SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Содержание исторической памяти определяет характер мировоззрения и миропонимания социальной общности, является ориентиром для интерпретации и оценки событий современности. Историческая память может объединять или разобщать разные поколения и социокультурные группы. Одинаково опасны как догматичность и негибкость суждений, формируемых исторической памятью, так и аморфность, размытость ее образов. Цель статьи – выявление соотношения военных и мирных символов в структуре исторической памяти волгоградской студенческой молодежи как проявления специфики региона с акцентуацией военного прошлого. Методологическая основа исследования – теория исторической памяти Я. Ассмана. Метод эмпирического исследования – фокус-группы со студентами волгоградских государственных вузов (4 фокус-группы по 15 человек, N = 60). В результате исследования определено место увлечения историей в сфере интересов волгоградской студенческой молодежи. Проведено сопоставление символов и образов региональной и общероссийской истории в структуре исторической памяти молодежи. Выявлено отношение студентов к советскому и постсоветскому периодам в истории региона. Определено место Сталинградской битвы в структуре исторической памяти волгоградского студенчества. Описаны альтернативные символы в содержании исторической памяти молодежи региона. Результаты исследования могут быть полезны региональным комитетам молодежной политики, образовательным организациям, осуществляющим патриотическое просвещение, специалистам в области музейного дела.
В статье рассматривается вопрос о традиции смерти в трех эпистемологических измерениях: сотериологическом, религиоведческом, социологическом. Ставится цель изучить традицию применительно к конкретному явлению, смерти, и таким образом установить, что такое смерть и какова ее традиция(и). Прежде, чем приступить к анализу эпистем о смерти, в работе дается разбор того, что понимает под традицией современная наука, в частности, социология, какие виды традиции в ней выделяют, каковы основные свойства традиции, какое место традиция занимает в современном обществе. На основании разбора сотериологических, религиоведческих и социологических представлений о смерти делается вывод об их динамике и трансформации от христианской к дохристианской традиции (свщ. А. Шмеман), о секуляризации самой сотериологической традиции, что впоследствии только усиливают и закрепляют религиоведческая и социологическая эпистемы о смерти, рассматривая смерть и религию в функционально-инструменталистском ключе. В итоге дается обзор того, как «смерть перевернутая» (Ф. Арьес) становится постепенно не только предметом интереса специальных медицинских учреждений, различных коммерческих структур, но и политики, массмедиа.
В статье представлены итоги социологического исследования об отношении студентов Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики к актуальному феномену «культуры отмены» (cancel culture), канселлингу в целом и оценке «отмены российской культуры» на Западе в связи с началом специальной военной операции (СВО). Цель исследования — выявить особенности восприятия феномена молодежной аудиторией, в том числе влияние этого явления на выбор студентами миграционной стратегии. Результаты исследования показали, что молодые люди понимают суть термина «культура отмены», выражают готовность думать и говорить о проблеме. В оценке возможных негативных последствий так называемой «отмены России» респонденты оказались в целом оптимистичнее разновозрастной аудитории Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): большинство опрошенных считает, что «отмена» будет способствовать укреплению позиций России. Кроме того, молодые люди обращают внимание на изменение мотивации в связи с этим явлением в части миграционной стратегии: теперь они серьезнее, чем раньше, взвесили бы все «за» и «против» решения о жизни и работе за рубежом.
Авторы статьи обосновывают актуальность анализа культурного потенциала такого направления внутреннего туризма, как сельский. Cельский туризм часто трактуется в узком смысле как отдых в сельской местности. Авторы считают, что этот вид туризма надо понимать более широко, учитывая как интересы потенциальной целевой аудитории, так и культурный потенциал традиционных особенностей сельского образа жизни, сельских видов деятельности, гастрономической специфики, а также этнокультурных артефактов и символов. Цель статьи: проанализировать культурный потенциал сельского туризма Свердловской области.
В основе анализа лежит ресурсный подход. Авторами были применены следующие методы сбора и анализа информации: кейс-анализ, опрос в форме онлайн-анкетирования жителей Свердловской области (N=450), анализ документов. Онлайн-опрос жителей Свердловской области показал, что половина из них не знают о проектах сельского туризма в своем регионе, в то время как они доступны массовому потребителю. Интересы и потребности потенциальных туристов региона связаны с предложениями на рынке сельского туризма. Большинство респондентов при выборе отдыха в сельской местности интересует культурно-познавательное направление (66 %), этнографическое направление вызывает отклик у 33 % опрошенных жителей Свердловской области. 62 % респондентов готовы провести в сельской местности 2-3 дня, а 26 % респондентов предпочли бы посвятить такому отдыху 10–14 дней. 60 % респондентов интересуются посещением местных достопримечательностей, занятие традиционными ремеслами заинтересовало бы половину опрошенных. В ранжировании интересов потенциальных туристов приготовление национальных блюд и участие в национальных праздниках занимают важное место в организации сельского отдыха.
