оставаться наиболее проблемным звеном в бюджетной системе страны. Цель статьи - исследование влияния закрепленных за местными бюджетами налогов на формирование налогового потенциала муниципальных образований. Задачи - анализ и оценка доходов местных бюджетов РФ в динамике, обоснование направлений увеличения налогового потенциала. Методологическая база исследования основывается на системном подходе, в рамках которого использовались следующие методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный и др. Исследованием установлено, что на протяжении последних лет с введением Налогового кодекса России для большинства муниципальных образований сохраняются проблемы недостаточности налоговых и неналоговых поступлений, низкий уровень налогового потенциала, преобладание в их бюджетах межбюджетных трансфертов. Вследствие усиливающейся централизации налоговых доходов повышается степень зависимости муниципальных образований от федерального центра. Без фактического увеличения налогового потенциала муниципалитетов развитие региональной экономики невозможно. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности при разработке экономической политики муниципального развития.
Экономические угрозы и риски для любого предприятия нежелательны и даже могут представлять опасность. Чтобы их предотвратить необходимы действия профессионала - специалиста по экономической безопасности. В данной статье рассмотрены основные показатели и угрозы экономической безопасности, определена актуальность профессии «специалист по экономической безопасности». При проведении исследования изучен рынок труда Иркутской области на предмет востребованности данных специалистов.
Развитие экономики и расширение сферы финансовой деятельности государства предполагают необходимость создания эффективной системы органов бюджетного
контроля. Соблюдение субъектами финансового контроля финансовой дисциплины способствует обеспечению правопорядка в процессе создания, распределения и использования централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Для обеспечения соблюдения установленных предписаний в бюджетной сфере в настоящее время сформирована система специальных органов финансового контроля. В статье авторы выделили исторические этапы становления системы бюджетного контроля, провели анализ функций и полномочий органов бюджетного контроля в различные исторические периоды. Делается вывод, что в становлении системы бюджетного контроля можно выделить четыре этапа, на каждом из которых ставились определенные цели и задачи.