SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день концептуальный аппарат конфликтологии относительно других гуманитарных наук до сих пор не устоялся: например, неразрешённый спор определения структурных рамок трудового и социально-трудового конфликта, гетерономия подходов к теоретическому анализу социальных феноменов[1]. По нашему мнению, существует ещё одна проблема - этическая основа конфликтолога. Проблема заключается в том, что модернистская этика, основанная на базисе европейского рационализма, использующейся конфликтологией, на практике может вызвать деструктивный эффект и вывести конфликтологию в область классической юриспруденции и теологии с заранее известными обстоятельствами: «виновность» и «правота» конкретных субъектов. Работа старается продемонстрировать не столько непривлекательность либеральной этики, сколько использование вообще любой формальной этической структуры конфликтологом. Вместо этого, автор данной работы предлагает альтернативу, разработанную в корпусе психоанализа Ж. Лаканом и конкретизирующуюся С. Жижеком в виде «этики разрыва». Данная «этика» отличается невозможностью классической кодификации, поскольку демонстрирует алеаторность моральных категорий вне зависимости от их содержания, что подразумевает не только отсутствие какого-либо «основания» в мире, но и свою этическую пустующую «сущность». Параллельно с предложенной «этикой разрыва» автор приводит этику Б. Спинозы в рецепции Ж. Делёза для оценки потенциального конфликта в категориях «хорошо»/«дурно», «удачно»/«неудачно» вместо «норма»/«патология», «правильно»/«неправильно. Данная этика необходима по причине отсутствия какой-либо репрезентации «этики разрыва» для создания «удачной встречи» между сторонами - согласованности интересов и общей удовлетворённости.
В статье рассматриваются шаги по модернизации законодательства в сфере культуры в период трансформации социально-экономического развития России, которое составляет массив «культурного» законодательства, призванного обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливает пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия и, в частности, памятников истории и культуры. Делается вывод о необходимости коренного пересмотра корпуса законов о культуре, усиления влияния культуры на все аспекты политики государства. Предполагается уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства Российской Федерации с точки зрения воздействия на процессы воспитания, формирования личности, творческую деятельность, сохранение культурного наследия, формирование благоприятной информационной среды.*
В исследовании обозначена линия эволюции научных воззрений на природу музейной политики в системе взаимоотношений государство–музей–общество и выявлены основания, которые определяют значимость этих взаимоотношений для современной музеологии. Материалом для научных изысканий послужили работы в области теории и методологии музеологических исследований. Статья представляет собой аналитический обзор методологических подходов к исследованию взаимоотношений власти, музея и общества. Рассмотрено появление и развитие данной области музейных исследований, определено, как менялись представления о взаимодействии элементов изучаемой триады. Определены возможности применения различных методов для уточнения понятия «музейная политика». Охарактеризованы сменявшие друг друга подходы к пониманию основной социальной роли музея. Установлены два основных направления, повлиявшие на развитие научных исследований музейной политики (концепция политической власти М. Фуко и акторно-сетевая теория Б. Латура).
В статье дается характеристика современного состояния духовной сферы и культурной жизни Украины, основу которой составляет русофобия. Предпринята попытка выявления ее истоков, раскрываются объективные и субъективные факторы, обеспечившие распространение этого феномена. В работе используется компаративистский метод исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных источников автор приходит к выводу, что русофобия как предвзятое, неприязненное, враждебное отношение к России и русскому народу своими корнями уходят вглубь веков и не является лишь порождением пришедших к власти на Украине неонацистских сил. В статье обосновывается, что нарративами в формировании современной духовной жизни и культурной политики Украины, выступает мифологема, суть которой состоит в том, что на протяжении всей истории источником всех трудностей и бед украинского народа являются Россия и русские. Автор раскрывает несостоятельность политико-идеологической идиомы о «братском союзе русского и украинского народов», которая была запущена советскими идеологами в пропагандистский оборот в середине прошлого столетия и не соответствовала реальной действительности. В заключении статьи содержатся выводы и предложения по поиску путей примирения и установления добрососедского сотрудничества, в том числе в области культуры, после ликвидации на Украине русофобского режима.
Старение населения выступает одним из главных демографических трендов современности. Учитывая его необратимость в условиях суженного воспроизводства населения в России, закономерными видятся усилия органов государственной власти по поддержанию ресурсного потенциала лиц старших возрастов и созданию условий для здоровой и активной жизни в старости, которые находят отражение в различных программных и стратегических документах. Следовательно, важно понимать, насколько осуществляемая в настоящее время государственная политика в интересах граждан старших возрастов отвечает их запросам и потребностям. В рамках статьи данная цель реализована посредством сопоставления особенностей социально-экономического положения лиц старших возрастов, выявленных по данным многолетних социологических наблюдений, с положениями и целевыми показателями регионального проекта «Старшее поколение» (на примере Вологодской области). Выделены ключевые проблемы благополучия старшего поколения: нарушения здоровья в виде хронических заболеваний, которые могут сопровождаться ограничениями социального функционирования; большой гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни и распространённость социального одиночества; низкий уровень материального благосостояния; неудовлетворённость различными аспектами жизни и сниженный эмоционально-психологический тонус. Показано, что реализуемая в регионе комплексная программа повышения качества жизни людей старшего поколения направлена на решение вопросов в области укрепления здоровья и поддержания социальной активности людей старших возрастов, однако мало учитывает вопросы материального достатка и негативных общественных стереотипов в отношении этой категории населения. В заключение определена целесообразность корректировки мероприятий регионального проекта «Старшее поколение» с учётом выявленных пробелов.