Авторы проанализировали услуги, которые предоставляют в рамках сельского туризма три центра, расположенные в Свердловской области («Мариинские избы», «Никольская слобода», «Уральская пчелка»), и пришли к выводу, что все они в недостаточной степени используют культурный потенциал сельских территорий, где расположены.
Можно заключить, что в узком смысле сельский туризм – это отдых в сельской местности. В широком понимании сельский туризм – это отдых, включающий не только проживание, но и знакомство с природными, историко-культурными достопримечательностями, участие в повседневной или праздничной жизни села. Культурные возможности сельского туризма с точки зрения ресурсного подхода отвечают потребностям внутренних и внешних целевых аудиторий и имеют большой потенциал.
Тема профессиональных дефицитов педагогов сегодня становится крайне распространённой. Нехватка педагогических кадров не только в малых, но и в больших городах приводит к тому, что заполнять пустующие места приходится специалистами разного уровня и качества образования. При этом проблема состоит не только в том, чтобы найти педагога, но и удержать его на рабочем месте. Одним из способов разрешения данной ситуации является система наставничества, которая снимает психологическую напряжённость ситуации, но не решает её полностью в силу системных сбоев школьного образования в целом.
С целью определения факторов, обусловливающих профессиональные дефициты молодых педагогов, в 2021-2022 гг. было проведено социологическое исследование. Эмпирическую базу анализа составили данные опроса молодых учителей Свердловской области (n = 918), а также материалы фокус-групп, организованных с учителями-стажистами и молодыми педагогами.
Анализ результатов исследования выявил, что компетентностная дефицитарность молодых учителей носит адаптационный характер при переходе от вузовской подготовки к работе в школе. Установлен типичный набор профессиональных дефицитов: сложности в заполнении обязательной образовательной документации, тематическом планировании урока; наличие высоких амбиций и отсутствие навыков конструктивной оценки реальной ситуации; неудачи в организации дисциплины на уроке; слабая теоретическая и практическая подготовленность в области коммуникации с детьми и реализации специальных образовательных технологий; трудности в работе с отдельными категориями учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональные дефициты выступают причиной неуспешной адаптации молодых специалистов, обусловливают её болезненный характер и высокую вероятность отказа от профессии.
Выявлены основные факторы, обостряющие проблему дефицитов: сокращение периода адаптации молодых учителей к работе в школе; усиление контрольно-оценочной деятельности со стороны разных инстанций по поводу деятельности педагога; высокие требования к профессионализму молодёжи уже в первые годы работы в школе; увеличение рабочей нагрузки разного содержания.
В последнее десятилетие диффузия цифровых инноваций в социальной группе молодёжи проходила опережающими темпами. В статье представлен анализ отношения молодёжи к идее использования социальных рейтингов как одной из областей применения искусственного интеллекта (ИИ) и практик алгоритмического управления в социальной сфере. Эмпирическим объектом анализа являлись представители студенческой молодёжи в трёх российских городах - Москве, Белгороде, Кызыле. Более половины респондентов во всех регионах указали на то, что влияние технологий ИИ на жизнь людей будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Анализ модельной ситуации - возможности широкого использования социальных рейтингов - фиксирует, что поддерживали эту идею около трети респондентов во всех регионах. В столице большая часть респондентов идею внедрения алгоритмов социальных рейтингов не поддержали, тогда как в других регионах большая часть опрошенных затруднились с оценкой этого вопроса. Наблюдается рост уровня поддержки и представлений об оценках алгоритмов социальных рейтингов как справедливых по мере удаления от столицы. По всей видимости, общая цифровая продвинутость московского региона сопровождается ростом представлений о неоднозначных социальных последствиях использования ИИ и алгоритмических решений и приводит к большей осторожности респондентов в оценке перспектив этих технологий. Результаты многомерного статистического анализа показывают, что дифференциация поддержки/неподдержки идеи широкого использования социальных рейтингов связана с общими установками по отношению к новым технологиям, особенностями цифрового медиапотребления, ценностными ориентациями, отдельными характеристиками социальной демографии. Неоднозначная оценка перспектив внедрения социальных рейтингов, отношение значительной доли опрошенных к алгоритмическим решениям как несправедливым говорят о необходимости взвешенных управленческих решений, в центре которых должны быть интересы развития человека и гуманистического потенциала общества.