SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Определение основных направлений и приоритетов пространственного развития региона во многом обусловлено имеющимися ресурсами и возможностями входящих в его состав муниципальных образований. Именно на муниципальном уровне формируется основной потенциал развития региона, поскольку распределение природных ресурсов, деятельность хозяйствующих субъектов и сложившаяся система расселения имеют конкретную территориальную привязку. Следовательно, стратегический вектор пространственного развития региона должен формироваться с учетом возможностей муниципальных образований – выявления «локомотивов» регионального развития и муниципалитетов, требующих селективной поддержки. В связи с этим возникает необходимость проведения оценки потенциала развития локальных территорий (муниципалитетов). Основной задачей исследования является разработка методического подхода к оценке потенциала развития локальных территорий в контексте пространственного развития региона. Методологической основой исследования являются научные труды в области региональной экономики и пространственного развития, формирования и наращивания потенциала развития территориальных систем. В работе использованы методы статистического, факторного, системного, кластерного анализа. Основываясь на обобщении научных публикаций по вопросам выявления потенциала развития территорий, предложена авторская методика оценки потенциала развития муниципальных образований, которая учитывает факторы развития «первой и второй природы». В качестве структурных элементов потенциала развития муниципального образования выделены: природно-ресурсный, человеческий, транспортный и финансовый потенциалы. Оценка этих компонентов осуществляется на основе системы показателей с использованием индексного метода. Апробация предложенного методического подхода проведена на примере муниципальных образований Камчатского края. Расчёт интегральных показателей продемонстрировал существенную дифференциацию потенциалов муниципалитетов. На основе полученных оценок, с применением инструментов кластерного анализа, осуществлена группировка муниципалитетов и территориальное зонирование региона (выделено 5 экономических зон), что может быть использовано для разработки комплексных решений и приоритетов развития при разработке документов стратегического планирования.
Рассмотрены проблемы повестки целей устойчивого развития (ЦУР) на основе реализации принципов охраны окружающей среды, социальных и управленческих аспектов (ESG) в рамках проекта «Арктический пояс и путь» (АПиП) и предложены возможные решения с использованием механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП). Целью является анализ подходов к реализации ЦУР и принципов ESG в проекте Арктического шелкового пути как ключевого элемента инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и разработка предложений для интеграции устойчивого развития, охраны окружающей среды и справедливого экономического развития в рамках этой инициативы с учетом возможных рисков. На основе использования количественных и качественных методов была исследована гипотеза того, что интеграция производных страховых инструментов (ILS) и инструментов ESG в стратегии управления рисками проекта АПиП будет связана со способностью проекта защищать критически важные инфраструктурные инвестиции от экологических и геополитических неопределенностей, тем самым повышая финансовую устойчивость и устойчивость в регионе. Используя инструменты ILS для хеджирования потенциальных потерь от стихийных бедствий и экстремальных погодных явлений, усугубленных изменением климата, проект может повысить свою финансовую устойчивость и обеспечить непрерывность критически важных инвестиций в инфраструктуру. Также интеграция принципов ESG в стратегии управления рисками проекта соответствует цели продвижения устойчивых практик, экологической ответственности и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
В статье рассмотрены вопросы интеграции принципов устойчивого развития в систему документов стратегического планирования региона. Предмет исследования охватывает теоретические и методические аспекты внедрения концепции устойчивого развития в практику стратегирования на региональном уровне. Цель работы заключается в разработке предложений по совершенствованию подходов к стратегическому планированию социально-экономического развития региона, обеспечивающих сквозную интеграцию принципов устойчивого развития на всех его этапах. В ходе исследования проведен анализ текущего состояния внедрения принципов устойчивого развития в стратегическое управление регионами России, выявлены основные проблемы и ограничения существующей практики. Предложена логическая модель стратегического планирования, которая позволяет интегрировать принципы устойчивого развития на всех его этапах, обеспечить синхронизацию целей территориального, отраслевого и корпоративного уровней, а также использовать многосценарный подход, способствующий оперативному реагированию на изменение внешних условий и оптимальному использованию ресурсов. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их применения при актуализации региональных стратегий социально-экономического развития. Предложенные методические подходы могут быть использованы органами государственной власти при разработке документов стратегического планирования, а также при формировании механизмов мониторинга и контроля их реализации. Применение логической модели позволит повысить эффективность регионального управления и обеспечить сбалансированное развитие территорий в парадигме устойчивого развития.
Данное исследование посвящено сопоставлению показателей научной и инновационной деятельности стран с целями управления устойчивым развитием организаций и территорий. Цель работы – проанализировать, в какой степени показатели развития науки, инноваций и инновационной экономики соответствуют Целям устойчивого развития (ЦУР), принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году. В качестве основы использован Глобальный инновационный индекс (GII), ежегодно составляемый Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Автор отмечает постепенное снижение позиций России в данном рейтинге, в связи с чем на фоне задач по достижению ЦУР представляется крайне важным определить место и роль науки и инноваций в обеспечении сбалансированного развития социально-экономических и экологических факторов устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровнях.
