SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья посвящена критике макроэкономических показателей, традиционно используемых для оценки общественного и индивидуального благосостояния, и поиску индикаторов, способных более полно и достоверно оценивать не только объективное, но и субъективное благополучие людей. Обнаружено, что влияние ВВП на общественное благосостояние является неоднозначным. Показана ограниченность используемых макроэкономических показателей как денежных индикаторов, измеряющих материальное благополучие, но не несущих информации о качестве жизни людей и о том, как сами индивиды оценивают благополучие и качество своей жизни. Раскрыта неспособность действующих индикаторов в полной мере отражать и оценивать происходящие изменения в экономике и жизни общества, когда по мере роста потребностей человека уровень благополучия и удовлетворенности жизнью в большей степени определяются показателями, которые не имеют денежной оценки, такими как свободное время и расширение возможностей для развития личности. На основе методологии экономической теории счастья обобщены концептуальные подходы к понятиям субъективного благополучия, счастья, удовлетворенности жизнью и отражены возможности использования субъективных оценок как индикаторов благосостояния общества. Предложен комплексный индекс удовлетворенности качеством жизни, включающий семь категорий, отражающих объективные стороны качества жизни (материальное благополучие, здоровье, социальные связи, образование, безопасная среда, баланс работы и отдыха, экология), и субъективные оценки удовлетворенности жизнью. Индекс рассчитан как среднее геометрическое восьми нормализованных переменных и оценен для России на основе данных официальной статистики и РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2015–2022 гг. Динамика индекса показала рост благополучия населения в период с 2015 по 2021 г. и его снижение в 2022 г.
В научной статье представлены и обоснованы оптимальные механизмы, процессуальные и содержательные аспекты формирования социально- политической повестки дня российского региона, являющейся продуктом взаимодействия (интеракционизма) органов государственного управления и бизнес-структур. Предельно детальное описание данных аспектов является актуальным в научном дискурсе и прикладных политико-управленческих практиках, поскольку позволяет улучшить эффективность взаимодействия власти и бизнеса в подготовке и принятии управленческих решений. Цель статьи - представить и обосновать авторскую модель оптимального взаимодействия государства и институтов гражданского общества по предложенным показателям эффективности при формировании и реализации социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, наметить пути совершенствования такого взаимодействия с учетом региональных особенностей. Объект исследования - интеракционизм государства и институтов гражданского общества при формировании социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации. Предмет исследования - сущностные характеристики, механизмы и формы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в процессах формирования социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, направления совершенствования данного взаимодействия.
В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).
Статья посвящена особенностям реализации в России национального проекта «Производительность труда», среди основных инициатив которого значатся увеличение темпов роста производительности, повышение конкурентоспособности и эффективности российских предприятий, наращивание компетенций, необходимых для развития производственной культуры. Основная цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать, насколько эффективно реализуемые в рамках нацпроекта мероприятия оказывают влияние на улучшение условий для эффективного труда на предприятиях, способствуют совершенствованию управленческой структуры, внедрению бережливого производства, развитию логистических систем и оптимизации сбытовой деятельности. Подобные меры, по мнению специалистов, позволят вслед за повышением производительности труда без лишних вложений нарастить доходы предприятий за счёт увеличения выработки, сокращения времени производства продукции, снижения запасов незавершённого производства. Изложение материала статьи в рамках выбранной тематики основано на применении методов изучения и детального анализа литературы по проблематике исследования, а также официальных источников и документов, разработанных Правительством РФ и посвящённых перспективам увеличения производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. Авторы подробно изложили суть и основные инициативы национального проекта «Производительность труда»; перечислили основные условия для получения предприятием комплексной господдержки; рассмотрели особенности отдельных программ, действующих в рамках проекта; провели сравнительный анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятий, действующих на территории Орловской области и принимающих непосредственное участие в этом проекте. По результатам исследования представленных официальными источниками данных о ходе выполнения намеченных мероприятий, связанных с обучением персонала, цифровизацией производственных процессов, льготным финансированием компаний-участников, был сделан вывод о достаточно высокой результативности системных мер адресной поддержки Правительством РФ производителей в рамках разработанного национального проекта.
