SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель - рассмотреть характерные закономерности и тренды в исследованиях разных форм социальности. В первой части статьи описана теоретическая концепция, рассматривающая традиционные формы социальности, образуемые институтами и интеракциями, а также новые формы социальности, складывающиеся из сетей и потоков. Во второй части статьи представлен библиометрический анализ представления исследователями социальной реальности в терминах различных форм социальности - «институтов», «интеракций», «сетей» и «потоков».
Методы исследования. Всего проанализировано более трехсот тысяч публикаций в электронной библиотеке за последние пятьдесят лет. Этот анализ показал рост внимания к исследованиям новых форм социальности - сетевых и потоковых структур. Во-первых, исследование институциональных структур и рассмотрение общества как системы институтов было и остается доминирующей метапарадигмой, но ее доля в общем числе публикаций, а значит и активность исследований в этом направлении снижается. Во-вторых, проблематика взаимодействия как основания социальности и интеракционного конструирования общества до середины 90-х исследуется на порядок реже, чем проблематика институционального строения общества. Однако с началом нового века публикаций об интеракционной социальности становится значительно больше, их уже не в 8-10 раз, а лишь вдвое меньше, чем публикаций, ориентированных на институциональную социальность. В-третьих, публикации по проблемам сетевого общества, цифровизации и виртуализации социальной жизни активизируются в последние 15 лет, общее число таких публикаций практически сравнялось с количеством публикаций по проблемам интеракционной природы общества. В-четвертых, число публикаций, тематически направленных на метапарадигму потокового общества, включая изучение различных форм мобильности, быстро нарастает с начала 2000-х гг. На основе анализа данных тематических трендов сделан вывод о перспективности исследований новых форм социальности и об актуальности изучения общей конфигурации традиционных и новых форм, взаимосвязи которых образуют в условиях цифровизации дополненную социальную реальность.
Цель работы - категоризировать и кратко описать семейные онлайн-услуги на примере аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте». Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция интенсивного материнства, а также концепция профессионализации родительства. По результатам контент-анализа информационных блоков профилей специалистов (n = 52 страницы/сообщества), предлагающих те или иные продукты, услуги, контент, выявлены наиболее распространенные и, вместе с тем, востребованные направления и формы деятельности новых субъектов поддержки и провайдеров особых компетенций современных родителей: нейропсихология/детская психология, неформальные/неинституциализированные практики подготовки к родам, родовспоможения и послеродового восстановления, помощь в организации грудного вскармливания, сна и питания ребенка, тиражирование родительских лайфхаков, эксклюзивных методик воспитания, игровых практик. Поставщиками «новых» услуг являются, как правило, родители (чаще матери), пережившие определенные трудности в уходе/воспитании ребенка/детей и готовые транслировать, монетизировать свой «уникальный» опыт, который они впоследствии подтвердили и формализовали (наличие специализированной профессиональной переподготовки или дополнительного образования). Онлайн-платформы становятся удобным и доступным каналом воспроизводства и потребления экспертного родительского знания в форме блогов, вебинаров, онлайн-интенсивов и т. д. Это открывает широкие перспективы для дальнейшего развития данного сегмента рынка услуг.
Автором предпринята попытка эксплицировать изменения исторического контекста управленческой деятельности. Философия истории служит основанием, формирующим смыслополагание и целеполагание управленчества. Прогрессистские схемы отчетливо проявлялись в управлении в XIX-XX вв., однако в XXI в. прогресс перестал быть господствующей философией исторического времени. На смену ей приходят иные версии темпоральности, образуя тем самым новые проблемы для управленческих теорий и практик. Автор нацелен на выявление условий изменений исторических форм темпоральности как оснований целеполагания управления, на проблематизацию смысла и форм управлений в контексте контингетности. В тексте прослеживается трансформация управленческих форм, вызванная изменением контекстов исторической темпоральности. Отмечено, что потеря стратегического видения будущего в управленческой деятельности изменяет как практики управления, так и задачи, которые предъявляются управлению. Вместе с тем управленческие формы знания (модернистские науки), ранее господствовавшие в рамках прогрессистских схем истории, в контексте контингентной темпоральности показывают свою непригодность. Распространение контингетности как исторической схемы восприятия исторического времени образует проблематику смысла управления; горизонт будущего, служивший ранее ориентиром в управленчестве и мотивирующий на качественные изменения социального порядка через управленческие воздействия (планирование), исчезает. Основная задача философии управления, таким образом, состоит в том, чтобы сформировать ответы на те вызовы, которые бросает ей новая версия философии истории.
