SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Исторический опыт наставничества показал, что совершенствование этого социального института влияет на развитие общества в целом, а также способствует повышению эффективности экономических процессов и стабилизации внутриполитической обстановки. Наставничество, как социальное явление, ориентировано на развитие личности и решение социально значимых проблем на общегосударственном и региональном уровнях. В данной статье рассматривается эволюция феномена наставничества с опорой на итоги изучения данного вопроса, проводившегося в разные исторические периоды разными научными течениями. Целью исследования выступает историографический обзор научной литературы, связанной с рассматриваемой темой, основанный на использовании методов анализа и обобщения. По результатам проведенной работы предлагается уточнить содержание понятия «социальное наставничество» и систематизировать сведения о влиянии наставничества на способность личности (индивида) к полноценной социализации. Автор обосновывает особое место наставничества в структуре воспитательного и учебного процессов, а также указывает на его значимость в контексте адаптации человека к жизни в обществе. При этом отмечается, что наставничество позволяет в определенной мере восполнить недостаток действенности ряда социальных институтов, встроенных в государственный механизм.
Актуальность исследования состоит в выявлении новых вызовов и угроз, связанных с проблемой организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Новизна заключается в том, что проблема обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них связан с учетом особенностей поколения Z при выстраивании общения и учебного взаимодействия с ними, второй предполагает спецификацию использования цифровых технологий в образовательной среде с учетом рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, развития, воспитания школьников пересматриваются в контексте необходимости учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается значимость повышения авторитета учителя, развития у него востребованных педагогических способностей, формирования ценностных отношений к детям, профессии, себе как постоянно развивающейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности обучающихся как в учебном процессе, так и за его пределами.