Информационно-методологическую базу составили анализ нормативных актов, регулирующих инновационные процессы в России, а также данные ВОИС и ООН. По результатам исследования: (1) выявлены типы инноваций, оказывающие наибольшее и наименьшее влияние на процессы управления устойчивым развитием организаций и территорий; (2) охарактеризована роль инновационной среды, социальных, экономических и экологических инноваций в обеспечении сбалансированного устойчивого развития экономических субъектов; (3) определены цели управления устойчивым развитием, которые не задействованы или задействованы не в полной мере при формировании перечня показателей для оценки развития научно-инновационной сферы стран, отраслей и корпораций.
Цель статьи - выявление особенностей и тенденций инвестиционной активности в муниципалитетах Свердловской области в условиях санкций. Автором предложена классификация муниципалитетов Свердловской области по двум показателям: динамике частных инвестиций на душу населения в реальном выражении и инвестиций из муниципального бюджета в реальном выражении за период с 2014 по 2023 г. В ходе исследования муниципалитеты региона были разделены на четыре группы. К первой были отнесены муниципалитеты, где в рассматриваемом периоде наблюдался рост как частных инвестиций в основной капитал, так и инвестиций из муниципального бюджета. Во вторую группу были отнесены муниципалитеты, где положительная динамика инвестиций из муниципального бюджета сочеталась с негативной динамикой частных инвестиций. В третью группу были отнесены территории, где в рассматриваемом периоде наблюдалось одновременно снижение частных инвестиций в основной капитал и снижение инвестиций из муниципального бюджета. В четвертую группу попали муниципалитеты с положительной динамикой инвестиций в основной капитал на душу населения и негативной динамикой инвестиций из муниципального бюджета. Сделан вывод, что в рассматриваемом периоде большинство муниципалитетов Свердловской области испытывали проблемы в инвестиционной сфере. Только небольшому числу муниципалитетов удалось значительно нарастить как частные, так и бюджетные инвестиции. При этом у большей части муниципалитетов выявлен значительный дисбаланс инвестиционной активности с превалированием или частных, или бюджетных инвестиций. Данная ситуация требует, с одной стороны, активизации работы органов власти по привлечению частных инвестиций на территории, а с другой, поддержки роста частных инвестиций бюджетными инвестициями в объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для Института экономики Уральского отделения Российской академии наук на 2024-2026 гг.
В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
Ускоренное освоение Сибири возможно только на основе использования ее ресурсного потенциала, который представлен огромными запасами полезных ископаемых. Это означает, что развитие минерально-сырьевого комплекса останется приоритетным направлением на длительный период. В связи с этим возникает вопрос, насколько отрасли сырьевой специализации обеспечивают устойчивое региональное развитие? Для оценки устойчивости региональной экономической системы предлагаются показатели, отражающие экономический рост, социальное развитие и экологическое состояние. Как показало исследование, развитие отраслей по добыче полезных ископаемых способствует значительному росту экономики ресурсных регионов, благодаря чему они обеспечивают основной объем доходов консолидированного бюджета, увеличение валового регионального продукта и привлечение инвестиций. Анализ показателей социального развития не выявил преимуществ в уровне жизни населения ресурсных регионов по сравнению с нересурсными. Индикаторы экологического состояния свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации в сфере безопасности окружающей среды, сложившейся в регионах сырьевой специализации. Полученные результаты могут быть использованы при регулировании процессов управления минерально-сырьевым комплексом как на государственном, так и на региональном уровне.
В работе представлены результаты исследований влияния на экономику Новосибирской области двух последовательных шоков, которые сопровождались массовым разрывом глобальных цепей поставок: пандемии 2020 г. и международных санкций, инициированных Западом в 2022 г. Сравнение их последствий показало, что регион проявил лучшую устойчивость к санкциям по сравнению с ограничениями пандемии. Ресурсами адаптации к санкциям стали структурные характеристики, особенности географического положения, изменение геополитических интересов страны, а также восстановление внутрироссийских кооперативных связей.
Рыночный механизм саморегулирования предполагает стремление спроса и предложения к сбалансированности. Региональный рынок труда не является исключением. Равновесие отражает лишь количественное соотношение спроса и предложения. Качественный аспект сбалансированности рынка труда устанавливает соответствие профессионально-квалификационных качеств работника требованиям должности. Поскольку рынок труда представляет собой сложную систему отношений, то для его изучения используется объектно-ориентированная декомпозиция, позволяющая разделить систему, избрав в качестве критерия принадлежность ее элементов к различным абстракциям данной проблемной сферы.
Ускоренное развитие восточных регионов является одной из приоритетных задач регионального управления. Это обусловлено значимой ролью Сибири как «кладовой» природных ресурсов и «центра» взаимосвязи Запада, Востока и Юга Евразии. Для совершенствования пространственного развития Сибири на территории Сибирского федерального округа сформированы Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский макрорегионы, призванные обеспечить ускоренное освоение ее территорий. В качестве механизма реализации намеченных целей предлагается межрегиональная интеграция макрорегионов, основными направлениями которой выступают межрегиональные производственные кластеры, совместные инвестиционные проекты, межрегиональные ассоциации. Новизной исследования является сравнение экономических потенциалов макрорегионов и обоснование инструментов регионального управления для их межрегиональной интеграции. Результаты исследования доказывают эффективность механизма межрегиональной интеграции на уровне макрорегионов.