Статья посвящена исследованию особенностей организации и развития внеучебной научной деятельности (ВНД) студентов в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена). Обосновывается мысль о важности ВНД в подготовке будущих педагогов в связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки педагогических кадров, соответствию системы высшего образования вызовам современности и необходимости усиления роли научной деятельности в образовательном процессе. На основе анализа данных, собранных в ходе глубинного интервью, в котором приняли участие ведущие специалисты различных структурных подразделений вуза, курирующие внеучебную научную деятельность студентов, раскрыты механизмы и формы организации ВНД в РГПУ им. А. И. Герцена. Основное внимание уделено функционированию студенческих научных обществ (СНО), которые выступают ключевыми элементами системы внеучебных научных инициатив. Подчеркивается, что СНО обладают гибкой структурой и являются наиболее успешной формой студенческого самоуправления, позволяющей сочетать индивидуальные научные интересы обучающихся с задачами образовательной программы. Дается развернутая характеристика основных функций СНО, таких как развитие исследовательских компетенций студентов, поддержка научных мероприятий и помощь в публикации научных работ. Обсуждаются проблемы, возникающие в процессе организации ВНД, включая низкую мотивацию значительной части студентов и недостаток ресурсов для проведения полноценных научных исследований. В статье представлены предложения по улучшению организации и развитию ВНД. Среди них выделяются меры по привлечению студентов к научной жизни вуза с первых курсов, повышению привлекательности научно-исследовательской деятельности, поддержке и совершенствованию системы поощрений, а также созданию условий для эффективного функционирования институциональной инфраструктуры студенческой науки.
В статье социальный капитал рассматривается, как комплекс социальных факторов, являющихся составной частью потенциала социума, который способствует развитию всех компонентов общества как системы. Социальный капитал – это нематериальная часть системы ресурсов, ценностей и отношений, создающая их владельцу возможности и условия реализации определённых целей, в результате которых может получить материальные и социально-духовные блага. Предложенный подход дает возможность определить, как структуру основных этапов реализации социального капитала, так и разработку технологии и механизма управления этим феноменом. Социальный капитал любого субъекта общества имеет достаточно сложную иерархическую структуру, как и общество в целом. Более точно - она соответствует в основном структуре капитала общества с определенной модификацией. Социальный капитал не является атрибутом лишь отдельного человека, как это утверждается в абсолютном большинстве зарубежных и отечественных публикациях. Его основу составляет капитал общества в целом, различных социальных сообществ, социальных групп и слоев, населения административно-государственных систем, коллективов и т.д. В структуре социального капитала в целом целесообразно выделить, трудовой, научно-образовательный, профессионально-квалификационный, информационный, инновационный, организационно-управленческий, социально-демографический, политико-правовой и другие составляющие. Естественно, каждый указанный капитал является относительно самостоятельной системой и имеет большое количество своих внутренних элементов. Все структурные элементы социального капитала находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку развитие социальных субъектов в современном обществе зависит от эффективности развития и реализации капитала, именно в этой сфере огромные возможности для инноваций. Определяются основные методы и средства, способствующие активизации процесса реализации социально капитала, в обязательном порядке должны предусматриваться в стратегической программе социально-экономического развития не только страны, но и всех социальных субъектов общества. Обозначены основные показатели, отражающие уровень развития и реализации социального капитала, определены этапы разработки программы и её реализации.