Рассматривая развитие лесопромышленного комплекса России на современном этапе, необходимо акцентировать внимание на внутренних резервах входящих в него корпораций. Инвестиционные проекты, направленные на увеличение доли переработки заготавливаемой древесины, осуществляются в основном за счет собственных и заемных средств предприятий, формирование которых возможно при условии сохранения рентабельности производства и продаж. Особенностями технологического процесса переработки лесных ресурсов является, с одной стороны, достаточная лесосырьевая база, а с другой стороны, наличие соответствующих мощностей по осуществлению лесозаготовок. Основной целью подготовки статьи было исследование изменения финансового потенциала крупных корпораций лесопромышленного комплекса, действующих в Приморском и Хабаровском краях, входящих в российские рейтинги. Рассмотрены особенности развития предприятий лесопромышленного комплекса посредством оценки их инвестиционного потенциала и связанного с ним финансового потенциала. Обращено внимание на необходимость развития производственных возможностей предприятий посредством реализации инвестиционных проектов по комплексной переработке древесины как условие оказания им поддержки со стороны органов государственной власти. Применена методика количественной оценки финансового потенциала предприятий лесопромышленного комплекса с использованием положений комплексного экономического анализа. Выявлено, что значения показателей, характеризующих финансовый потенциал предприятий, зависят от результатов экспортной деятельности на китайский и японский рынки, что оказывает существенное влияние на нестабильность параметров их финансового состояния. В целях повышения финансового потенциала предприятий, реализующих инвестиционные проекты по комплексной переработке древесины, целесообразна разработка государственной программы, направленной не только на поддержку приобретения обрабатывающего оборудования, но и на обеспечение продаж соответствующей продукции.
Отечественная промышленность переживает критически важный этап своего развития. По сути, стране брошен вызов, и чтобы его выдержать требуется комплексный, системный подход, направленный на всестороннее развитие. Совершенствование управленческих практик, повышение производительности труда и эффективности производственных процессов являются тактическими шагами в ближайшей перспективе, их применение в совокупности с инновациями и передовыми научными разработками позволит России преодолеть геополитические барьеры и добиться стратегического превосходства в конкурентной борьбе на международном промышленном рынке. В статье обсуждаются факторы, влияющие на конкурентоспособность российской промышленности. Рассматривается ее оценка в мире с применением Индекса конкурентоспособности промышленности (Competitive Industrial Performance (CIP) index). Анализ проводится с позиции «до» и «после» 2022 г., переломного в силу крайне обострившихся геополитических разногласий и жесткого санкционного давления. Отмечается, что произошедшие перемены не ограничиваются территорией Российской Федерации. Перераспределение энергетических потоков вызвало тектонические сдвиги во всей европейской промышленности, в том числе немецкой, во многом предопределив снижение конкурентоспособности. В статье рассматриваются направления реализации экономики будущего - «экономики предложения». Особый акцент сделан на понимание значимости методик «бережливого производства» для развития российской промышленности в текущих условиях. Сформулированы проблемные вопросы, влияющие на ход внедрения бережливого производства российскими промышленными предприятиями.
Целью исследования является анализ текущего состояния и среднесрочных перспектив развития экономики России на основе ее внешнеторговых взаимодействий. Выявлено, что российская экономика характеризовалась высокими рисками для инвестирования и барьерами внешнеэкономических взаимодействий, а также зависимостью от динамики мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу ее экспорта. Показано, что в 2014-2023 гг. Россия столкнулась с санкциями (вначале - с «локальными», далее - с «широкомасштабными»), в результате которых увеличились риски функционирования ее экономики при смещении внешней торговли с европейского рынка в пользу дружественных государств: Китая, Индии, Турции, некоторых постсоветских стран и Бразилии. Выявлено, что по причине проявления эффекта «ловушки большой страны» ключевым фактором развития экономики России в среднесрочном периоде является динамика цен на сырую нефть, даже в условиях санкций. На основе международного и российского прогнозов показаны сценарии развития российской экономики в среднесрочной перспективе, основными параметрами которых является динамика цен на сырую нефть на мировом рынке, а также влияние государственной политики.