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН продемонстрирована распространённость связанных с субъективным благополучием идентичностей россиян (идентичность с людьми того же материального достатка, с постоянно нуждающимися и с добившимися успеха в жизни). Анализ этих идентичностей эффективно дополняет традиционные методы изучения благополучия, оценивая его не «в моменте», а за длительный период, поскольку идентичности формируются долгое время и имеют устойчивый характер. Показано, что три эти символические идентичности позволяют «поймать» разные составляющие субъективного благополучия. Самоидентификация с постоянно нуждающимися отражает неблагополучие, обусловленное не только низкими доходами и испытываемыми лишениями, но и разрывом между уровнем запросов человека и его реальными достижениями. Идентичность с добившимися успеха людьми тесно связана с общей удовлетворённостью жизнью и своим местом в статусной иерархии, отражая достижение человеком значимых для него целей (не обязательно связанных с материальным благополучием). Идентичность с людьми того же материального достатка чаще присуща благополучным людям, поскольку среди неблагополучной части населения многие стараются найти для самопозиционирования в социуме более благоприятные для себя основания. Поскольку эти идентичности отражают разные аспекты субъективного благополучия, то типичным для россиян является сейчас сосуществование на первый взгляд взаимоисключающих идентичностей. Показано также, что самоидентификации представителей массовых слоёв населения страны по их благополучию занимают важное место в их идентификационной системе, а распространённость этих идентичностей устойчива во времени, хотя, как и ранее, они не относятся сейчас к «ядерным» для неё. Относительно чётче эти идентичности выражены у представителей полярных с точки зрения их места в системе социальных неравенств групп. При этом в совокупности они позволяют довольно чётко определить место человека в системе социальных неравенств.
В статье содержится исторический обзор противостояния реакционных сил «глобального Запада» российскому государству-цивилизации. Приведены примеры запрета русской культуры. Указаны причины попыток отмены русской культуры; даны рекомендации по противодействию данной политике преподавателям школы и вуза.
Статья посвящена «Иерусалимской антологии» — неформальному творческому объединению русскоязычных литераторов и художников в Государстве Израиль. Данная ассоциация впервые в отечественной историографии становится объектом исследований. В представленном материале показаны история «Иерусалимской антологии», направления ее деятельности и участие в развитии израильско-российского культурного взаимодействия. Методология исследования исходит из принципов системного подхода. «Иерусалимская антология» рассматривается как динамичная структура в культурном пространстве Государства Израиль, развивающая несколько проектов, и как участник израильско-российского гуманитарного диалога. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. «Иерусалимская антология» за годы существования стала известным в русскоязычной среде Израиля культурным феноменом, внесла значительный вклад в укрепление позиций местной русскоязычной диаспоры и в развитие израильско-российских культурных связей.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена господствующей в современном обществе идеологией гламура, благодаря которой потребление становится стилем жизни личности, приобретающей черты homo glamorous. Ее консюмеристкие установки стимулируются рекламой. Цель статьи - осуществить анализ рекламных стратегий, обусловлива-ющих консюмеристские поведенческие алгоритмы homo glamorous.
Материалы и методы. Материалом для теоретического осмысления проблемы послужили идеи Р. Арнольда, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Б. Гройса, Г. Маркузе, Н. Лумана, А. В. Ульяновского. Методами исследования избраны аналитический и включенное наблюдение.
Результаты исследования. Выявлено, что реклама, основываясь на технологии мифодизайна, включает специально сконструированный сексуально-обольстительный образ и мифизированный текст, в котором ударной силой выступает проективность на изменения. Технология мифодизайна в рекламе содержит в себе явный или вуалированный призыв к потреблению, подчеркивая, что товар, услуга, модный атрибут сделаны для вас и вы этого достойны. Консюмеристские тактики homo glamorous можно отнести к разряду нефункционального потребления. К числу его видов мы относим потребление, основанное на впечатлениях от гламурных образов, символическое потребление и потребление напоказ или демонстративное потребление.
Обсуждение и заключение. Анализ проблемы выявляет властный характер рекламы, но обладает мягкой формой совета. Следование рекламным указаниям демонстрирует не только зависимость от них homo glamorous, но и обнаруживает скрываемые и нередко неосознаваемые черты личности. Они связаны с мечтой о лучшем, формируемой сегодня рекламой и ее проективностью на изменения. Данный факт указывает на романтизм натуры homo glamorous. Но гламурный романтизм являет собой трансформированный вариант романтизма, где акценты смещаются в сторону самой личности и ее жизнеустройства, проявления двоемирия в виде внутреннего раскола на Я и Я-напоказ-для-Другого, демонстрации иллюзии творчества и свободы выбора. В итоге homo glamorous оказывается несамодостаточным и растерянным в бытии.