Цель научного исследования - выявление проблем формирования и функционирования территорий опережающего роста социально-экономического развития как инструмента диверсификации экономики моногородов, входящих в агломерации региона. Данный инструмент рассматривается как наиболее эффективный, повышающий предпринимательскую активность. Придает территориальному развитию новое качество за счет создания привлекательных условий потенциальным инвесторам, готовым осуществлять реализацию проектов на территориях опережающего социально-экономического развития. Создание территорий опережающего социально-экономического развития являет собой форму инновационного подхода к развитию механизма, способствующего привлечению инвестиций в регион. В результате проведенного исследования выявлено, что на территориях уделяется недостаточное внимание трудовым ресурсам, слагаемому элементу, обеспечивающему эффективность проектов, реализуемых резидентами территорий опережающего социально-экономического развития. Несмотря на льготные условия по налогообложению для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, количество их незначительно вследствие низкого качества, характеризующего деловую среду. В финансовой сфере значительного улучшения также не наблюдается. Бюджеты муниципальных образований, на которых образованы территории, не претерпели изменений в части увеличения доходов за счет собственных источников. Предлагается применение научно обоснованного системного подхода, позволяющего осуществить интеграцию отраслевых подходов, учитывающих все взаимно обусловленные связи, на основе широкого и творческого использования инновационных разработок. Разрабатывая планово-прогнозные направления стратегии развития муниципальных образований, органы муниципальной власти должны, в дополнение к традиционному подходу стратегического планирования, задействовать специфические особенности, характеризующие территориальную организацию местного самоуправления, своевременно реагирующую на изменения, постоянно сопровождающие экономику и социальную сферу муниципального образования.
В настоящей статье исследуется влияние структурного экономического кризиса 2022-2025 гг. на трансформацию российской экономики и механизмы перераспределения ресурсов из сырьевых и низкотехнологичных секторов в высокотехнологичные отрасли. На основе анализа данных Росстата за 2011-2024 гг. выявлены ключевые тренды структурной трансформации российской экономики: сокращение доли добывающей промышленности в ВВП, устойчивый рост обрабатывающих производств и резкое падение строительного сектора. Использование SWOT-анализа позволило оценить противоречия внутри секторов: сырьевой комплекс сохраняет роль бюджетного «донора», тогда как обрабатывающая промышленность демонстрирует значительный потенциал за счет импортозамещения в IT и машиностроении. Результаты подтверждают, что кризис стал катализатором частичной реиндустриализации, однако ее успехи носят неравномерный характер: рост высокотехнологичных отраслей компенсируется стагнацией низкотехнологичных производств (таких как деревообработка, нефтепереработка). Авторы выделяют риски фрагментарности изменений, среди которых: зависимость от сырьевой ренты и дефицит квалифицированных кадров для цифровой трансформации и инновационного развития. Исследование подчеркивает, что структурный кризис создал важное «окно возможностей» для перехода к инновационной модели, но его успешная реализация требует системной координации мер государства, бизнеса и научного сообщества.
Представленная статья посвящена формированию направлений управления человекоориентированной экономикой. Актуальность исследования определяется первостепенной ролью человека в современной экономике, сменой ориентиров от «человека для экономики» к «экономике для человека». В свете перехода к человеко-центричному аспекту при определении направлений развития экономики, автором раскрывается управление человекоориентированной экономикой как системой, направленной на удовлетворение объективно необходимых потребностей человека.
Методы исследования: метод компенсационного гомеостата. В статье разработана развернутая модель компенсационного гомеостата применительно к человеко-ориентированной экономике. Выделены ее основные элементы: объект управления - человеко-ориентированная экономика; пара компонентов-антагонистов - цифровая и материальная сферы; высший орган управления - федеральные органы власти; субъект управления - региональные органы власти; блок дополнительной активации и адаптации - субъекты, косвенно влияющие на человеко-ориентированную экономику. Определены основные области для управления объектом исследования: управление ресурсами, их активное перераспределение; управление связями в развернутой модели компенсационного гомеостата; дополнительное содействие развитию экономической системы. Сформулированы концептуальные направления управленческих воздействий для прогрессивного развития человеко-ориентированной экономики. Теоретическая ценность данной работы - построение и развитие полноценной теории человеко-ориентированной экономики. Практическая значимость исследования - предлагаемые основы управления данной экономической системой представляют собой базу для формирования адресных мер поддержки.